Маркетинговые исследования рынка чая

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Спрос – потребность покупателя в данном товаре по данной цене подкрепленная платежеспособностью. Спрос можно также определить как желание и возможность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте.
Спрос как экономическая категория очень подвижен, изменчив, так как на его величину и динамику влияют многочисленные факторы, как экономического, так и социального, а также техногенного характера.

Содержание

Введение.
1. Теоретические аспекты исследований покупательского спроса
1.1 Понятие и виды спроса, факторы, влияющие на спрос.
1.2 Характеристика процесса маркетинговых исследований.
2. Краткая характеристика рынка чая
2.1 Чай как товар и его специфика.
2.2 Характеристика рынка чая.
3. Маркетинговые исследования покупательского спроса на чай
3.1 Разработка плана исследования
3.2 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей.
3.3 Анализ спроса по результатам опроса покупателей
Выводы и предложения.
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение.

1. Теоретические  аспекты исследований покупательского  спроса

1.1 Понятие  и виды спроса, факторы, влияющие  на спрос.

1.2 Характеристика процесса маркетинговых исследований.

2. Краткая  характеристика рынка чая

2.1 Чай  как товар и его специфика.

2.2 Характеристика  рынка чая.

3. Маркетинговые  исследования покупательского спроса  на чай

3.1 Разработка  плана исследования

3.2 Анализ  спроса по результатам наблюдения  за поведением покупателей.

3.3 Анализ  спроса по результатам опроса  покупателей

Выводы  и предложения.

Список  литературы

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические аспекты  исследований покупательского  спроса 

    1.1 Понятие и виды  спроса, факторы,  влияющие на спрос. 

    Спрос – потребность покупателя в данном товаре по данной цене подкрепленная платежеспособностью. Спрос можно также определить как желание и возможность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте.

    Спрос как экономическая категория очень подвижен, изменчив, так как на его величину и динамику влияют многочисленные факторы, как экономического, так и социального, а также техногенного характера.

    Факторы, влияющие на спрос можно классифицировать следующим образом:

  • Производственные - объем, структура и ассортимент производства товаров, качество и уровень конкурентоспособности товара, проявления научно-технического прогресса, политика импортирования, доля нетоварного потребления.
  • Социально-экономические - уровень инфляции, уровень и соотношение цен, уровень и структура денежных доходов, размер и прирост сбережений, уровень занятости или безработицы, пенсионное и социальное обеспечение.
  • Социальные - распределение населения по социальным группам (классам), социальный статус, стиль и образ жизни, уровень образования и культуры, вероисповедание, эстетические взгляды и вкусы, система социальных и моральных ценностей, потребительская культура.
  • Психологические - тип личности, степень рекламной внушаемости, потребительская психология, престижность, отношение к моде.
  • Демографические - численность и половозрастная структура населения, размер, состав и жизненный цикл семей, уровень урбанизации, региональное распределение населения, миграция, типы и размер городских и сельских поселений, обеспеченность населения жильем, структура и планировка жилищ, антропологические признаки (рост, размер и т.д.).
  • Торгово-экономические - емкость и насыщенность рынка, система защиты прав потребителей, потребительские свойства товаров, их иерархия и взаимозаменяемость (субституция), процесс морального старения товаров, мода, организация и эффективность маркетинга, наличие и эффективность системы стимулирования покупок, реклама.
  • Инфраструктурные - развитие сети торговых предприятий и предприятий услуг, обеспеченность ими населения, организация торговли, время, затрачиваемое на покупки, качество обслуживания.
  • Физиологические - естественные (физические) свойства человека, определяющие естественные границы потребления, потребительские привычки.
  • Национально-климатические - Национальные традиции потребления, особенности климата.

    Существует  другой подход к определению факторов, влияющих на спрос. Согласно этому подходу  основным детерминантом (фактором) является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса. К неценовым факторам относятся такие детерминанты как доходы потребителей, вкус, мода, количество потребителей, цены заменителей и дополняющих товаров, ожидания потребителей.

