Маркетинговое исследование туристского продукта Кронштадт на рынке Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 15:21, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является маркетинговый анализ туристских ресурсов одного из районов Санкт-Петербурга. Потребность в таком анализе вызвана необходимостью туроператоров разрабатывать эффективные туристские продукты, т.е. такие продукты, которые пользуются спросом, отличаются от предлагаемых конкурентами аналогов, максимально используют ресурсы региона.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
1. Выявить какие именно параметры должно определить маркетинговое исследование в сфере туризма
2. Рассмотреть, какие именно методы используются при проведении маркетинговых исследований
3. Определить методы проведения маркетингового исследования в туристской сфере
4. Провести сами исследования для заданной территории
5. На основе исследования сделать выводы и рекомендации по разработке туристского продукта, оптимально использующего возможности дестинации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 5
1.1. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА 5
1.2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 6
1.3. НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРИЗМЕ 9
2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ КРОНШТАДТА 14
2.1 ЭКСКУРСИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ КРОНШТАДТА 14
2.2 ГОСТИНИЦЫ КРОНШТАДТА 15
2.3 ПИТАНИЕ В КРОНШТАДТЕ 16
2.4 ВЫЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ К ПУТЕШЕСТВИЯМ В КРОНШТАДТ 17
2.5. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРФИРМ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА 25

Работа содержит 1 файл

Маркетинговые исследования в туризме курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

    При исследовании туристской дестинации метод  фокус- групп дает возможность определить, на какую целевую аудиторию следует приоритетно ориентировать данный туристский продукт (учащиеся, пенсионеры, родители с детьми и т.п.) 

  • Телефонный опрос

    Телефонный  опрос — метод, применяемый при  проведении количественных маркетинговых  исследований, заключающийся в телефонном опросе (анкетировании) респондентов по телефону на основе заранее разработанной  анкеты.

    Телефонные  опросы применяются в случае, когда необходимо относительно быстро и недорого исследовать основные характеристики потребителей того или иного товара или услуги, провести исследование общественного мнения, узнать отношение потребителей к новому товару или рекламе и т.д.

    В туристском исследовании дестинации предполагается проведение телефонного опроса с целью выявления предпочтений потенциальных клиентов (целевой аудитории) в выборе транспорта, объектов показа, питания на маршруте и т.п. Форма опроса, по мнению автора настоящей работы, должна варьироваться в зависимости от ответа на вопрос о том, был ли респондент на экскурсии по Кронштадту или еще не был. 

  • Экспертный опрос

    Экспертный  опрос - методика, используемая для решения достаточно сложных проблем, требующих опроса эксперта. Респонденты в таких исследованиях, как правило, - директоры, владельцы компаний, чиновники высокого ранга, экономические и политические обозреватели и др. Интервью с респондентом проходит по заранее составленному сценарию обсуждения исследуемой темы. Проводит экспертный опрос профессиональный интервьюер высокого уровня. Беседа записывается на диктофон. Потом все записи, собранные в ходе экспертного опроса, расшифровываются и анализируются.

    В данном исследовании проведение экспертного опроса в принципе не планируется. Хотя он может использоваться турфирмами в ходе разработки эксклюзивных туристских продуктов для корпоративных клиентов (чаще – VIP -  клиентов)

  • Холл-тесты (анкетирование face-to-face)

    Холл-тест – метод количественного исследования, целью которого является индивидуальное тестирование самого продукта, его упаковки, сопровождающих продукт рекламных материалов и т.п. Холл-тест позволяет в сжатые сроки получить мнение целевой аудитории о достоинствах и недостатках тестируемого продукта, его преимуществах по сравнению с конкурентами, свойствах, нуждающихся в улучшении и т.п.

    - Происходит  наблюдение за поведением покупателей в реальной ситуации покупки.

    - Собирается  детальная развернутая аргументацию причин того или иного выбора респондента.

    Маркетинговые исследования в туризме могут  использовать холл - тесты для определения интересов потребителей путем наблюдений и опросов, проводимых в ходе экскурсий. Представляется действенным беседа с экскурсантами одного из сотрудников маркетингового отдела компании на обратном пути, когда экскурсионное сопровождение, как правило, уже завершено и у туристов сформировалось первое впечатление об экскурсии.

