Маркетинговые исследования рынка чая

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Спрос – потребность покупателя в данном товаре по данной цене подкрепленная платежеспособностью. Спрос можно также определить как желание и возможность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте.
Спрос как экономическая категория очень подвижен, изменчив, так как на его величину и динамику влияют многочисленные факторы, как экономического, так и социального, а также техногенного характера.

Содержание

Введение.
1. Теоретические аспекты исследований покупательского спроса
1.1 Понятие и виды спроса, факторы, влияющие на спрос.
1.2 Характеристика процесса маркетинговых исследований.
2. Краткая характеристика рынка чая
2.1 Чай как товар и его специфика.
2.2 Характеристика рынка чая.
3. Маркетинговые исследования покупательского спроса на чай
3.1 Разработка плана исследования
3.2 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей.
3.3 Анализ спроса по результатам опроса покупателей
Выводы и предложения.
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     По характеру механической обработки черный чай бывает рассыпной, прессованный и экстрагированный. Экстрагированные (или быстрорастворимые) чаи выпускаются либо в виде жидкого экстракта, либо в виде порошка. Более распространен рассыпной чай. Он, в свою очередь, бывает крупнолистовой, листовой, резаный, мелкий (высевка и крошка).

     Крупнолистовой  чай во всем мире считается лучшим по вкусовым и лечебным свойствам. Его особенность в том, что, проходя через специальные машины для скручивания, чайный лист остается целым и сохраняет все свои ценные свойства. У настоящего крупнолистового чая разваренный лист имеет ровный коричнево-красный с медным отливом цвет, а настой отличает изысканный букет вкуса и аромата. Благодаря тому, что лист остается неповрежденным, а только скручивается в упругую спиральку. Он не теряет лечебных свойств. Настоящие ценители этого напитка предпочитают элитные сорта чистого цейлонского крупнолистового чая.

     Пакетированный чай. Ему отдают предпочтение 70% населения планеты. В пакетах должен быть мелкий чайный лист, а не пыль или чайная крошка. Специфика такого чая в том, что у мелкого листа, насыпанного в пакетик, больше площадь соприкосновения с водой. Он быстрее разваривается и сразу отдает экстрактивные вещества. Особое значение имеет бумага пакетика: она должна быть в меру пористой, небеленой и не давать привкуса.

     Гранулированный чай - это скрученные в машинах чаинки. На коробках обычно есть аббревиатура С.Т.С. Производство такого чая механизировано, что лишает его значительной части ароматических и полезных веществ. Зато настой получается очень крепкий. Обычно его пьют с молоком или лимоном.

     Дефектами чая считаются:

    • засоренность (черешками, грубым листом, волокнами и другой примесью) - вследствие сбора с кустов грубого чайного листа и недостаточной очистке при сортировке;
    • кислый привкус и запах - из-за нарушения процесса и длительности ферментации, сушке;
    • затхлый, плесневелый и другие посторонние запахи - из-за нарушения технологии, повышенной влажности чая при хранении. Такой чай к употреблению не пригоден;
    • мешаный чай - неоднороден из-за плохой сортировки или плохого подбора по однородности при купаже;
    • “водянистый”, “пустой” вкус настоя - из-за чрезмерно слабого скручивания или слишком длительной ферментации.
 
 
 
 

      2.2 Характеристика рынка  чая. 

      Российский  рынок чая можно охарактеризовать как насыщенный – этот традиционный для страны напиток потребляют почти 100% россиян. В физическом выражении отечественный рынок чая практически прекратил свой рост. Данные выводы подтверждаются статистикой по рынку, которая свидетельствует о том, что его объем на протяжении нескольких лет остается на уровне 170 тысяч тонн. Причина стабильности состоит в высоком уровне популярности напитка у россиян: в количественном отношении рынку практически некуда расти. По данным исследования агентство DISCOVERY Research Group по уровню потребления чая на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире. За год «среднестатистический» житель России заваривает чуть больше 1 кг. чая. Развитие самих участников рынка в сложившейся ситуации происходит за счет расширения ассортиментного портфеля и совершенствования внешних атрибутов продукта, в частности, упаковки.

