Методы маркетинговых исследований в коммуникационном процессе на примере оценки эффективности коммуникационного продвижения музыкальн

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 07:34, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты маркетинговых исследований………....5
1. Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований…………..….5
2. Выбор методов проведения маркетинговых исследований……….9
3. Общая характеристика методов сбора данных………………….......10
Глава II. Оценка эффективности коммуникативного продвижения музыкального училища имени В. Я. Шебалина с помощью методов маркетинговых исследований………………………………………………20
1. Личное интервью с использованием анкеты……………………. 20
2. Фокус – группа…………….…………………………………….. ..21
3. Экспертный опрос ………………………………………………. ..22
4. Информационный аудит ………………………………………... ..22
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 60.81 Кб (Скачать)

     Исходя  из этого цели маркетингового исследования могут носить следующий характер:

  • разведочный, т.е. быть направлены на сбор предварительной информации, предназначенной для более точного определения проблем;
  • описательный, т.е. заключаться в простом описании тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации;
  • казуальным, т.е. быть направлены на обоснование гипотез, определяющих содержание выявленных причинно-следственных связей.

     Что касается конкретных методов проведения маркетингового исследования, то на данном этапе он описывается в самом  обобщенном виде и характеризует  инструментарий сбора информации, необходимой  для достижения исследовательских  целей. Менеджер должен понять суть предлагаемого  метода. Кроме того, на данном этапе  обычно указываются также требуемое  время и стоимость предполагаемого  исследования, что необходимо для  принятия решения о проведении маркетингового исследования и решения организационных  вопросов его проведения.

     Характер  целей маркетингового исследования предопределяет выбор конкретных типов  исследования, носящих те же названия, а именно: разведочный, описательный и казуальный. 
 
 
 
 

     2.Выбор методов проведения маркетинговых исследований 

     Выбор конкретного типа исследования во многом определяется целями исследования и  задачами, которые решаются на отдельных  этапах его проведения.

     Первой  задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться на отдельных его этапах. Затем с  учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее подходящий набор этих методов.

     Наиболее  широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей, экспертные оценки и экспериментальные методы. Главное отличие социологических методов исследования от экспертных оценок заключается в том, что первые ориентированы на людей очень различной компетенции и квалификации, в то время как экспертные оценки - на ограниченное число специалистов-профессионалов. Объединяет эти две группы методов прежде всего то, что в обоих случаях для обработки собранных данных используются одни и те же методы математической статистики.

     Широта  применения тех или иных методов  при проведении маркетинговых исследований определяется возможностями компании использовать их самостоятельно или  покупать результаты таких исследований. Очевидно, что у крупных организаций  таких возможностей существенно  больше, чем у организаций малого бизнеса. Поэтому количественные методы в маркетинговых исследованиях  применяются в настоящее время  все чаще организациями, имеющими соответствующие  аналитические подразделения, для  определения таких важнейших  параметров рынка, как спрос, рыночная доля, объемы продаж.

     Как уже говорилось выше, в зависимости  от целей исследования различают  три типа исследований: разведочный, описательный и казуальный.

     Разведочное исследование – это такое исследование, проводимое с целью сбора предварительной  информации, необходимой для лучшего  определения проблем и выдвигаемых  предположений, в рамках которых  ожидается реализация маркетинговой  деятельности, а также для уточнения  терминологии и установления приоритетов  среди задач исследований. Например, предполагается провести исследование с целью определения имиджа какого-то банка. Сразу же возникает задача определения понятия «имидж банка». Разведочное исследование выявило  такие его составляющие, как величина возможного кредита, надежность, приветливость  персонала и др., а также определило, как измерить эти составляющие.

     Для проведения разведочного исследования может быть достаточно только прочитать  опубликованные вторичные данные или  провести выборочный опрос среди  специалистов по данной проблеме. С  другой стороны, если разведочное исследование направлено на испытание гипотез  или измерение взаимосвязей между  переменными, то оно должно быть основано на использовании специальных методов.

     Описательное  исследование направлено на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков. При проведении данного вида исследований, например, исследуется: кто является потребителем продукции фирмы, что  фирма поставляет на рынок, где потребители  приобретают продукцию фирмы, когда  потребители наиболее активно покупают эту продукцию, как потребители  используют данную продукцию. Надо заметить, что описательные исследования не дают ответа на вопрос, почему что-то происходит именно так, а не иначе.

     Казуальное  исследование проводиться для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. В основе данного исследования лежит стремление понять какое-либо явление на основе зависимости факторов друг от друга. Факторы, которые вызывают какие-то изменения, называются независимыми переменными, в то время как переменные, изменяющиеся под воздействием этих факторов, называются зависимыми переменными. К сожалению, на основе логики «если - то тогда» изучить проблемы маркетинга очень сложно, а иногда и невозможно. Например, на поведение потребителя влияет множество факторов, заставляющих их действовать порой противоречивым образом. Но даже частичное прояснение проблемы может дать положительные результаты.

     На  практике при проведении конкретного  маркетингового исследования чаще всего  используется не один, а все типы исследований, причем в любой последовательности. Так на основе описательного исследования может быть принято решение о  проведении разведочного исследования, результаты которого могут быть уточнены с помощью казуального исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Общая характеристика  методов сбора  данных 

     Методы  сбора данных при проведении маркетинговых  исследований можно классифицировать на две группы: количественные и  качественные.

