Автор: l*****@inbox.ru, 27 Ноября 2011 в 12:28, реферат
Маркетинговое исследование представляет собой систематический сбор, обработку и анализ данных и позволяют уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия маркетинговых решений.
В данном проекте объектом исследования будет служить торговая марка «Coca-cola»(приложение 2). Будет произведен анализ поведения потребителя на данную торговую марку.
1.Введение. 3
1.1.Сущность мотивации потребителя. 7
1.2.Понятие о бренде. 9
2. Методика исселования. 11
3. Проведение опроса. 12
4. Анализ собранной информации. 15
Заключение. 20
Приложения. 21
Список литературы.
Цель исследования: проверить действительно ли торговая марка «Coca-Cola» является брэндом.
Этот
продукт ориентирован в большей
степени на молодых людей и
детей и в меньшей степени
на взрослых.
2.Методика исселования.
Для этого был проведен опрос покупателей в магазине в возрасте 16-30 лет, поскольку именно они представляют основной сегмент потребителей газированного напитка фирмы «Coca-Cola». Опрос носил форму анкетирования. Было опрошено 20 человек (10 – мужского пола и 10 – женского).
В ходе разработки анкеты были учтены все интересующие аспекты исследования и сформулированы соответствующие вопросы. Рассмотрев возможные вопросы, отобрав те, которые необходимо задать, выбрав их форму и последовательность, была составлена анкета. Анкета включает в себя 12 вопросов, (см. приложение 1).
Анкета обычно состоит из трех частей: введения, реквизитной части, основной части.
В целях данного исследования использовалась информация только о возрасте, поле и роде занятий опрашиваемого (см. приложение, вопросы №1, 2, 3 анкеты).
При разработке основной части вопросника следует обратить внимание на: тип вопросов (формат ответов), содержание вопросов и их число, последовательность представления вопросов в анкете, наличие контрольных вопросов.
Данные
вопросы служат также целям «разминки»
респондентов - они являются относительно
простыми, легкими для ответов и должны
заинтересовать опрашиваемых, показать
им, что они легко справятся с ответами.
3.Проведение опроса.
Вначале задаем вопросы, с помощью которых можно определить уровень компетентности респондентов в области проводимого исследования. В данном случае, прежде всего, следует поинтересоваться, употребляет ли респондент газ.напитки вообще и, если да, то как часто, (см. приложение, вопрос №4 анкеты).
В проведенном опросе – цель таких вопросов: определение отношения потребителя к изучаемому виду товара независимо от его марки и нацеливание его на главную тему опроса. Вопросы охватывают перечень информации о потребительских предпочтениях в основных характеристиках данного вида товара: его вкус, новизна, дизайн, цена, (см. приложение, вопросы №4,5).
За разминочными вопросами переходим к вопросам, предшествующие серии основных вопросов. Переходные вопросы служат для того чтобы перевести внимание респондента с обобщенного понятия образа товара к определенной марке, в данном случае – к марке «Coca-Cola», (см. приложение, вопрос №6).
Здесь стоит отметить, что при анализе поведения потребителя на брэнд, в переходных вопросах следует выделить изучение степени известности марки товара. Например, целесообразно предложить вопрос: «Газ.напитки какой марки Вы чаще всего приобретаете?».
При этом можно выделить три типа известности:
Когда респондент опрашивается о марке, но вопрос не содержит ссылок на какую либо марку, говорят о «Спонтанной известности». Если же респондентам предлагается перечень торговых марок в определенной категории товаров и их просят отметить те, о которых они слышали раньше, речь идет об «Известности с поддержкой». В подобном случае респандентов можно попросить также уточнить уровень знакомства с маркой, используя шкалу с тремя или пятью градациями. Тогда мы имеем дело с измерением «Квалифицированной известности».
В проведенном анкетировании по данному вопросу использовался закрытый тип, поскольку он дает возможность быстрой ориентации среди предложенных вариантов и на него уходит меньше времени, (см. приложение, вопрос №7 анкеты).
Информация, которую дает анализ собранных данных об известности марок товаров определенной категории, может использоваться для:
-
определения доли
-
определения на основе других
названных марок главных марок-
-
измерения расстояния между
- выявления рынков с наименьшей известностью марки.
Сначала
были размещены вопросы общей
оценки потребителем марки «Coca-Cola».
Самый простой подход основан на использовании
единственной шкалы, типа приведенной
на рисунке 1.1.
Товар марки «Coca-aola»:
Очень нравится | +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 | Совсем не нравится |
Рис. 1.1 Шкала общей оценки торговой марки
Нейтральные оценки могут являться следствием плохой информированности респондента.
Принятие решения о пробной покупке зависит не только от осведомленности о новой марке, но также от ее отличительных свойств, на которые обычно делается акцент в рекламе: высокое качество, низкая цена, привлекательный дизайн. Изучение степени согласия или несогласия с рекламируемыми свойствами обычно производится путем выявления мнения опрашиваемого по каждому свойству.