    Покупательский  спрос – сложное явление, складывающееся из различных элементов, имеющих  определенные экономические, социальные, демографические и региональные особенности. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду признаков.

    1. По числу объектов спроса:

    • макроспрос
    • микроспрос

    2. По  состоянию рынка:

    • негативный спрос
    • отсутствующий спрос
    • скрытый спрос
    • чрезмерный спрос
    • полноценный спрос

    3. По  формам образования:

    • потенциальный
    • формирующийся
    • сложившийся
    • нерегулярный (сезонный, рекреационный, дневной, часовой)
    • отложенный
    • панический (ажиотажный)

    4. По  тенденциям:

    • растущий
    • стабилизировавшийся
    • угасающий

    5. По  покупательским намерениям:

    • твердосформулированный
    • альтернативный
    • спонтанный

    6. По  социально-демографическим группам потребителей:

    • спрос лиц
    • спрос половозрастных групп населения

    7. По  месту покупки:

    • глобальный
    • региональный
    • городской
    • сельский
    • базовый
    • мобильный

    8. По  степени удовлетворения:

    • удовлетворенный спрос
    • условно удовлетворенный спрос
    • неудовлетворенный спрос

    9. По  времени формирования и предъявления  на рынке:

    • прошлый
    • настоящий
    • будущий
 
 

1.2 Характеристика процесса маркетинговых исследований. 

    Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, обработка  и анализ всех аспектов процесса маркетинга: самого продукта, рынка этого продукта, каналов распределения, системы маркетинговых коммуникаций и так далее. В данной курсовой внимание сосредоточено на особенностях покупательского спроса на чай.

    Маркетинговые исследования – важнейшая составляющая аналитической функции маркетинга. Маркетинговые исследования и их надлежащая организация становятся инструментом с помощью которого существенно снижается риск предпринимательства.

    В своем учебном пособии Бурцева  Т.А. подчеркивает следующие аспекты проведения маркетинговых исследований.

    Во-первых, для того чтобы быть эффективными исследования должны носить систематический, а не случайный характер.

    Во-вторых, это не одноразовое мероприятие, исследования включают совокупность действий или процессов: сбор данных, запись и анализ.

    В-третьих, данные могут поступать из различных  источников: от самой компании, непредвзятых организаций, специалистов-исследователей, работающих на фирме.

    В-четвертых, маркетинговые исследования могут  быть применены к любой стороне маркетинга, которая требует информации для содействия принятию решений.

    При проведении маркетингового исследования существует ряд этапов, при этом каждый рабочий этап планируется  с учетом предыдущих и последующих  шагов.

    Голубков  Е.П. выделил 4 основных этапа процесса маркетинговых исследований:

    1. Определение проблемы и целей исследования.

    1.1 Определение  потребности в проведении маркетингового  исследования

    1.2  Определение проблемы

    1.3 Формулирование  целей маркетингового исследования

    1. Разработка плана исследования.

    2.1 Выбор  методов проведения маркетингового  исследования.

    2.2 Определение  типа требуемой информации и  источников ее получения.

    2.3 Определение  методов сбора необходимых данных

    2.4 разработка  форм сбора данных.

    2.5 Разработка  выборочного плана и определение объема выборки.

    1. Реализация плана исследования.

    3.1 Сбор  данных.

    3.2 Анализ  данных.

    1. Интерпретация полученных результатов и их доведение до руководства (подготовка и презентация заключительного отчета).
 

    2. Краткая характеристика  рынка чая. 

    2.1 Чай как товар и его специфика. 

     Чай - один из самых древних напитков, употребляемых человеком.

     Родиной чая являются Юго-Западный Китай  и прилегающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Индокитая. В настоящее время чай культивируется в более чем 30 странах мира, но основными производителями являются Индия, Китай, Шри-Ланка, Япония, Кения. В мировом экспорте чая первое место занимает Индия, а в импорте - Англия, где годовое потребление чая на душу населения наивысшее в мире и составляет около 5,5 кг. Индийский чай, особенно выращенный в Западной Бенгалии и штате Мадрас, считается одним из лучших в мире.