      Россия  является почти 100-процентным импортером чая. Внутреннее производство представляет собой расфасовку импортной продукции, в том числе с добавлением  ароматизаторов. В 2008 году фасовка чая  на территории РФ составляла 80% от общего объема рынка. Однако 2009 год стал первым годом падения объемов внутреннего производства чая, как минимум, за последние 10 лет: по сравнению с 2008 годом этот показатель снизился на 27,8%, составив 103,6 тысячи тонн (рис1)

    Несмотря  на снижение объемов производства, импорт чая, по итогам 2009 года, продемонстрировал 1-процентный рост – его объем  увеличился до 182,2 тысячи тонн, – что, в целом, укладывается в рамки тенденции последних трех лет (рис2,3)

    

    

    Вместе  с тем, произошло снижение экспорта чая на 14% – до 9,7 тысячи тонн. Рост импорта связан с тем, что потребление  остается на высоком уровне. Падение  же экспорта, скорее всего, обусловлено  снижением спроса на российский чай со стороны внешних рынков. Динамика импортно-экспортных поставок показывает, что российские производители чая снизили свое влияние на зарубежных рынках, удовлетворив за счет этого внутренний спрос. 
Основными импортерами чая в Россию по-прежнему остаются Шри-Ланка, Индия, Вьетнам, Китай, Индонезия и Кения – на долю этих стран в общей сложности приходится 95% поставок. При этом тенденцией последних лет стал рост поставок из таких стран, как Вьетнам, Китай, Индонезия и Кения (рис4).

    

    Характерно, что рост поставок из этих государств происходит за счет сокращения доли традиционных поставщиков – Шри-Ланки и  Индии. Так, по сравнению с 2006 годом доля поставок из Шри-Ланки сократилась на 13 п.п. (с 43 до 30%), а доля поставок из Индии – на 4 п.п. (с 25 до 21%). 
Потребителями российского чая, поставляемого на экспорт, на 94% являются страны СНГ. При этом 87% всех поставок приходится на Украину и Казахстан – соответственно 71 и 17%, или 6,9 и 1,6 тысячи тонн (Рис5).

    

    Другими потребителями чая, экспортируемого  из России, являются Молдавия, Латвия, Литва, Эстония, Германия и ряд других стран с незначительными объемами поставок.

    На  российском рынке чая доминируют пять производителей, которые контролируют более 70% рынка чая. По итогам 2009 года, лидером, контролирующим почти 28,9% продаж в стоимостном выражении, стало ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург) с линейкой брендов «Принцесса», «Greenfield» и «TESS» . В 2009 году компания занимала первое место в продажах традиционного черного чая – как рассыпного, так и пакетированного.

    Компания Ahmad Tea Ltd. (Великобритания, ТМ Ahmad) заняла 13% российского рынка чая в стоимостном выражении. Этот игрок рынка лидирует в продажах сортовых/ароматизированных разновидностей черного чая, а также в продажах зеленого чая.

    Третье  место среди крупнейших производителей принадлежит ОАО «Май» (Московская область, ТМ «Майский чай»), которое занимает 11% рынка в стоимостном выражении. Разновидности марки «Майский чай» и «Лисма» пользовались популярностью в сегментах традиционного черного чая и сортовых/ароматизированных разновидностей черного чая. Другой бренд компании – «Изумрудная долина» – занимает второе место в России в сегменте зеленого чая.

    Четвертую позицию на российском рынке чая  занимает ООО «Юнилевер СНГ» (Москва) с долей 10% в стоимостном выражении. Наиболее популярные бренды этого производителя – Brook Bond, Lipton и «Беседа».

Пятое место занимает чайная компания «САПСАН» которой принадлежит 9% рынка. Основными брендами этого производителя являются «Акбар» и  Gordon

    Также среди заметных игроков чайного  рынка можно отметить MJF Holdings Ltd. (Индия, ТМ Dilmah) – доля этой компании составляет 4% в стоимостном выражении.

    Всего на Российском рынке действует около ста чайных компаний, доля на рынке которых не превышает 1%.

    Что касается рынка чая города Кирова, то на нем мы можем обнаружить все ту же пятерку лидеров. Продукция этих производителей занимает место на прилавках практически каждого магазина, который производит торговлю продуктами питания, так же, как и в ряде киосков и ларьков.

