Маркетинговое исследование рынка минеральной воды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:34, реферат

Описание работы

Целю данной работы, является маркетинговое исследование рынка минеральной воды. Рынок минеральной и питьевой воды на сегодняшний день является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков в России. По разным оценкам, на долю минеральной и питьевой воды приходится от 50 до 70% всего рынка безалкогольных напитков. По данным компании "Уралстар-Трейд-2007", общий прирост продаж минеральных вод в год составляет в среднем 10-15%. Наиболее крупными игроками являются международные транснациональные корпорации Pepsi Bottling Group с торговой маркой "Аква Минерале" и Coca-Cola Company с торговой маркой "БонАква".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
МАРКЕТИНГ — ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА 3
ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5
СТРУКТУРА РЫНКА БУТИЛИРОВАННОЙ ВОДЫ И ЕЕ ТОВАРОВЕДНАЯ ОЦЕНКА 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

Маркетинг.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

В текущий момент времени активный темп роста демонстрирует  группа газированных прохладительных напитков. Сравнивая две группы напитков, следует заметить, что темпы роста мирового потребления газированных прохладительных напитков в 7,2 раза превышают рост потребления негазированных прохладительных напитков, демонстрируя большое значение этой группы для состояния и развития анализируемого  рынка безалкогольных напитков.

Развитие рыночной ситуации такого типа можно проиллюстрировать  динамикой показателя соотношения  в товарной категории прохладительных  напитков двух ее групп – газированных и негазированных напитков.

Доля газированных напитков в мировом потреблении  существенно (в 6,0-6,8 раз в настоящее  время) превышает долю негазированных напитков. Вместе с тем необходимо заметить, что различия в масштабах  долей этих субкатегорий в прогнозируемый краткосрочный период времени (до 2010 г.) будет сокращаться и достигнет значения 5,25 (84 % и 16 % для газированных и негазированных прохладительных напитков, соответственно). Данное обстоятельство подтверждает прогнозы о динамичном развитии рынка негазированных прохладительных напитков в предстоящий период.

Россия, занимающая  территорию, расположенную между Европой  и Азией, по потреблению прохладительных  напитков на душу населения в год  в текущий момент времени занимает промежуточное положение (29 л в год) среди показателей потребления этих напитков в смежных с ней странах Европы (70 л в год) и Азии (13 л в год).

Сравнивая масштабы различий среднедушевого потребления прохладительных  напитков в России со странами Европы и Азии, следует заметить, что они более существенны по сравнению с объемом  потребления безалкогольных напитков в целом в мировом масштабе. Так, объемы потребления прохладительных напитков в России меньше аналогичных показателей для стран Европы в 2,4 раза, хотя по сравнению с аналогичным показателем для населения стран Азии, объем потребления этих напитков россиянами в 2,2 раза превышает данный показатель для этих стран.

Приведенный анализ состояния и тенденций развития мирового рынка производства и потребления бутилированной воды позволяет заключить о том, что российский рынок, имея существенное отставание по объемам производства и потребления от аналогичных показателей, как мирового рынка, так и национальных рынков европейских государств, имеет также и огромный потенциал роста.

Россия, как известно, богата минеральными источниками, имеющими мировую известность. Это минеральные воды Северного Кавказа (Нарзан, Ессентуки, Смирновская, Славяновская и др.). Из менее известных источников других районов страны добывают такие минеральные воды, как Ижевская (Татарстан), Дарасун, Ласточка (Забайкалье), Анивская, Нижне-Сергиевская, Терсинка (г. Новокузнецк, Кемеровская область) и многие другие. В торговой сети г. Новокузнецка присутствуют все виды минеральной воды из известных источников, а среди малоизвестных видов минеральной воды, имеющих происхождение из источников разных районов России, присутствует только Терсинка.

Целью нашего исследования была оценка соответствия информации, указываемой товаропроизводителями на этикетках товаров, фактическому значению анализируемых показателей биологически активных компонентов. Для анализа использовали образцы бутилированной минеральной воды, продающейся в торговой сети г. Новокузнецка, которые подвергались стандартным методам испытаний, указанным в таблице 2.

