Маркетинговые исследования в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение процесса маркетинговых исследований в области туризма.
Объектом исследования является маркетинг в туризме.
Гипотеза основана на предположении о том, что правильный выбор методов и правильная организация маркетинговых исследований способствует эффективной работе туристских предприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………3

Глава 1. Общая характеристика маркетинга в туризме…………………4
1.1. Сущность, содержание и функции маркетинга в туризме…………….4
1.2. Принципы и условия применения маркетинга в туризме……………..8
1.3. Современные тенденции развития маркетинга в туризме……………10

Глава 2. Маркетинговые исследования в туризме………………….……..13
2.1. Понятие маркетинговых исследований………………………………...….13
2.2. Этапы проведения маркетинговых исследований…………………...……17
2.3. Методы маркетинговых исследований………………………………..…..19

Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………..…………………..30
Приложение…………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

маркетинг в туризме.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

8.Последовательность вопросов должна учитывать их логическую взаи­мосвязь, в основе которой следует положить принцип « от общего – к частному»;

9.Вопросы, классифицирующие опрашиваемых и направленные на выяс­нение личных качеств, помещаются в самом конце анкеты, т.к., при их постановке возрастет вероятность отказа опрашиваемого продолжать беседу;

10.Первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного характера, т.к. призваны расположить опрашиваемого к беседе и вы­звать у него интерес. Трудные и личные вопросы не следует задавать в начале интервью.

11.Следует избегать вопросов (без крайней необходимости) о точном воз­расте, точном доходе и точном месте жительства.

12.Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиваться 10-15 вопросами), т.к., чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.

Анкета является гибким инструментом опроса, т.к. для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками, последовательностью. Так исследователи могут проводить как открытый, так и скрытый опрос.

При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Преимущество такого опроса состоит в воз­можности исключить трактовки опрашиваемым вопросов, не соответст­вующие целям исследования. Основным недостатком является стремление опрашиваемого в ряде случаев избежать откровенного ответа, и, прежде всего на вопросы личного характера.

Скрытый опрос позволяет избежать отмеченного выше недос­татка, повысить степень искренности ответов, но может привести к неже­лательным смещениям в ответах в связи с неправильной трактовкой опра­шиваемым заданного вопроса.

После разработки анкеты важно провести её опробование в ре­альных условиях, т.е. провести анкетирование с её помощью небольшого количества людей, относящихся к той же категории, которая подлежит ис­следованию. Необходимость этой работы обусловлена стремлением ис­ключить возможные двусмысленность, недостаточную ясность для опра­шиваемых или некорректность с их точки зрения включенных в анкету во­просов.

Опыт показывает, что даже если разработка анкеты производилась высококвалифицированными и опытными специалистами, её опробование позволяет им выявить отдельные недостатки и на этой основе произвести её доработку, т.е. лучше адаптировать её к подлежащей опросу аудито­рии. Игнорирование же этой работы может привести к неожиданным трудностям в сборе информации, к искажениям ответов и даже росту числа отказов от участия в опросах. В конечном итоге это приводит к по­терям, несоизмеримым с затратами на проведение пробного тестирования.

Таким образом, методы маркетинговых исследований позволяют получить конкретные данные, связанные с решением определенных маркетинговых задач.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Все существенные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены в туризме. В данной сфере результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт – это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны.

Маркетинг в туризме – в этой связи представляет собой систему непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, пользующимися спросом на рынке, и которые туристское предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делают конкуренты.

Из сущности маркетинга в туризме как системы вытекают основные его принципы:

1.                  Нацеленность на четко выраженный коммерческий результат;

2.                  Нацеленность на четко выраженный коммерческий результат;

3.                  Комплексный подход к достижению поставленных целей;

4.                  Максимальный учет условий и требований выбранного рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него;

5.                  Долговременный «горизонт» видения целей;

6.                  Активность, наступательность, предприимчивость.

Как и любое экономическое явление, маркетинг в туризме требует для своего применения и эффективного развития ряд условий:

                  глубокое насыщение рынка услугами, т. е. существование рынка покупателя;

                  острая конкурентная борьба туристских фирм за предпочтения потребителей;

                  свободные рыночные отношения, т. е. возможность без административных ограничений выбирать рынки сбыта, деловых партнеров, устанавливать цены, вести коммерческую деятельность;

                  свободная деятельность администрации внутри туристского предприятия по определению целей фирмы, стратегий, управленческих структур, распределению средств по статьям бюджета и т. д.

Перечисленные принципы и условия реализуются при помощи ряда маркетинговых действий, осуществляемых в определенной последовательности. Одним из таких действий можно назвать маркетинговые исследования.

Маркетинговые исследования – это широкий комплекс разнообразных исследований, необходимых для выработки оптимальных стратегий и проведения эффективной оперативной маркетинговой деятельности.

Маркетинговое исследование представляет собой процесс, состоящий из шести этапов:

                  Выявление проблем и формулирование целей исследования;

                  Отбор источников информации;

                  Сбор информации. Методы маркетинговых исследований;             

                  Анализ собранной информации;

                  Представление полученных результатов;

                  Анализ использования исследования.

Осуществление успешной маркетинговой деятельности предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей.