1.3. Направления маркетинговых исследований в туризме

    Рассмотрим некоторые темы маркетинговых исследований, которые являются наиболее типичными для изучения работы туроператоров:3

  • составление рейтингов популярности туристических брендов среди туристов и турагентств. Здесь речь идет не столько о возможности использования таких результатов в различного рода промоушн-акциях, сколько о получении реальной, объективной картины положения дел (независимо от уровня собственных амбиций). При построении различного рода рейтингов очень важна корректность и однозначность методики расчета, определение степени влияния частных показателей работы турфирм на результирующий рейтинговый показатель.
  • оценка ситуации по достаточно раскрученному на рынке, но новому для конкретного туроператора направлению. Прежде всего, интерес представляет выявление реальной картины присутствия на рынке ведущих туроператоров (уже имеющих значительный опыт работы по направлению), определение сложившегося на данный момент отношения турагентств к работе с ними, оценка возможности определенного передела рынка с точки зрения привлечения к себе части туристов и турагентств.
  • оценка текущей и перспективной ситуации на рынке по принципиально новым туристическим направлениям. Речь идет о разработке и внедрении на рынок новых для россиян туристических направлений, оценке объемов потенциального рынка, изучении имеющегося на текущий момент уровня интереса и отношения потенциальных туристов к новым программам. В последнее время к таким направлениям относят Индию, Вьетнам, Кению, Бразилию.
  • оценка перспективных возможностей развития рынка по определенным направлениям. Здесь важным моментом является определение возможностей и путей дальнейшего развития и продвижения конкретного направления, выявление отношения туристов к уровню текущих предложений, расчет коэффициента возвратности по данному направлению и внесение возможных изменений в уже действующие программы с целью поддержания интереса к ним со стороны потребителей.
  • оценка эффективности рекламы. В данном сегменте исследований проводится анализ общей рекламной кампании туроператора как в целом (формирование позитивного имиджа фирмы среди туристов и туристических агентств), так и по отдельным параметрам.
  • оценка эффективности средств массовой информации для рекламодателей. Речь идет о выборе перечня печатных изданий и каналов средств массовой информации, которые можно отнести к наиболее предпочтительным для целевой аудитории в туризме – туристов и туристических агентств. Изучаются и определяются реально используемые пути поиска потребителями необходимой для них информации о предложениях, а также выявляются формы работы с печатными тематическими туристическими изданиями, частота и глубина работы с ними и прочее.
  • анализ ситуации в регионах. В данном направлении исследований затрагивается одна из важных проблем развития петербургских туроператоров, которые рассматривают регионы в качестве основного резерва расширения масштабов своей деятельности. В этой связи необходимо определять уровень предпочтения региональных агентств, условий для расширения их работы, выявлять отрицательные факторы в их работе с московскими туроператорами, определять тенденции развития регионального спроса по отдельным направлениям.
  • анализ взаимодействия с агентствами. Сюда включается широкий спектр вопросов, связанных с определением степени удовлетворенности турагентств работой с туроператором, формированием перечня наиболее важных текущих проблем и узких мест, чтобы иметь возможность локализовать их на той стадии, когда они еще не переросли в постоянные хронические проблемы.
  • анализ качества туристического продукта. Данное направление работы предусматривает создание системы текущего контроля качества предлагаемых оператором турпродуктов, выявление отрицательных моментов в организации отдыха и экскурсионных программ (в том числе, с точки зрения принимающей стороны, обеспечение туристов необходимой информацией и уровень работы менеджеров).
  • анализ проблемных ситуаций. В этой части исследований могут рассматриваться практически любые вопросы, связанные с отсутствием у туроператора достаточной информации и не позволяющие получить полное представление о причинах возникновения проблемы и ее истинных масштабах. В этом случае в задачу исполнителя маркетинговых исследований может входить работа по конкретизации поставленной проблемы или перевод ее на более высокий уровень представления для получения максимально объективной картины и выявления глубинных причин возникновения этой болевой точки. Существенным моментом в этом случае является разработка методики проведения исследования, которая должна быть уникальной с учетом существа поставленной задачи и эффективной в плане получения результатов, способствующих выбору путей локализации и решения проблемы.