     В России чай стали употреблять  с 1638 года. В XVIII веке популярность чая в России возросла, ввоз увеличился и стали изыскивать возможность его возделывания в стране. В 1864 г. впервые демонстрировались образцы “Кавказского чая”. В России чай выращивают в Краснодарском крае.

     Чайное  растение - вечнозеленое дерево. Для  выработки чая в основном используют листья растения. Собирают молодые неогрубевшие побеги с двумя-тремя верхними нежными и сочными листочками и нераспустившейся почкой. Старые грубые побеги дают чай низкого качества. Собранный зеленый чайный лист имеет сложный состав, который при переработке на чайных фабриках претерпевает значительные изменения и превращения. Благодаря разным способам технологической переработки из одинакового исходного сырья получают чай различных типов: черный - при наибольших окислительных превращениях, зеленый - при наименьших, красный и желтый - при окислительных превращениях средних степеней.

     Важнейшим компонентом чая является комплекс фенольных соединений (чайный танин), состоящий из катехинов и галловых эфиров. Наиболее богат ими зеленый байховый чай, содержащий не менее 90% катехинов от их количества в сырье; в черном байховом чае их содержание составляет 20-40%.

     Фенольные соединения и продукты их конденсации придают чаю жаждоутоляющие свойства, терпкий, приятно-вяжущий вкус и красивый цвет. Черный танин обладает высокой Р-витаминной активностью, способствует лучшему восприятию организмом витамина С, усиливает его сопротивляемость инфекционным заболеваниям. Катехины предупреждают кровоизлияния, т.к. укрепляют стенки кровеносных сосудов, обладают антиокислительными свойствами и противолучевым действием.

     Наиболее  стабильны в процессе переработки алкалоиды чая: кофеин, теобромин, теофиллин, аденин, ксантин, гипоксантин, гуанин и др. В чае в наибольшем количестве содержится кофеин - от 2 до 4 % сухой массы. При переработке значительная часть кофеина образует с танином танат кофеина, обладающий приятным вкусом без горечи, воздействующий на организм человека мягче, чем чистый препарат кофеина. Это соединение вызывает помутнение чайного напитка при охлаждении, что является признаком высокого качества чая. При нагревании помутнение исчезает.

     Благодаря разнообразию содержащихся веществ напиток из чая благотворно действует на организм человека и повышает жизненный тонус, играет определенную лечебную роль.

     Согласно международной классификации чай бывает следующих разновидностей:

    • Черный байховый чай (получил свое название из-за похожих на белые реснички тоненьких серебряных волосков на нижней части чайного листа, по-китайски - “бао-хоа”). Этот чай получают при последовательном выполнении основных стадий обработки: завяливания, ферментации, скручивания и сушки листа.
    • Зеленый чай получил свое название от оливкового цвета чаинок и светло-зеленого настоя. Его изготавливают по особой технологии. Собранный свежий лист обдают горячим паром. В ускоренном темпе проходит просушивание и скручивание. По своим целебным свойствам этот напиток не имеет себе равных. Он полезен для сердечнососудистой системы, содержит бактерицидные и тонизирующие вещества, витамины, способствует процессу пищеварения.
    • Красный и желтый чаи - это промежуточные между черным и зеленым. Для желтого чая используют более молодые побеги, преимущественно почки. Для него характерен очень приятный, едва терпкий вкус и крепкий настой.
    • Фруктовый и травяной чаи нельзя считать настоящим чаем, поскольку чайного листа в них нет. Они содержат тонизирующие или успокаивающие сборы трав. Фруктовые чаи - заваренные сухие кусочки фруктов. Хороши тем, что не содержат кофеина и их можно пить на ночь.
    • Бергамотовый и другие ароматизированные чаи - при их изготовлении используются чайный лист и ароматизаторы, которые бывают натуральные или синтетические. Синтетические - это эссенции, формула которых в точности повторяет формулу натуральных веществ.

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка чая