Маркетинговые исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является Изучение рынка хлебобулочных изделий для выработки маркетинговой стратегии предприятия.
Гипотеза: Доля потребления продукции компании «Азовских хлеб» на рынке г. Азова составляет 52%, однако за пределами города продукция данного хлебзавода известна мало.

Содержание

Резюме 2
Введение 3
1 Маркетинговое исследование 5
1.1 План маркетингового исследования 5
1.2 Исследование рынка продукции 7
1.3 Описание каналов распределения 16
1.4 Исследование конкурентов 16
1.5 Описание предприятия 16
1.6 Разработка анкеты для опроса 30
2 Сбор данных 31
3 Обработка и анализ полученной информации 33
Выводы и рекомендации 35
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

исследования Детская одежда.docx

— 531.84 Кб (Скачать)

Таблица 1 Доля продажи на рынке Ростовской области

Наименование  продавца

Доля, %

ОАО «Азовский хлеб»

75,1

ОАО «Ростовский хлебозавод №1»

13,7

ЗАО «Хлебозавод Юг Руси»

1,2

Самарское потребительское  общество

1,2

ИП Карпенко

3,2

ОАО «Приморский»

1,9

ИП Попехин

0,1

ООО «Боун»

0,5

Проичие поставщики ЗАО «В двух шагах»

0,2

Прочие поставщики ЗАО  «Тандер»

2,9

Итого

100


Коэффициент рыночной концентрации CR-3  равен 92,0% Индекс Герфиндаля-Гершмана – 5853,14  пунктов.В соответствии с п.  42  Порядка уровень концентрации на оптовом рынке хлебобулочных изделий г.  Азов и Азовского района Ростовской области является высоким.و.Барьеры входа на товарный рынок. Ростовская область характеризуется наличием свободных мощностей по производству хлебобулочных изделий.  В этих условиях барьерами входа на рынок являются:-  необходимость вложения значительных финансовых ресурсов для строительства (приобретения)  мощностей по производству хлебобулочных изделий и (или)  приобретения специальных закрытых автомашин фургонов;-  издержки выхода с рынка связанные с невозможностью при прекращении производства возместить инвестиции,  вложенные в мощности по производству хлебобулочных изделий. Повышение цен на хлеб первого сорта ОАО «ОАО «Азовский хлеб» не привело к снижению его доли на рынке за счет выхода новых поставщиков.  Исходя из этого,  барьеры входа на рынок являются трудно преодолимыми. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке. По степени развития конкуренции оптовый рынок хлебобулочных изделий г.  Азов и Азовского района Ростовской области является высококонцентрированным.  Доля ОАО «Азовский хлеб» превышает 50%  на данном рынке.

    1. Определение сегмента рынка хлебобулочных изделий

Рисунок 3  Сегментация

В 2010 году доли рыночных сегментов  выглядят следующим образом: наибольшая часть рынка в натуральном  выражении принадлежала сегменту ржаного  хлеба и составляла 27,0%. Доля сегмента пшеничного хлеба из муки первого  сорта почти приблизилась к доле лидера, заняв 24,7% общего объема рынка. Булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта составили 19,2% рынка  в натуральном выражении. Доля сегмента пшеничного хлеба из муки высшего  сорта составила 8,6% объема рынка, доля хлеба ржано-пшеничного и пшенично-ржаного  – 6,9%, сдобных хлебобулочных изделий  – 4,1%, хлеб пшеничный из муки второго  сорта занимала 2,6% рынка, булочные изделия  из пшеничной муки первого сорта  – 2,4%, бараночные изделия – 1,7%, сухари, гренки и хрустящие хлебцы – 1,6%, сегмент пирожков, пирогов и пончиков занимал всего 0,8%. Сегмент диетического хлеба и хлебобулочных изделий  заполнил 0,5% рынка.

Самыми популярными видами на рынке хлеба и хлебобулочных  изделий являются хлеб ржаной, хлеб из пшеничной муки первого сорта, булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта и хлеб пшеничный  из муки высшего сорта, на которые  приходится около 80% совокупного объема данного рынка.

За 2009 год розничные продажи  хлеба и хлебобулочных изделий  выросли на 11%. В стоимостном выражении  они увеличились на 34,5 млрд руб. и  в четвертом квартале 2009 года достигли 115,8 млрд руб. В трех кварталах 2010 года розничные продажи варьировали  в пределах 82,8-84,6 млрд руб., а в  четвертом квартале возросли до 128,7 млрд руб. Анализ динамики розничных  продаж хлеба и хлебобулочных  изделий показал, что, во-первых, ни экономический кризис, ни погодные условия и засушливое лето 2010 года не привели к сокращению объема розничных  продаж и, во-вторых, – как и в  предыдущие годы, наибольшие продажи  приходились на четвертый квартал  года.

