Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:49, курсовая работа
Целью исследования является – систематическое определение круга данных,
необходимых в связи со стоящей перед тур. фирмой маркетинговой ситуацией, их
сбор, анализ и отчет о результатах и о последующем использовании исследования.
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДЫ МАРКЕТИНГА ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. ПОНЯТИЕ СРЕДЫ МАРКЕТИНГА.. 5
1.2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ.. 5
1.3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.. 7
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СОСТОВЛЯЮЩИХ ТУРИСТСКОЙ СРЕДЫ 14
2.1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА.. 14
2.2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА.. 18
2.3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОВ.. 22
3. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ — ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП МАРКЕТИНГА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 31
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 32
дополнительных возможностей и предотвращении появления угроз ее дальнейшему
существованию.
Первые "среди равных" в непосредственном внешнем окружении туристской фирмы —
это, безусловно, потребители. Их изучение позволяет лучше уяснить то,
какие услуги в наибольшей степени будут ими приниматься, на какой объем продаж
можно рассчитывать, насколько можно увеличить круг потенциальных клиентов.
Следующей важнейшей составляющей непосредственной внешней среды являются
конкуренты, участвующие в непрекращающемся соперничестве за предпочтения
потребителей. Американский специалист в области маркетинга Дж.Пилдич в своей
книге "Путь к покупателю" подчеркивает, что знать своих конкурентов, — значит,
не жалея времени и сил, скрупулезно изучать их. Для чего это необходимо? А для
того, что именно конкуренты задают те критерии, которые фирме предстоит
достичь или превзойти.
Учитывая чрезвычайную важность первых двух составляющих непосредственного
окружения внешней среды маркетинга, изучение потребителей и исследование
конкурентов выделяются в самостоятельные направления маркетинговых
исследований.
Практически ни одно туристское предприятие не в состоянии самостоятельно
организовать тур, обеспечить клиентов всеми необходимыми транспортными
средствами, предоставить жилье, организовать питание и т.д. Для этого
обычно привлекаются соответствующие предприятия и организации ("смежники"),
обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании:
· средства размещения;
· транспортные фирмы;
· экскурсионные бюро и иные фирмы, предоставляющие услуги
по сопровождению и информационному обеспечению туристов;
· посреднические туристские предприятия;
· торговые предприятия;
· предприятия общественного питания и т.д.
Существенное влияние на деятельность туристского предприятия оказывают
отношения с контактными аудиториями. Они представляют собой группы лиц,
организаций, учреждений, потенциально или реально воздействующих на
деятельность фирмы. Потенциальное воздействие может выражаться как в
сохранении нейтралитета по отношению к фирме, так и проявлении определенного
отношения к ней.
Основными контактными аудиториями, окружающими туристскую фирму, являются:
· финансовые круги (банки, инвестиционные фонды,
финансовые, страховые компании и другие финансово-кредитные институты);
· средства массовой информации (пресса, радио, телевидение);
· общественность (союзы потребителей, общественные
формирования, а также население, не выступающее в качестве какой-либо
организованной силы, например, жители курортной зоны);
· персонал фирмы, от мнения которого о деятельности
своего предприятия зависит отношение к работе. Кроме того, хороший имидж фирмы
в глазах ее собственных работников благотворно воздействует и на другие
контактные аудитории. Следовательно, от руководства туристского предприятия
требуются усилия по повышению уровня информированности служащих о деятельности
фирмы, проведение мероприятий по стимулированию их труда, повышению
социальных гарантий.
Задача маркетинговых исследований состоит в получении информации о
настроениях, царящих в контактных аудиториях, предвосхищении наиболее
вероятных действий в отношении фирмы, а также поиске средств для налаживания
конструктивного сотрудничества с общественностью.
Таким образом, туристское предприятие на рынке действует не обособленно, а в
окружении и под воздействием разнообразных сил, которые составляют внешнюю
среду маркетинга. Отношения, складывающиеся между субъектами среды и фирмой,
разнообразны и по характеру воздействия на них со стороны фирмы они могут
быть контролируемыми и неконтролируемыми. Задача предприятия сводится к
снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей
опосредованного влияния на них.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СОСТОВЛЯЮЩИХ ТУРИСТСКОЙ
СРЕДЫ
2.1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТУРИСТСКОГО
РЫНКА
Обращаясь к понятию рынок, можно выделить два основных подхода к его
определению.
Первый основан
на выделении политико-
содержания, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:
· рынок как способ организации общественного производства;
· рынок как способ поведения хозяйственных объектов;
· рынок как способ мышления.
Строго говоря, в практическом маркетинге абстрактное понятие рынка не
применяется. Рынок всегда конкретен. Поэтому прежде чем приступить к его
исследованию, необходимо определить, на каком рынке работает предприятие.
Для этого необходимо выделить конкретные товарные рынки, к числу которых
относится и рынок туризма.
Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление,
объединяющее
спрос и предложение для
туристского продукта в данное время и в определенном месте.
При характеристике рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты:
· основным предметом купли-продажи являются услуги;
· кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка
включается значительное количество посреднических звеньев, которые
обеспечивают связь спроса и предложения;
· спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим
разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям
и мотивам;
· эластичностью: индивидуальностью и высокой степенью
дифференциации; большой замещаемостью: отдаленностью по времени и месту
от туристского предложения;
· туристское предложение также характеризуется рядом отличительных
характеристик: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер
(природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость
отрасли; низкая эластичность; комплексность.
Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его
структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим
существует достаточно много признаков классификации туристского рынка.
Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для
маркетинговых исследований.
С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата),
выделяют рынки:
· пригородного туризма (поездки горожан за город в период
отпусков или в выходные дни);
· внутрирегионального туризма (путешествия в рамках какого-либо региона);
· внутригосударственного туризма (путешествия, ограниченные
рамками государственных границ страны);
· международного туризма (поездки за пределы страны).
С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности,
выделяются следующие рынки:
· целевой, т.е. рынок, на котором фирма реализует или собирается
реализовывать свои цели;
· бесплодный, т.е. рынок не имеющий перспектив для реализации
определенных услуг;
· основной, т.е. рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия;
· дополнительный, продажа некоторого объема услуг;
· растущий, т.е. рынок, имеющий реальные возможности для роста
объема продаж;
· прослоенный, т.е. рынок,
на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы
превращения в активный рынок при определенных условиях. Однако может стать и
бесплодным рынком.
100% | Численность
Потенциальный
населения рынок Действительный рынок Квалифицированный рынок Потенциальный Обслуживаемый рынок ранок Освоенный рынок |
100% |
40% | ||
20% | ||
10% | 10% | |
5% |
Рис. 2.1.
Качественная структура
туристского рынка
К примеру потенциальный рынок региона КМВ составляет 10 % жителей. В его
состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских
услуг. Между тем, одного лишь желания явно недостаточно. Необходимо
располагать средствами для покупки. Платежеспособные же потребители должны
иметь доступ к туристским услугам, способным удовлетворить их потребности.
Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основание говорить о так
называемом действительном рынке.
Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам
не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах
неквалифицированном рынке. Последний в моем примере (рис. 2.1.) составляет
20 % потенциального рынка или 50 % действительного.
Предприятие активно обслуживает 10 % потребителей потенциального рынка,
нашего региона,
которые имеют возможность
предлагаемых продуктов, в том числе и конкурирующими фирмами.