Маркетинговые исследования рынка чая

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Спрос – потребность покупателя в данном товаре по данной цене подкрепленная платежеспособностью. Спрос можно также определить как желание и возможность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте.
Спрос как экономическая категория очень подвижен, изменчив, так как на его величину и динамику влияют многочисленные факторы, как экономического, так и социального, а также техногенного характера.

Содержание

Введение.
1. Теоретические аспекты исследований покупательского спроса
1.1 Понятие и виды спроса, факторы, влияющие на спрос.
1.2 Характеристика процесса маркетинговых исследований.
2. Краткая характеристика рынка чая
2.1 Чай как товар и его специфика.
2.2 Характеристика рынка чая.
3. Маркетинговые исследования покупательского спроса на чай
3.1 Разработка плана исследования
3.2 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей.
3.3 Анализ спроса по результатам опроса покупателей
Выводы и предложения.
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

    Существует несколько методов формирования гипотез:

    • метод анализа круга проблем
    • метод контрольных вопросов
    • метод систематизированной интеграции элементов решения
    • морфологический метод
    • метод дерева решений
    • метод логико-смыслового моделирования проблемы
    • интуитивно-творческие методы (метод аналогий, «мозговой штурм», метод синектики)

    Целью данного маркетингового исследования является выявление основных факторов, влияющих на покупателя при приобретении чая.

    Далее требуется выбрать метод получения первичной информации. Различают пять основных методов сбора первичной информации:

    • наблюдение;
    • эксперемент;
    • фокусирование;
    • опрос;
    • панель.

    Для  исследования, приведенного в курсовой, использовались наблюдение и опрос.

    Наблюдение – представляет собой метод сбора информации посредством фиксации функционирования без установления исследователем контактов с ними и при отсутствии контроля за факторами, влияющими на их поведение.

    Наблюдение может производиться как открыто, так и скрытно. Поскольку осведомленность объектов исследования о нахождении под наблюдением может повлиять на его поведение и в этом случае может расцениваться как установление с ним контакта, на практике, как правило, проводится скрытое наблюдение. При этом в качестве орудия исследования используются скрытые камеры и специальные зеркала.

    К достоинствам этого метода относятся его простота, дешевизна и отсутствие искажений, вызываемых контактами объектов с исследователем.

    Основной недостаток этого метода в том, что он не позволяет однозначно установить внутренние мотивы поведения объектов наблюдения и процессы принятия ими решений, и, следовательно, они могут быть неправильно истолкованы наблюдателем.

    Для данного исследования наблюдение проводилось , часов и с 17. 30 до 19.00.  в магазине «Вятка-ЦУМ», расположенном по адресу ул.Воровского д.77.

    Место обусловлено тем, что данная торговая точка расположена в центре города, а следовательно в рабочий день здесь можно встретить наибольшее число посетителей. Что касается времени, то это конец рабочего дня, а значит большинство потенциальных покупателей делает покупки, зайдя в магазин после работы.

    Второй  метод, использованный для сбора  первичной информации в данном исследовании это опрос.

    Под опросом понимается метод сбора  информации, путем установления контактов  с объектами исследования. В качестве орудия исследования методом опроса используется анкета, представляющая собой вопросник, предусматривающий фиксацию ответов.

    Достоинство этого метода состоит в практически  неограниченной области его применения. Этот метод позволяет получить данные о текущем поведении покупателя, о его поведении в прошлом и намерениях в будущем.

    Опросы  практически не имеют альтернативы, когда требуется информация о  знаниях, убеждениях и предпочтениях  потребителей,  о степени их удовлетворенности, об имидже фирмы и т.п.

    К недостаткам опроса относится относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведение опроса, а так же возможное снижение точности полученной информации, обусловленное неправильными или искаженными ответами.

    Для проведения исследования необходимо определить объем выборки.

    Существуют различные методы для определения объема выборки:

    • статистический метод
    • используя показатель зависимости выборки от величины генеральной совокупности
    • используя эмпирический опыт и с учетом правила Г.А. Черчилля: «Объем выборки должен обеспечивать не менее 100 наблюдений для каждой первостепенной и не менее 20-50 наблюдений для каждой второстепенной классификационной составляющей»
    • учитывая требуемое количество положительных ответов
    • определение объема выборки на основании средних значений,  а не процентных величин.

    Для определения объема выборки с  помощью процентных величин производим следующие действия

      1. Определяется величина вариации, которой обладает совокупность.
      2. Устанавливается желаемая точность исследований.
      3. Определяется уровень доверительности, которому должны удовлетворять результаты проводимого исследования
      4. Определяется объем выборки по формуле

    n = (z2*p* q)/е2

      1,962*50*50)/122=67

      где n – объем выборки

      z – нормальное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности (при ά=0,05 z=1,96)

      p – найденная вариация для выборки (50)

      q =(100- p)=(100-50)=50

      е – допустимая ошибка (12) 
       

    3.2 Анализ спроса  по результатам  наблюдения за  поведением покупателей. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  литературы 

  1. Бурцева Т.А. Методические указания и рабочая тетрадь.-Киров, 2000
  2. Бурцева Т.А. Маркетинговые исследования[Текст]: Практикум: учебное пособие/Т.А. Бурцева, И.В. Маракулина, Н.Н. Катаева.-Киров, 2005, 130с.
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга – М.: «Бизнес-книга».-1995
  4. Данченок Л. А. МАРКЕТИНГ /Учебное пособие/ http://walw.ru/osnmar/index.php
  5. И серебряную ложку рядом с чашкой положу. Обзор российского рынка чая. Исследования маркетингового агентства ROIF Expert/ http://www.foodmarket.spb.ru/archive.php?year=2009&article=1434&section=5
  6. Исследован рынок чая в России/ http://b2blogger.com/
  7. История чая /http://maisky-tea.narod.ru/p2.htm
  8. Миронова В. Рынок чая. На долю чайников/ Новости торговли.-2008.-№9
  9. Менеджмент и маркетинг/ http://www.market-pages.ru/index.htm
  10. Компания «Май» Эксперт по чаю и кофе/  http://www.maycompany.ru/
  11. Группа чайных компаний «Сапсан»/ http://www.moscowtea.ru/factory.shtml
  12. Статья о чае http://www.teainfo.ru/index.html
  13. Обзор российского рынка чая http://www.advertology.ru/
  14. Чай/ Знайтовар. ru/ http://www.znaytovar.ru/s/CHaj.html
  15. Чайная коллекция / http://www.clubchadao.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 6. Доли основных производителей на рынке чая России

    

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение1.

    Изменение рыночной доли предприятий конкурентов

Предприятия Рыночночная доля Сектор Темп прироста,%
2009 2008 1 2
Орими Трэйд 33% 31% 33%   3,23%
Ahmad Tea Ltd 15% 14%   15% 3,57%
Май 20% 22% 20%   -4,54%
Сапсан 9% 8%   9% 6,25%
Юнилевер  СНГ 17% 18% 17%   -2,78%
MJF Holdings Ltd 6% 7%   6% -7,14%
Итого 100% 100% 70% 30%  
 

    Критерии  отнесения предприятий к группам

Граница рынков,% Пояснение Классификационная группа Предприятия
27,89 - 33 лидер рынка 1 Орими Трэйд
16,67 - 27,89 предприятие с сильной  конкурентной позицией 2 Юнилевер СНГ, Май
8,16 - 16,67 предприятие со слабой конкурентной позицией 3 Ahmad Tea Ltd, Сапсан
6 - 8,16 аутсайдер 4 MJF Holdings Ltd
 
 

    Приложение2

    Результаты  наблюдения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка чая