Стоит отметить, что в городе действуют два чайных клубаЧайные Истории» и «Ча Дао») и специализированный магазин «Кофе,чай», которые занимаются продажей чая. В чайных клубах продаются дорогие экзотические чаи, такие как Лун Цзин, Лю Ань Гуа Пянь, Мао Фен, Люй Чжу, Сянь Нюй Сянь Хуа, Лань Хуа Сян Нюй, Бай Хао Инь Чжень, Те Гуаньинь, Да Хун Пао.  Цена этих чаев варьируется от 45 рублей за 50грамм до 500рублей за 50грамм.

Что касается цен, то продукция «Орими Трэйд», чайной компании «САПСАН» и Ahmad Tea Ltd в среднем дороже на 10 рублей аналогичной продукции ОАО «Май» и ООО «Юнилевер СНГ».

3. Маркетинговые исследования  покупательского  спроса на чай 

3.1 Разработка плана  исследования 

    Как было указано выше, первым этапом разработки плана маркетинговых исследований является определение проблемы и целей исследования.

    Рынок чая России по мнению экспертов насыщен. Чай употребляет практически  все население страны. В данной ситуации особенно важно выяснить, что влияет на покупательский спрос, потому что дальнейшее увеличение доли рынка для любой из присутствующих на рынке фирм возможно лишь за счет уменьшения доли конкурентов.

    Выявляются основные симптомы возможной проблемы. В качестве главных индикаторов возможных проблем обычно рассматриваются: динамика показателей объема реализации, рыночной доли, прибыли, количества заказов, поступающих от клиентов, уровень жалоб потребителей, состояние конкурентной борьбы.

    Для диагностики конкурентной среды рынка рассчитывается среднее арифметическое значение рыночных долей по формуле:

Dср = 1/n = 1/6 = 0,1667

    Вся совокупность предприятий рынка делится на 2 сектора, для которых значение долей больше или меньше среднего значения (см. Приложение1).

    Среднее значение доли рынка по секторам

    Dср1= 1/3*70%= 23,33        Dср2=1/3*30%=10

    В каждом из секторов рассчитывается среднеквадратическое отклонение, которое совместно с минимальными и максимальными значениями определяют границы представленных групп.

    σ1 =√(1/3)*(33-23,33)2+(20-23,33) 2+(17-23,33) 2 =6,9442

    σ2 =√(1/3)*(15-10)2+(9-10) 2+(6-10) 2 =3,7416

    Для учета конъюнктурной ситуации на рынке рассчитывается показатель тенденции изменения данного показателя и связанное с ней изменение конкурентной позиции предприятия. Тенденция оценивается с помощью показателя темпа прироста доли.

    По  результатам расчетов делаем следующие  выводы.

    Лидером рынка является «Орими Трэйд». Продукция этой фирмы занимает наибольшую долю рынка (33%) и эта доля продолжает расти.

    К группе предприятий с сильной  конкурентной позицией относятся  ОАО «Май» и ООО «Юнилевер СНГ». Однако следует учесть, что за исследуемый период доля рынка, принадлежащая этим предприятиям, снизилась.

    К группе предприятий со слабой конкурентной позицией относятся такие предприятия  как  Ahmad Tea Ltd, «Сапсан». Учитывая, что  эти фирмы имеют хорошие темпы  прироста доли рынка, возможно их положение  исправится.

    Аутсайдером является  MJF Holdings Ltd. Это предприятие  показало самый высокий отрицательный  прирост доли рынка за исследуемый  период.

    Перед каждым предприятием стоит проблема – как сохранить и увеличить покупательский спрос на свой товар, а следовательно и долю рынка. Направления действий могут быть различны: улучшение существующих товаров, вывод новых марок товаров на рынок, изменения в комплексе маркетинга и сегментации рынка.

    Для решения этой задачи определяется управленческая проблема.

    Управленческая проблема – проблема, с которой сталкивается лицо, принимающее решение. Она формулируется вопросом, типа: «Что необходимо сделать лицу, принимающему решение, чтобы удержать и увеличить покупательский спрос на товар?»

    Далее определяется проблема маркетингового исследования.

    Проблема маркетингового исследования – проблема, связанная с тем, какая информация необходима и как ее получить наиболее эффективно. Для того чтобы сохранить и увеличить покупательский спрос, необходимо выяснить, какие факторы оказывают наибольшее влияние на покупателя при приобретении чая.

    На основе имеющейся информации разрабатывается рабочие гипотезы о возможностях действий с целью разрешения рассматриваемой проблемы.

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка чая