Маркетинговые исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

Основным элементом системы маркетинга на предприятии является маркетинговая служба – часть организационной системы фирмы и подсистема организационной структуры управления фирмой. Маркетинговая служба должна обеспечивать выполнение следующих функций: комплексный анализ и прогнозирование развития рынка сбыта продукции предприятия на основе изучения спроса, цен, политики конкурентов и конъюнктуры торговли; оценка конкурентоспособности выпускаемых фирмой товаров, разработка предложений по совершенствованию ассортимента, поиск и отбор идей для будущего производства и т.д. Организационная структура службы определяется спецификой выпускаемого продукта, количеством рынков и масштабом деятельности. Как правило, существуют следующие варианты

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Маркетинговые исследования (политика, методы, теория). 5
2. Анализ маркетинговой деятельности (SWOT-анализ) 9
2.1. Характеристика компании. 12
2.2. Анализ конкурента. SWOT-анализ. 17
3. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СНОСКИ: 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по маркетингу.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

                                       ОГЛАВЛЕНИЕ 

                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   ВВЕДЕНИЕ

 

      Основным  элементом системы маркетинга на предприятии является маркетинговая  служба – часть организационной  системы фирмы и подсистема организационной  структуры управления фирмой. Маркетинговая  служба должна обеспечивать выполнение следующих функций: комплексный анализ и прогнозирование развития рынка сбыта продукции предприятия на основе изучения спроса, цен, политики конкурентов и конъюнктуры торговли; оценка конкурентоспособности выпускаемых фирмой товаров, разработка предложений по совершенствованию ассортимента, поиск и отбор идей для будущего производства и т.д. Организационная структура службы определяется спецификой выпускаемого продукта, количеством рынков и масштабом деятельности. Как правило, существуют следующие варианты ее построения: по функциям, товарам, рынкам и покупателям, регионам, функциям и товарам, функциям и рынкам, функциям и регионам.

      Процесс управления маркетингом (планирование и реализация) осуществляется по следующим  основным направлениям:

      изучение рыночных возможностей фирмы;

      отбор целевых рынков;

      разработка  комплекса маркетинга (маркетингового микса)

      претворение в жизнь разработанных мероприятий.

      Важную  роль для развития компании имеют  маркетинговые исследования. Они  позволяют выявить слабые и сильные стороны предприятия в сфере маркетинга. А выводы, сделанные из проведенных исследований способствуют улучшению показателей предприятия и его положения среди конкурентов. Особенное распространение в последнее время получил SWOT-анализ.

      Целью данной контрольной работы является исследование маркетинговых исследований, SWOT-анализа на примере предприятия ОАО «Волгателеком» (Нижний Новгород).

      Цель  обусловила постановку  следующих  задач:

      - дать понятие маркетинговых исследований  и SWOT-анализа;

      - предоставить SWOT-анализ предприятия Нижнего Новгорода (на примере телекоммуникационной компании ОАО «Волгателеком»);

      - дать SWOT-анализ конкурирующего предприятия (телекоммуникационная компания ООО «Юнител»)

      - дать предложения по совершенствованию  маркетинговой деятельности.

      Структура контрольной работы. Контрольная работа состоит из введения, трех  разделов, заключения и списка использованной литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Маркетинговые исследования (политика, методы, теория).

 
 

      Ма́рке́тинговое  иссле́дование (англ. marketing research) — «форма бизнес-исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике»[1] .

      Методологически, все маркетинговые исследования подразделяются на:

      - качественное маркетинговое исследование — приемы и методы, позволяющие определить глубинные мотивы принятия потребителями решений о покупке, ассоциации, вызванные продуктом, маркой, возможные варианты отношения к рекламе и т. п. Качественные исследования являются разведывательными по своей природе и отвечают на вопрос: «как?», «каким образом?». К качественным исследованиям относятся такие методы, как глубинные интервью и фокус-группы. Свое название этот тип исследований получил не из-за того, что все остальные дают некачественные результаты, а потому, что получаемые результаты не дают оснований для количественных выводов.