    Виктор  Нечипоренко также считает, что  для успешного проведения маркетинговых  исследований и получения хороших  результатов необходимо обращать внимание на ряд обязательных условий, среди которых можно выделить следующие:

  • постановка проблемы, которая во многом является определяющей для начала проведения любого исследования. Источником постановки такого рода проблем может быть само руководство предприятия, выстраивающее общую стратегию развития фирмы, а также результаты обследования деятельности самой фирмы. Оба эти варианта чаще всего обеспечивают условия своевременности проведения исследований и возможность концентрации в исследованиях на наиболее актуальных темах. Существуют и прецеденты, когда необходимость проведения исследования диктуется остротой уже назревшей и ставшей очевидной проблемы. Анализ деятельности, как правило, носит уже авральный характер, что может отрицательно сказаться на качестве и своевременности выводов, а также на возможности их дальнейшего результативного использования.
  • выбор репрезентативной группы, влияющий как на качество полученных результатов, так и на возможность разумной экономии на затратах, поскольку при грамотно подобранной репрезентативной группе респондентов значимые и достоверные результаты можно получить в группах меньшего объема.

    Обратим внимание на то, что этот автор не заостряет внимание на маркетинговом исследовании объектов туристской инфраструктуры, как то гостиницы, транспорт, рестораны и кафе, а рассматривает общие достаточно абстрактные положения, в целом согласующиеся с теоретическими положениями о том, что маркетинговые исследования проводятся для продвижения новых товаров на рынок, для укрепления позиций компании на рынке. Классический подход предусматривает анализ потребностей в данном продукте и конкуренцию, предусматривает проведение кабинетных и полевых исследований.

    При этом кабинетные исследования заключаются  в анализе справочных сведений в  литературе, в сети Интернет, а полевые  – проведение опросов и анкетирований  с их последующей обработкой.4

    По  мнению автора настоящей работы, такой подход не является конструктивным для фирм – операторов, которые при разработке тура должны учитывать следующие обстоятельства:

    1. Целевая группа (целевые группы), их интересы и возможности
    2. Потенциал региона, который заключается в:

    2.1. Экскурсионных объектах

    2.2 Отелях

    2.3 Ресторанах и кафе

    2.4 Транспорте

    1. Предложение туристского продукта и уровень конкуренции

    Именно  маркетинговый анализ этих ресурсов проводится в практической части  настоящей работы. При этом для  анализа интересов целевой аудитории  к Кронштадту как туристскому объекту проведено полевое исследование путем анкетирования потенциальных потребителей как индивидуальных, так и корпоративных.

    Для определения туристского потенциала региона проведено кабинетное исследование с использованием справочников и путеводителей по Кронштадту, а также Интернет - справочников.

    Итак, анализ теории маркетинговых исследований говорит о том, что цели у таких  исследований могут быть весьма разнообразны. Вместе с тем, ориентируясь именно на особенности туристской и туристско-экскурсионной деятельности можно считать основной целью исследований турфирмы – разработку туристского продукта, включающего путешествие в Кронштадт. При проведении такого исследования могут быть использованы различные методы: качественные и количественные, кабинетные и полевые. При проведении кабинетных исследований все более важную роль играет справочная информация на сайтах Интернет. Такая информация содержит сведения об исторических объектах в Кронштадте, о том, где можно организовать питание туристов, а если потребуется – их проживание. Наконец, анализ сайтов туристских фирм дает возможность проанализировать уровень конкуренции в рассматриваемой дестинации. (Дестинация – место (территория) посещения, привлекающее туристов своими специфическими природными и рекреационными ресурсами, достопримечательностями, историческим и культурным наследием.)

