Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 15:21, реферат
Целью настоящей работы является маркетинговый анализ туристских ресурсов одного из районов Санкт-Петербурга. Потребность в таком анализе вызвана необходимостью туроператоров разрабатывать эффективные туристские продукты, т.е. такие продукты, которые пользуются спросом, отличаются от предлагаемых конкурентами аналогов, максимально используют ресурсы региона.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
1. Выявить какие именно параметры должно определить маркетинговое исследование в сфере туризма
2. Рассмотреть, какие именно методы используются при проведении маркетинговых исследований
3. Определить методы проведения маркетингового исследования в туристской сфере
4. Провести сами исследования для заданной территории
5. На основе исследования сделать выводы и рекомендации по разработке туристского продукта, оптимально использующего возможности дестинации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 5
1.1. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА 5
1.2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 6
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРИЗМЕ 9
2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ КРОНШТАДТА 14
2.1 ЭКСКУРСИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ КРОНШТАДТА 14
2.2 ГОСТИНИЦЫ КРОНШТАДТА 15
2.3 ПИТАНИЕ В КРОНШТАДТЕ 16
2.4 ВЫЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ К ПУТЕШЕСТВИЯМ В КРОНШТАДТ 17
2.5. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРФИРМ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 25
При исследовании туристской дестинации метод фокус- групп дает возможность определить, на какую целевую аудиторию следует приоритетно ориентировать данный туристский продукт (учащиеся, пенсионеры, родители с детьми и т.п.)
Телефонный опрос — метод, применяемый при проведении количественных маркетинговых исследований, заключающийся в телефонном опросе (анкетировании) респондентов по телефону на основе заранее разработанной анкеты.
Телефонные опросы применяются в случае, когда необходимо относительно быстро и недорого исследовать основные характеристики потребителей того или иного товара или услуги, провести исследование общественного мнения, узнать отношение потребителей к новому товару или рекламе и т.д.
В туристском исследовании дестинации предполагается проведение телефонного опроса с целью выявления предпочтений потенциальных клиентов (целевой аудитории) в выборе транспорта, объектов показа, питания на маршруте и т.п. Форма опроса, по мнению автора настоящей работы, должна варьироваться в зависимости от ответа на вопрос о том, был ли респондент на экскурсии по Кронштадту или еще не был.
Экспертный опрос - методика, используемая для решения достаточно сложных проблем, требующих опроса эксперта. Респонденты в таких исследованиях, как правило, - директоры, владельцы компаний, чиновники высокого ранга, экономические и политические обозреватели и др. Интервью с респондентом проходит по заранее составленному сценарию обсуждения исследуемой темы. Проводит экспертный опрос профессиональный интервьюер высокого уровня. Беседа записывается на диктофон. Потом все записи, собранные в ходе экспертного опроса, расшифровываются и анализируются.
В данном исследовании проведение экспертного опроса в принципе не планируется. Хотя он может использоваться турфирмами в ходе разработки эксклюзивных туристских продуктов для корпоративных клиентов (чаще – VIP - клиентов)
Холл-тест – метод количественного исследования, целью которого является индивидуальное тестирование самого продукта, его упаковки, сопровождающих продукт рекламных материалов и т.п. Холл-тест позволяет в сжатые сроки получить мнение целевой аудитории о достоинствах и недостатках тестируемого продукта, его преимуществах по сравнению с конкурентами, свойствах, нуждающихся в улучшении и т.п.
- Происходит наблюдение за поведением покупателей в реальной ситуации покупки.
- Собирается детальная развернутая аргументацию причин того или иного выбора респондента.
Маркетинговые исследования в туризме могут использовать холл - тесты для определения интересов потребителей путем наблюдений и опросов, проводимых в ходе экскурсий. Представляется действенным беседа с экскурсантами одного из сотрудников маркетингового отдела компании на обратном пути, когда экскурсионное сопровождение, как правило, уже завершено и у туристов сформировалось первое впечатление об экскурсии.
Рассмотрим некоторые темы маркетинговых исследований, которые являются наиболее типичными для изучения работы туроператоров:3
Виктор Нечипоренко также считает, что для успешного проведения маркетинговых исследований и получения хороших результатов необходимо обращать внимание на ряд обязательных условий, среди которых можно выделить следующие:
Обратим внимание на то, что этот автор не заостряет внимание на маркетинговом исследовании объектов туристской инфраструктуры, как то гостиницы, транспорт, рестораны и кафе, а рассматривает общие достаточно абстрактные положения, в целом согласующиеся с теоретическими положениями о том, что маркетинговые исследования проводятся для продвижения новых товаров на рынок, для укрепления позиций компании на рынке. Классический подход предусматривает анализ потребностей в данном продукте и конкуренцию, предусматривает проведение кабинетных и полевых исследований.