      - количественное маркетинговое исследование — обычно используется для получения заключений — проверяет конкретные гипотезы — использует технику случайной выборки для того, чтобы сделать выводы обо всём населении — затрагивает большое количество респондентов — примерами являются опрос и анкетирование.

      - наблюдательные техники — исследователь наблюдает социальные явления в естественных условиях — наблюдение может быть перекрестным (все наблюдения делаются в одно время) или последовательным (наблюдения происходят в несколько временны́х периодов) — примером является анализ по использованию продукта.

      - экспериментальные или опытные  техники — исследователь создает почти искусственное окружение пытаясь контролировать ложные факторы, которые управляют по крайней мере одной переменной — примерами являются лаборатории покупок и пробный маркетинг.

      Исследователи часто используют более одного дизайна. Они могут начать со вторичного исследования, чтобы получить исходную информацию, после чего провести групповые обсуждения (дизайн качественного маркетингового исследования) чтобы исследовать проблему. В заключение, они могут провести полный общенациональный опрос (дизайн количественного маркетингового исследования), чтобы разработать конкретные рекомендации для клиента.

      Маркетинговое исследование включает несколько основных этапов:

      - определение проблемы и постановка  цели исследования;

      - проведение предварительного исследования  и формулирование гипотез;

      - разработка дизайна (плана, схемы)  исследования;

      - анализ вторичной и сбор первичной  информации;

      - интерпретация данных и презентация  результатов исследования.

      На  первом этапе маркетингового исследования необходимо определить проблему компании — заказчика маркетингового исследования. Это очень важный шаг, потому что «хорошо определенная проблема — наполовину решенная проблема»[2]. Правильно идентифицированная проблема компании позволяет исследователю сфокусировать усилия именно на той информации, которая необходима для решения проблемы. Четкая постановка вопроса, на который должно ответить маркетинговое исследование, увеличивает скорость и точность исследовательского процесса.

      Проведение предварительного исследования необходимо для определения причины выявленной проблемы компании. Оно ведется путем обсуждения проблемы с информированными источниками в самой компании и за ее пределами, а также путем использования других доступных источников информации. Так, например, предварительное исследование проблемы эффективности маркетингового комплекса может начаться с обсуждения проблем службы продаж, сервиса, менеджеров по работе с клиентами компании. Наряду с разговорами с занятыми в компании, предварительное исследование может включать оценку формальных данных работы компании. Это может быть анализ продаж и прибыли самой компании, а также — конкурирующих продуктов.

      Для реализации цели маркетингового исследования, поиска решения маркетинговой проблемы или проверки гипотезы разрабатывается модель (или схема, план) исследования. Разрабатывая проект исследования, маркетеры обеспечивают последующее изучение именно того, что они намеревались изучать. Этот план включает программу анализа вторичной информации, схему сбора и обработки первичной информации, интерпретацию и презентацию данных исследования.

      Сбор  вторичной информации по предмету исследования, как правило, предшествует сбору  первичной информации. По критериям  доступности, стоимости, оперативности  получения вторичная информация имеет преимущества перед первичной. Однако неполнота, неполная адекватность задачам анализа, несвоевременность данных являются недостатком вторичной информации. Например, данные переписи населения содержат демографические характеристики жителей, однако не содержат сведений об их марочных предпочтениях.

      Сбор  первичной информации, как правило, дороже и длительнее по времени, однако в результате можно получить более  ценную и детальную информацию. Выбор  между вторичной и первичной  информацией связан с затратами, валидностью и эффективностью этих вариантов. В действительности многие проекты маркетинговых исследований комбинируют вторичную и первичную информацию для получения полного ответа на маркетинговые вопросы.