Например, качество, по мнению респондента, может быть оценено как: низкое, среднее и высокое (см. приложение, вопрос №9 анкеты).
Более сложным подходом является оценка марки товара по её характеристикам. Часто совокупность потребительских характеристик товара и набора благ, предоставляемых потребителям при покупке и эксплуатации товара, называется его атрибутами.
Завершается
блок основной части анкеты вопросами
о предпочитаемых средствах сбора
информации о товаре, (см. приложение,
вопрос №10 анкеты).
4.Анализ собранной информации.
Анализируя ответы респондентов по собранным анкетам можно получить достаточно объективную информацию об их восприятии торговой марки товара «Coca-cola», как брэнда. Однако для получения развернутой оценки отношения к данному товару обычно используются более сложные методы.
Сначала приведем результаты обработки ответов респондентов по всем вопросам кроме вопросов № 5, 7, 8, 9 анкеты, (см. приложение). Ответы на данные вопросы подвергаются наиболее простому анализу, поэтому для них достаточно просто определить удельные веса в общей массе ответов (см. рис. 1.2-1.3).
Рис. 1.2 Группы потребителей по частоте употребления
газ.напитков
Проанализировав рисунок 1.2, можно сделать вывод, что 35% опрошенных покупают данную продукцию каждый день, еще 30% покупают раз в неделю, ещё 20% - два раза в месяц, 15% - от случая к случаю.
Рис. 1.3 Группы потребителей по факторам, влияющим
на приобретение товара
По данным диаграммы рисунка 1.3 большинство опрошенных приобретают данный товар при желании удовлетворить свои вкусовые качества от основного свойства данного товара: 45% отмечают вкус продукта, реклама оказывает влияние на 35 % опрошенных, 5% - полагаются на рекомендации знакомых при выборе и на 15% - новизна.
Рис.1.4 Предпочтения потребителей среди средств получения
информации о товаре
Из
диаграммы на рисунке 1.4 видно, что на
большинство респондентов оказывает влияние
реклама в средствах массовой информации
(на телевидении, радио и др.) (10 голосов
из 20), на втором месте – рекламные акции
в торговых центрах (5 голосов), потом –
советы знакомых и друзей (3 голоса), и наименьшее
значение имеет – реклама в интернете.
Теперь рассмотрим более сложные подсчеты предпочтений и оценок, по ответам на оставшиеся вопросы.
Оценка
влияния различных факторов на поведение
покупателей при выборе товара (см.
приложение, вопрос №6 анкеты) осуществлялась
проставлением респондентами
- качество – 2 балла;
- цена – 2,35 балла;
- марка – 2,75 балла;
- упаковка – 3,25 балла;
- дизайн – 3,15 балла;
- страна-изготовитель – 4 балла.
Таким образом, качество чипсов играет наибольшую роль при выборе товара, а страна-изготовитель – наименьшую. Поскольку при составлении данной анкеты акцент делался все-таки больше на значимость торговой марки для покупателя и на особенности восприятия бренда, то здесь необходимо также отметить, что это вполне себя оправдало: на поведение потребителя марка играет приблизительно такое же значение, как и качество (отставание составило 0,75 балла).
Непосредственная оценка марки «Coca-Cola» на соответствие ее термину «брэнд» проводилась по итогам суммирования баллов по трем вопросам (см. приложение, вопросы № 7,8,9).
По вопросу о качестве, цене и дизайне марки «Coca-Cola» за определённый вариант ответа присваивался определенный балл (от 0 до 3), который затем умножался на число респондентов, отметивших его. Затем суммировались баллы по всем критериям и общая сумма за вопрос.
По вопросу о положении марки «Coca-Cola» на рынке и возможностях ее дальнейших перспектив расчет производился в соответствии с количеством ответов «да» или «нет»: за 1 ответ «да» +1 балл, за 1 ответ «нет» -1 балл.
Количество баллов общей оценки марки респонденты определяли самостоятельно по шкале от +3 до -3. В ходе анализа результаты суммировались.
Таким
образом, распределение баллов по товару
марки «Coca-Cola» в сравнении с так
называемым «идеальным брендом» (максимум
баллов), произошло следующим образом,
представленным в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Балльные оценки восприятия потребителей марки
«Coca-Cola» как бренда.
Показатель оценки | Сумма баллов | |
«Coca-Cola» | «Идеальный брэнд» | |
Качество | +50 | +60 |
Цена | +54 | +60 |
Дизайн | +37 | +60 |
Итого за 1-й блок: | +141 | +180 |
Известность | +20 | +20 |
Стабильный спрос | +17 | +20 |
Перспективность | +15 | +20 |
Необходимость | +10 | +20 |
Идеальность (лучшая марка) | +12 | +20 |
Итого за 2-й блок: | +74 | +100 |
Общая оценка | +35 | +60 |
Итого за 3-й блок: | +35 | +60 |
Итого за 3 блока: | +250 | +340 |