    Однако  для того, чтобы узнать интересы целевой аудитории и особенно – распределить эти интересы по возрастному, профессиональному и прочим признакам необходимо провести полевое исследования путем письменных или телефонных опросов, глубинных интервью и других методов, описанных в настоящей главе. Большие туристские компании могут провести такое исследование с использованием специалистов отделов маркетинга, либо обратившись в организации, специализирующиеся в проведении социологических и маркетинговых исследований. Малые и средние туристские компании в силу финансовых причин вынуждены проводить исследование собственными силами, привлекая для этого все возможные ресурсы. Например – членов семьи для проведения телефонных опросов. Можно порекомендовать также активнее использовать собеседования с туристами в ходе проведения экскурсий, а также использовать метод наблюдений.

2. Анализ туристских  ресурсов Кронштадта

 

    Настоящее исследование включало следующие этапы:

    1. Постановка задачи – определить  наиболее востребованные туры  в Кронштадт для разных целевых  аудиторий и ресурсы дестинации для удовлетворения потребностей аудиторий.

    2. Кабинетный анализ с целью  выявления туристского потенциала  Кронштадта

    3. Полевой анализ методом интервью  и телефонных опросов и обработка  результатов с использованием  компьютерных инструментов (усреднение с помощью соответствующей функции табличного процессора)

    4. Выводы по результатам проведенного  анализа

    Кронштадт (первоначально — Кроншлот) —  самый удаленный и необычный  из семи пригородов Санкт-Петербурга (координаты 60°00´ с.ш., 29°46´ в.д.). Расположенный на острове Котлин в Финском заливе город с населением 35700 человек на протяжении всей своей истории служил морским щитом Санкт-Петербурга и столицей Балтийского флота России. По своему географическому положению остров Котлин, на котором расположен город Кронштадт, расположен таким образом, что установленные на нем батареи перекрывают путь кораблям к Санкт-Петербургу. Начиная с Петровских времен и до конца XIX века создавались близ Котлина искусственные острова с фортификационными сооружениями (знаменитая система кронштадтских фортов), насыпались в мелководном заливе ряжевые преграды, оставляя для судоходства лишь два фарватера с юга и с севера от острова, которые полностью простреливались не только из орудий XVIII века, но и из ружей и мушкетов.

2.1 Экскурсионные объекты  Кронштадта5

Объект Адрес
Памятник борцам Революции (арх. Ларионова) Якорная площадь
Памятник адмиралу Макарову (1913—1914, скульптор Леонид Владимирович Шервуд) Якорная площадь
Никольский Морской собор (1903—1915 архитектор Василий Антонович Косяков) Якорная площадь
Чугунная  мостовая Якорная площадь
Памятник Петру Первому (1841, скульптор Жак) Петровский  парк
Губернские дома (в том числе дом Беллинсгаузена) Между улицами  Петровской и Макаровской
Петровский док (построен в 1726 году) – первый в мире док с самотечным спуском воды Между Якорной  площадью и портом
Кронштадтский футшток У Синего Моста  через канал
Итальянский дворец (1721, арх. Иоганн Бронштейн) У Синего Моста  через канал
Остатки крепостной стены Северный берег  Котлина
Владимирский собор (1875—1879, арх. Христиан Иванович Грейфан) Рядом с автовокзалом
Памятник Домашенко, Летний сад
Памятник клиперу "Опричник" Летний сад
Исторический архитектурно-художественный музей Якорная площадь,2, в здании Морского Собора
Исторический архитектурно-художественный музей Ленинградская улица, 2
Кабинет-музей Александра Степановича Попова Макаровская улица, 1/3
Мемориальный музей-квартира Иоанна Кронштадтского Посадская улица, 21
Форты Кронштадта: "Кроншлот", "Цитадель" (Петр I), «Константин» (Двойная Южная батарея), «Рисбанк» (Павел I), "Александр I", Морские северные номерные форты, Южные номерные форты: «Дзичканец» и «Милютин», «Риф» (батарея Александровская), «Тотлебен» и «Обручев», «Красная Горка» и «Ино». Всего, в период от начала XVIII века до начала XX, был построен 21 форт, из которых 17 расположены в  Финском заливе.

Информация о работе Маркетинговое исследование туристского продукта Кронштадт на рынке Санкт-Петербурга