      После устранения ошибок сбора данных ответы респондентов категоризуются и кодируются, т. е. каждому варианту ответа приписывается число-оценка. Данные представляются в матричной форме, сводятся в таблицы — табулируются, что делает возможным статистическую обработку результатов. Статистический анализ позволяет описать состояние ответов (найти средние значения и отклонения ответов от средних величин), проверить истинность гипотез, найти связи между переменными анализа, делать прогнозы.

      Интерпретация результатов статистического анализа  помогает ответить на главные вопросы  исследования. По результатам анализа исследователь формирует выводы и дает рекомендации; оформляет отчет и представляет его заказчику. Заказчик нередко хочет удостовериться, что исследования проведены должным образом, а также может желать получить дополнительные объяснения материалов отчета. Заказчик может относиться к результатам предвзято и видеть в исследовании то, что он хочет или готов видеть, и не видеть того, что он не хочет или не готов принять. Поэтому отчет и презентация должны быть выполнены безукоризненно и при этом быть понятны заказчику, который, возможно, не настолько глубоко разбирается в статистике, как сам исследователь. Если заказчик не знает статистической терминологии, необходимо представить результаты и на общепринятом языке. Менеджер-заказчик исследования и исследователь должны работать вместе над интерпретацией результатов и разделять ответственность за процесс исследования и вытекающие из него решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ маркетинговой  деятельности (SWOT-анализ)

 

      Одним из наиболее распространённых и действенных методов  анализа маркетинговой деятельности является так называемый SWOT-анализ. Акроним SWOT был впервые упомянут профессором Эндрюсом (Гарвард, США) в 1963 году на конференции по проблемам бизнес-политики. Эндрюс предложил использовать этот вид анализа для общего структурирования экономических данных о той или иной отрасли экономики. Однако, уже в 1965 году профессура всё того же Гарварда выдвинула предположение о возможности использования SWOT-анализа для моделирования бизнес-стратегий конкретных предприятий

     Итак, что же представляет собой SWOT-анализ? По сути, это комплекс регулярно  собираемых данных о деятельности предприятия, на основании которых строится бизнес-стратегия  предприятия. SWOT-анализ позволяет регулярно выявлять, оценивать и контролировать возможности, адаптировать деятельность предприятия таким образом, чтобы сводить к минимуму появление потенциальных угроз, либо последствия таковых. Таким образом, от того, насколько серьезно менеджмент любого уровня относится к проведению SWOT-анализа, зависит не только выбор стратегических направлений деятельности предприятия, но и успех его функционирования в целом.

     В российский практике полноценный SWOT-анализ используется, как правило, только очень крупными отраслевыми холдингами, либо совместными предприятиями, в которых влияние на управленческие решения имеют иностранные менеджеры.

     В то же время, грамотный и качественный стратегический анализ может помочь предприятию любого уровня получить реальную оценку ресурсов и возможностей применительно к текущему экономическому и финансовому состоянию как самого предприятия, так и внешней конкурентной среды, в которой предприятие действует. Анализ проводится в несколько этапов, на каждом из которых «рассматриваются отдельные данные о состоянии предприятия и того сегмента рынка, в котором предприятие работает» [3].

     SWOT – это аббревиатура, включающая  начальные буквы четырёх английских  слов: strength («сила»), weakness («слабость»), opportunities («возможности»), и threats («угрозы»). Таким образом, SWOT-анализ заключается в определении наиболее сильных (характеристики предприятия, выгодно отличающие его от конкурентов) и наиболее слабых (слабость или неразвитость в сравнении с конкурентами, которые возможно устранить или улучшить) сторон предприятия, анализе возможностей для расширения сфер и сегментов деятельности, и угроз, исходящих от внешней среды, как то, деятельности конкурентов, административные конфликты, и т.п. Под «возможностями» подразумеваются условия, «которые предоставляют всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса, а под «угрозами» – не только деятельность конкурентов в том же сегменте рынка, но и условия, которые снижают общую привлекательность этого сегмента для всех участников рынка» [4].

Информация о работе Маркетинговые исследования