Рисунок 4  Динамика розничных  продаж хлеба и хлебобулочных  изделий по кварталам в 2008-2010 годы, млрд руб.

Четвертая часть всех розничных  продаж хлеба и хлебобулочных  изделий – 25,9% приходится на Центральный  федеральный округ, а пятая часть  – 20,2% на Приволжский федеральный  округ. Доли Южного и Сибирского округов в структуре розничных продаж составляют соответственно 19 и 11,1%. Самая низкая доля – 4,4% принадлежит Дальневосточному федеральному округу.

Регионами с наибольшими  объемами производства пшеничного хлеба  из муки высшего сорта в 2010 году, как и в предыдущие годы, являлись Самарская, Ростовская, Тюменская области, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край, Республика Саха (Якутия), Башкирия и Москва. Наибольшие объемы ржаного хлеба по-прежнему производились в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Нижегородской  области, Кировской области и  Республике Татарстан.

В 2010 году лидерами производства по отдельным сегментам хлебной  продукции и поставкам на отечественный  рынок являлись следующие регионы. В сегменте ржаного хлеба на предприятия  Москвы пришлось более 7% отечественного производства этой продукции. Доли Московской области и Санкт-Петербурга в  структуре российского производства находились в диапазоне от 5 до 6,5%.

К числу регионов с высокими показателями объема выработки можно  отнести Нижегородскую и Кировскую  области, на каждую из которых приходилось  чуть больше 4%, а также Республику Татарстан – ее доля составила  около 3,5%.

Более 11% всего пшеничного хлеба из муки первого сорта было выпущено на предприятиях Республики Дагестан. На производителей Краснодарского края приходится десятая часть продукции  отечественного производства.

Лидером производства булочных изделий из пшеничной муки высшего  сорта стала Москва с долей  почти в 15% , за ней следуют Московская область, занимающая десятую часть, а Нижегородская область и  Санкт-Петербург – на них приходится по 5%.

Около 10% хлеба ржано-пшеничного и пшенично-ржаного было произведено  в Воронежской области. В Московской и Новосибирской областях сосредоточено  по 5% производства, в Омской и Брянской областях – чуть больше 3% общего объема предложения отечественного продукта в данном сегменте рынка.

Около 7,5% российского производства сдобных хлебобулочных изделий  находится в Москве. В Нижегородской  области сосредоточено более 6%, в  Санкт-Петербурге – 6%, а в Московской области – чуть меньше 6% предложения  в этом сегменте.

Лидерами по изготовлению хлеба пшеничного из муки второго  сорта являются Иркутская и Новосибирская  области, на долю которых приходится по десятой его части. Порядка 7% российской продукции этого сегмента рынка  хлеба и хлебобулочных изделий  представляет предложение предприятий  Алтайского края. Доли Хабаровского края, Свердловской области и Красноярского  края в структуре российского  производства колеблются от 5 до 6%.

Больше всего бараночных изделий выпускается в Санкт-Петербурге (15%), сухарей, гренок и хрустящих  хлебцев – во Владимирской области (16%), пирожков, пирогов и пончиков – в Ставропольском крае (пятая  часть от общего объема изготовления данного вида продукции).

Объем российского производства пшеничного хлеба из муки высшего  сорта в 2010 году, по нашим оценкам, составил 586,7 тыс. тонн, а хлеба пшеничного из муки первого сорта –1693,1 тыс. тонн. Хлеба пшеничного из муки второго  сорта было выпечено 180,1 тыс. тонн, а  хлеба ржаного – 1852,8 тыс. тонн. Производство хлеба ржано-пшеничного и пшенично-ржаного  достигло 472,6 тыс. тонн, а диетического хлеба и хлебобулочных изделий  – около 36 тыс. тонн. Сдобных хлебобулочных  изделий было изготовлено 278,5 тыс. тонн, бараночных изделий –119,1 тыс. тонн, булочных изделий из пшеничной муки высшего сорта – 1318,3 тыс. тонн, булочных изделий из пшеничной муки первого сорта – 164,2 тыс. тонн, пирожков, пирогов и пончиков – 51,5 тыс. тонн, а сухарей, гренок и хрустящих хлебцев – 101,7 тыс. тонн.

 

Крупнейшими российскими  производителями хлеба и хлебобулочных  изделий являются: ОАО «Хлебный Дом», ОАО «Каравай» (Санкт-Петербург), ОАО  «Липецкхлебмакаронпром» (Липецк), ОАО  «Первый хлебокомбинат» (Челябинск), ОАО «Хлебозавод № 22» (Москва), ОАО  «Владимирский хлебокомбинат» (Владимир), ЗАО «Хлебокомбинат «Пеко» (Москва), ОАО «Ростовский хлебозавод №1» (Ростов-на-Дону), ОАО «Волжский пекарь» (Тверь) и ЗАО «Щелковохлеб» (г. Щелково  Московской области). Эти предприятия  лидируют на рынке уже несколько  лет подряд.