При проведении маркетинговых исследований могут использоваться следующие методы: опрос, наблюдение, анкетирование, эксперимент, имитационное моделирование. Каждый из методов имеет свои минусы и плюсы. Но в целом, правильный выбор методов и правильная организация маркетинговых исследований способствует эффективной работе туристских предприятий, что раскрывает гипотезу данной курсовой работы.

 

 

 

Список литературы:

1.   Богалдин – Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально – культурного сервиса: туристические, гостинично – ресторанные и развлекательные комплексы: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого – социального института, 2004. – 560с. (Глава 1)

2.   Ветитнев А.М. «Маркетинг в социально-культурной сфере и туризме», Учебно-методическое пособие, М.: Издательский центр "Академия", 2008.

3.   Дурович А., Анастасова Л. Маркетинговые исследования в туризме. Учебно-практическое пособие.  М. Новое Знание. 2002.

4.   Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме. Теория и практика. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 352с.

5.   Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации – М., Мастерство, 2002 .

6.   Котлер Филипп. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок: Пер. с англ. – 2-е изд., испр. –М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 296с.

7.   Котлер Ф., Боуэн Дж.,Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2005.- 1063с.

8.   Ланкар Р., Оллье Р. Туристский маркетинг. - М: Экономика, 1998. 268с.

9.   Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой. М.: Финансы и статистика, 2000.

10.             Нэреш К. Малхотра. Маркетинговые исследования: практическое руководство/ 4-е издание. - Изд-во: Диалектика: Киев, Вильямс, 2007.

11.             Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции.: Учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 192с.

12.             Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. – Омега – Л.,2003. – 656с.

13.             Пшеничных Ю.А., Саак А.Э. Учебное пособие. «Маркетинг
в социально-культурном сервисе и туризме». – СПБ.:
Изд-во Питер, 2007

14.             Разумовская А., Янченко В. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика - М: Вершина, 2006 .

15.             Скобкин С.С.Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе – М., Юристъ, 2001 .

16.             Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник – М.: ИНФРА –М,2005. – 383с. – (Учебники для программы МВА).

17.             Федцов В.Г. Культура сервиса – М., 2001 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Разработка макета анкеты для проведения социологического исследования отдельных групп потребителей.

 

Анкета №1.

Уважаемые клиенты!

Турфирма «ТМК Медтурс» проводит анкетирование, с целью оценки качества предоставляемых услуг и выявления недостатков в деятельности фирмы.

Мы стремимся совершенствовать нашу работу, обслуживание наших клиентов и поэтому Ваше мнение очень важно для нас.

Правила заполнения анкеты.

Вам будет предложено несколько вопросов, выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов Вас не устраивает, напишите свой ответ в специально оставленном месте.

 

1. Из какого источника Вы узнали о туристической фирме "Медтурс":

A.    Реклама в журнале

Пожалуйста, подчеркните в каком именно: «Туристские фирмы», «Туризм и отдых», «Туризм», «Туринфо», «Отдых и путешествия», «Гео», «Вокруг света», другой____________________________________________

B.     Наружная реклама (щиты);

C.     Советы друзей, знакомых;

D.    Интернет;

E.     Другое (пожалуйста, уточните)__________________________

2. Оцените,  по пятибалльной шкале значимость для Вас следующих услуг турфирмы (1- низшая оценка, 5- высший балл):

A.    Широкий ассортимент туров

B.     Быстрое и качественное обслуживание

C.     Предоставление скидок постоянным клиентам

D.    Возможность оплаты кредитной картой

3. Какие еще дополнительные услуги Вы хотели бы получать в нашей турфирме?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Обведите, пожалуйста, цифру в наибольшей мере соответствующую степени Вашего согласия с каждым утверждением.

Утверждение

Полностью

согласен

Согласен

И согласен, и не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

Фирма предоставляет высококачественные туры

 

Офис фирмы имеет удобное расположение

 

Фирма имеет удобный режим работы

 

Атмосфера офиса (дизайн, цвет, музыка) приятна

 

Персонал фирмы обладает высокой квалификацией

 

Персонал фирмы внимателен и доброжелателен по отношению к клиентам

 

 

5

 

 

5

 

 

5

 

 

5

 

 

5

 

 

 

5          

 

4

 

 

4

 

 

4

 

 

4

 

 

4

 

 

 

4

 

3

 

 

3

 

 

3

 

 

3

 

 

3

 

 

 

3

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

 

2

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

5. Если Вы НЕ согласны с какими-либо утверждениями, укажите причину:__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сколько времени у Вас заняло оформление тура в нашей фирме?

A.     Менее одного часа

B.     Около одного часа

C.     Более двух часов

7. Если оформление заняло более двух часов, то укажите, по каким причинам?________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Соответствовала ли оказанная Вам услуга описанию, предоставленному (подчеркнуть нужное)?

Предоставляемые услуги

Соответствует

Не соответствует

1. Условия проживания

да

нет

2. Питание туристов

да

нет

3. Экскурсионное обслуживание

да

нет

 4. Дополнительные услуги

да

нет

 5. Обеспечение транспортом 

да

нет

6. Услуги гида-переводчика

да

нет

Информация о работе Маркетинговые исследования в туризме