При этом кабинетные исследования заключаются в анализе справочных сведений в литературе, в сети Интернет, а полевые – проведение опросов и анкетирований с их последующей обработкой.4
По мнению автора настоящей работы, такой подход не является конструктивным для фирм – операторов, которые при разработке тура должны учитывать следующие обстоятельства:
2.1. Экскурсионных объектах
2.2 Отелях
2.3 Ресторанах и кафе
2.4 Транспорте
Именно
маркетинговый анализ этих ресурсов
проводится в практической части
настоящей работы. При этом для
анализа интересов целевой
Для
определения туристского
Итак, анализ теории маркетинговых исследований говорит о том, что цели у таких исследований могут быть весьма разнообразны. Вместе с тем, ориентируясь именно на особенности туристской и туристско-экскурсионной деятельности можно считать основной целью исследований турфирмы – разработку туристского продукта, включающего путешествие в Кронштадт. При проведении такого исследования могут быть использованы различные методы: качественные и количественные, кабинетные и полевые. При проведении кабинетных исследований все более важную роль играет справочная информация на сайтах Интернет. Такая информация содержит сведения об исторических объектах в Кронштадте, о том, где можно организовать питание туристов, а если потребуется – их проживание. Наконец, анализ сайтов туристских фирм дает возможность проанализировать уровень конкуренции в рассматриваемой дестинации. (Дестинация – место (территория) посещения, привлекающее туристов своими специфическими природными и рекреационными ресурсами, достопримечательностями, историческим и культурным наследием.)
Однако для того, чтобы узнать интересы целевой аудитории и особенно – распределить эти интересы по возрастному, профессиональному и прочим признакам необходимо провести полевое исследования путем письменных или телефонных опросов, глубинных интервью и других методов, описанных в настоящей главе. Большие туристские компании могут провести такое исследование с использованием специалистов отделов маркетинга, либо обратившись в организации, специализирующиеся в проведении социологических и маркетинговых исследований. Малые и средние туристские компании в силу финансовых причин вынуждены проводить исследование собственными силами, привлекая для этого все возможные ресурсы. Например – членов семьи для проведения телефонных опросов. Можно порекомендовать также активнее использовать собеседования с туристами в ходе проведения экскурсий, а также использовать метод наблюдений.
Настоящее исследование включало следующие этапы:
1.
Постановка задачи –
2.
Кабинетный анализ с целью
выявления туристского
3.
Полевой анализ методом
4.
Выводы по результатам
Кронштадт (первоначально — Кроншлот) — самый удаленный и необычный из семи пригородов Санкт-Петербурга (координаты 60°00´ с.ш., 29°46´ в.д.). Расположенный на острове Котлин в Финском заливе город с населением 35700 человек на протяжении всей своей истории служил морским щитом Санкт-Петербурга и столицей Балтийского флота России. По своему географическому положению остров Котлин, на котором расположен город Кронштадт, расположен таким образом, что установленные на нем батареи перекрывают путь кораблям к Санкт-Петербургу. Начиная с Петровских времен и до конца XIX века создавались близ Котлина искусственные острова с фортификационными сооружениями (знаменитая система кронштадтских фортов), насыпались в мелководном заливе ряжевые преграды, оставляя для судоходства лишь два фарватера с юга и с севера от острова, которые полностью простреливались не только из орудий XVIII века, но и из ружей и мушкетов.
Объект | Адрес |
Памятник борцам Революции (арх. Ларионова) | Якорная площадь |
Памятник адмиралу Макарову (1913—1914, скульптор Леонид Владимирович Шервуд) | Якорная площадь |
Никольский Морской собор (1903—1915 архитектор Василий Антонович Косяков) | Якорная площадь |
Чугунная мостовая | Якорная площадь |
Памятник Петру Первому (1841, скульптор Жак) | Петровский парк |
Губернские дома (в том числе дом Беллинсгаузена) | Между улицами Петровской и Макаровской |
Петровский док (построен в 1726 году) – первый в мире док с самотечным спуском воды | Между Якорной площадью и портом |
Кронштадтский футшток | У Синего Моста через канал |
Итальянский дворец (1721, арх. Иоганн Бронштейн) | У Синего Моста через канал |
Остатки крепостной стены | Северный берег Котлина |
Владимирский собор (1875—1879, арх. Христиан Иванович Грейфан) | Рядом с автовокзалом |
Памятник Домашенко, | Летний сад |
Памятник клиперу "Опричник" | Летний сад |
Исторический архитектурно-художественный музей | Якорная площадь,2, в здании Морского Собора |
Исторический архитектурно-художественный музей | Ленинградская улица, 2 |
Кабинет-музей Александра Степановича Попова | Макаровская улица, 1/3 |
Мемориальный музей-квартира Иоанна Кронштадтского | Посадская улица, 21 |
Форты Кронштадта: "Кроншлот", "Цитадель" (Петр I), «Константин» (Двойная Южная батарея), «Рисбанк» (Павел I), "Александр I", Морские северные номерные форты, Южные номерные форты: «Дзичканец» и «Милютин», «Риф» (батарея Александровская), «Тотлебен» и «Обручев», «Красная Горка» и «Ино». | Всего, в период от начала XVIII века до начала XX, был построен 21 форт, из которых 17 расположены в Финском заливе. |