     Качественное  исследование отвечает на вопросы «как» и «почему». Данный тип исследований позволяет получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях очень небольшой группы лиц. Полученные данные не могут быть выражены количественно (за редким исключением), однако дают хорошее представление об образе мыслей потребителей. Качественные исследования незаменимы при разработке новых товаров, рекламных кампаний, изучении имиджа фирм, торговых марок и решении других сходных задач. Основные методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.

     Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам.

     Фокус-группа проходит в виде группового обсуждения интересующего исследователя вопроса; в ходе этого обсуждения участники  группы, не скованные рамками стандартного интервью, могут свободно общаться друг с другом и выражать свои чувства  и эмоции.

     Для участия в фокус-группе отбираются 6-12 человек — наиболее «типичные» представители интересующей исследователя  группы людей, однородные по своим демографическим  и социально-экономическим характеристикам, а также по жизненному опыту и  заинтересованности в изучаемом  вопросе.

     В течение полутора-трех часов подготовленный ведущий (модератор) руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме (topic guide, подготовленный до начала обсуждения).

     Фокус-группа обычно проходит в специально оборудованном  помещении с односторонним зеркалом (из-за которого представители заказчика  могут наблюдать за ходом фокус-группы, не выдавая своего присутствия). Все  происходящее записывается на видео- и  аудиопленку.

     После завершения обсуждения аудио- и видеозаписи  анализируются и составляется отчет. Как правило, в рамках одного исследования проводятся 3-4 фокус-группы.

     Фокус-группу проводит квалифицированный специалист, модератор. Его задача — понять отношение участников фокус-группы к обсуждаемым вопросам. Он должен иметь навыки управления группой, а также общие знания в области психологии и маркетинга.

     Среди недостатков данного метода данного метода следует отметить:

    • возможную нерепрезентативность (мнения, высказанные членами фокус-группы, нельзя считать мнением всех потребителей);
    • субъективную интерпретацию полученных результатов (которая всегда присутствует в качественных методах исследований).

     К числу достоинств фокус-групп можно отнести:

    • максимальную возможность для генерации новых идей;
    • разнообразие направлений использования данного метода;
    • возможность изучать респондентов, которые в более формальной ситуации не поддаются изучению;
    • возможность для заказчика принимать участие на всех этапах исследования.

     Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. Интервью проходит в виде свободной беседы на интересующую исследователя тему, в ходе которого исследователь получает от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам.

     Технология интервью включает в себя следующие этапы: Подготовка структуры беседы, отбор респондентов и проведение интервью, а также обработку интервью и составление аналитического отчета.

     Перед началом серии интервью исследователь  подготавливает план, в соответствии с которым будет проводиться  интервью. В отличие от обычного опроса, план глубинного интервью представляет собой просто перечень вопросов, по которым интервьюер должен узнать мнение респондента.

     После подготовки плана беседы отбираются респонденты и проводятся сами интервью. Длительность глубинного интервью может  составлять от получаса до нескольких (2-3) часов в зависимости от сложности  темы, а также количества и глубины  изучаемых вопросов. Как правило, глубинное интервью проводится в  специальном помещении с нейтральной  обстановкой и хорошей звукоизоляцией, во избежание возникновения каких-либо внешних помех. Интервью записывается на аудио и/или видеоаппаратуру  для облегчения последующей расшифровки  и анализа данных, а также для  того, чтобы не потерять важную информацию.

     После завершения интервью его аудио и/или  видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь  получает полный текст всего интервью. На основе данных текстов и впечатлений  интервьюера составляется аналитический  отчет.

     Успех глубинного интервью во многом зависит  от профессионализма и личных качеств  интервьюера. Для проведения интервью необходим квалифицированный специалист, желательно имеющий психологическое  образование. Ему должны быть присущи  навыки установления контакта с людьми, хорошая память, способность быстро реагировать на нестандартные ответы, терпение. В процессе интервью нельзя оказывать психологическое давление на опрашиваемого, спорить с ним.

     Как правило, глубинные интервью используются для решения тех же задач, что  и фокус группы, а именно:

    • изучение поведения потребителей, их отношения к товарам, компаниям, маркам;
    • разработка новых продуктов, оценка концепции нового продукта (его упаковки, рекламной кампании и т. п.);
    • получение предварительной реакции потребителей на различные маркетинговые программы.

     Глубинное интервью целесообразно использовать вместо фокус-группы в следующих  случаях:

    • тема интервью предполагает обсуждение сугубо личных тем (личные финансы, заболевания);
    • интервью проводятся с представителями конкурирующих организаций, которые не согласятся обсуждать данную тему в группе;
    • обсуждается тема, в которой существуют строгие общественные нормы, и на мнение респондента может повлиять ответ группы (уплата налогов и т. п.);
    • невозможно собрать всех респондентов в одном месте и в одно время (респонденты малочисленны, удалены друг от друга и/или очень заняты).

Информация о работе Методы маркетинговых исследований в коммуникационном процессе на примере оценки эффективности коммуникационного продвижения музыкальн