В 2009 кризисном году произошла  стабилизация платежеспособного спроса на хлеб и хлебобулочные изделия: не наблюдалось ни роста, ни падения. Однако в кризисных условиях платежеспособный спрос вновь сдвинулся в сторону  простых массовых сортов хлеба. Засушливое лето 2010 года добавило забот производителям хлеба и хлебобулочных изделий. Конкуренция между производителями  возросла. Поскольку конкуренция  между производителями оказалась  достаточно жесткой, то выдержать ее давление предприятиям помогало снижение издержек, благодаря использованию  дешевых ингредиентов, незначительно  снижающих качество хлебопекарной  продукции. Одновременно в период 2009-2010 годы население России экономило  на продуктах питания посредством  поиска таких торговых точек, где  привычные товары стоят дешевле, а также за счет сокращения частоты  или снижения объема своих покупок. При этом хлеб и хлебобулочные  изделия как продукты «первой  необходимости» эта тенденция практически  не затронула. Лишь чуть более 6% жителей  России старались меньше покупать хлеб и хлебобулочные изделия. К тому же применение в изготовлении хлеба  и хлебобулочных изделий, как  и мучных кондитерских изделий ингредиентов – заменителей, комплексных пищевых добавок, эмульгаторов, пекарских порошков, продлителей свежести и срока годности, консервантов, усилителей вкуса, закваскок, улучшителей хлеба и т. п. не осталось без внимания потребителей массовых сортов хлеба и хлебобулочных изделий.

    1. Описание предприятия

«Азовский хлеб»  зарегистрировано Постановлением главы администрации г. Азов Ростовской области от 28 марта 1997 г. №214, является предприятием, основанным на коллективной форме собственности и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом и Учредительным договором.

Предприятие приобрело право юридического лица с момента регистрации, имеет  обособленное имущество, самостоятельный  баланс, может от своего имени заключать  договора, приобретать имущественные  и личные неимущественные права  и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Высшим органом управления общества является Собрание участников. В соответствии с законодательством Российской Федерации, Собрание участников общества должно проходить, по крайней мере, один раз в год независимо от других собраний. Собрание созывается директором общества, ревизионной комиссией  или по требованию не менее 2 участников. Собрание несет ответственность  за выработку решений о развитии стратегии мини-пекарни, распределении  прибыли и назначении на должность  руководящего персонала, избирает из числа  участников ревизионную комиссию для  контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью общества.

Уставный капитал общества составляет 342000 рублей. Учредителем предприятия  являются два частных лица.

Имущество предприятия состоит  из основных фондов и оборотных средств.

Источниками формирования имущества  предприятия являются:

– денежные и материальные взносы учредителей;

– доходы, полученные от осуществления хозяйственной деятельности;

– кредиты банков и других кредиторов;

– иные источники, не запрещенные законодательными актами Российской Федерации;

Прибыль, остающаяся у предприятия  после уплаты налогов и других платежей в бюджет, поступает в  полное его распоряжение.

Общество может прекратить свою деятельность (ликвидироваться):

– по решению Собрания участников;

– по решению суда, в случае неплатежеспособности или нарушения обществом действующего законодательства.

Ликвидация и реорганизация  общества осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Имеющиеся у общества средства, в  том числе от распродажи имущества, после расчетов по оплате труда, выполнения обязательств перед кредиторами  и бюджетом, распределяются между  участниками. Разделение осуществляется путем создания на основе одного общества новых самостоятельных юридических  лиц, с разделением балансов и  капиталов.

Предприятие занимается следующими видами деятельности:

– производством и реализацией хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;

– розничной торговлей;

– другими видами деятельности не запрещенными законодательством и указанными в Уставе.

Основными поставщиками сырья «Азовский хлеб» являются ООО «Земля», ООО ПКП «Донской хлеб» и др. Основные покупатели – магазин «24 часа», школа-интернат №4 и др.

«Азовский хлеб»является клиентом Стела Банка и имеет

Организационная структура «Азовский хлеб»представляет собой следующее:

Таблица 4 – Организационная структура «Азовский хлеб»

Должность

Функции

Директор

управление организацией и персоналом

Бухгалтер

бухучет

Кассир

ведение кассовых операций

Управляющий производством

планирование и контроль производства

Менеджер по продаже

организация продаж, маркетинг

 

покупка сырья и материалов

Пекари

выпечка

 

содержание оборудования

Продавцы

обслуживание покупателей

 

оформление витрин

Подсобные рабочие:

 

– кладовщик

хранение и подача сырья

– хозяйственник

содержание помещений

– охранник

охрана помещений

Информация о работе Маркетинговые исследования