Отмечено, что  в исследуемых образцах вода Нагутская-26 «Старый Источник» (скважина № 26-Н, Нагутского месторождения Ставропольский край),  снабжена этикеткой, которая  визуально повторяет известную  этикетку Боржоми (Грузия), хотя одновременно с этим на этикетке нанесена информация о наличии свидетельства на право пользования места происхождения товара. Это, в свою очередь, демонстрирует желание товаропроизводителя мимикрировать под известную торговую марку и тем самым способствовать интенсивному сбыту своих товаров.

Таблица 2

Наименование  и характеристика анализируемых  образцов минеральной воды

Наименование  товарного артикула

Производитель и дистрибьютор

Вид

Минерализация, г/дм3

декларируе-мая

фактичес-кая

1

2

3

4

5

Ессентуки № 1  «Аллея Источников»

Завод минеральных  вод ОАО Минводы-пищепродукт г. Минеральные воды

Минеральная природная  лечебно-столовая

2,5-4,3

3,288

Ессентуки № 20  «Старый Источник» Юцкий источник, Скважина 2Б

Завод минеральных  вод ОАО Минводы-пищепродукт г. Минеральные воды

Минеральная питьевая лечебно-столовая

0,45-1,4

0,899

Ессентуки № 4. «Старый Источник». Скважина № 57-РЭ и 57-РЭ-БИС

Завод минеральных  вод ОАО Минводы-пищепродукт г. Минеральные воды

Минеральная питьевая лечебно-столовая

7,0-10,0

8,765

Новоессентукская «Целебная». Скважина № 73, Юцкий источник

Завод минеральных  вод ОАО Минводы-пищепродукт г. Минеральные воды

Минеральная питьевая лечебно-столовая

1,5-2,5

2,0237

Новотерская целебная. Скважина № 72, Кавказские минеральные  воды глубина 1482 м

ЗАО «Кавминводы» пос. Новотерский, Ставропольский край, Россия

Минеральная питьевая лечебно-столовая

3,2-5,8

4,97408

Архыз. «vita». Скважина № 130-К, 131-К, 1-Э, пос. Архыз. Карачаево-Черкесия

ЗАО Висма пос. Архыз Карачаево-Черкесия, Россия

Минеральная питьевая столовая

0,12-0,25

0,2363

Нагутская-26. «Старый  Источник». Скважина № 26-Н, Нагутского месторождения Ставропольский край, Россия

Завод минеральных  вод ОАО Минводы-пищепродукт г. Минеральные воды

Минеральная питьевая лечебно-столовая

3,8-7,5

5,33025

Меркурий «Горная  минеральная вода». Скважина № 1-М.2-М.3-М, месторождение Северно-Кавказское

ООО Меркурий, Карачаево-Черкесия, Россия

Минеральная питьевая лечебно-столовая

2,0-4,2

3,5568


 

1

2

3

4

5

Смирновская «Старый  источник». Скважина № 69 месторождение Железноводск

ЗАО «Кавминводы» Ставропольский край, Россия

Минеральная питьевая лечебно-столовая

3,0-4,0

3,546

Березово-Ярская. «Танай». Месторождение «Березово-Ярское», скважина  № 110-БИС, Кемеровская обл.

ООО «Хрустальное»  г. Кемерово под контролем ООО Калинкинский пивзавод Кемеровская обл.

Лечебно-столовая

1,7-4,4

3,03

Борисовская. Месторождение  скважина  № 11, с. Борисово Кемеровская  обл.

Кузбасскурорт г. Кемерово

Маломине-рализованная Лечебно-столовая

2,5-4,0

3,2875

Терсинка. Месторождение  скважина  № 1011, Терсинское месторождение пос. Загорский Кемеровская обл.

ООО ГК «Кузнецкий Холдинг» ООО «Терсинские минеральные  воды» г. Новокузнецк

Лечебно-столовая

5,0-6,0

5,142

Югус Скважина № 10352

ООО «Век» пос. Усинский г. Междуреченск, Кемеровская обл.

Питьевая столовая

0,45-1,4

0,399

Сибирянка Спорт  Скважина № 152-Д  г.Юрга Кемеровская  обл.

ООО «Аква-Вита»  г. Юрга Кемеровская обл.

Питьевая столовая

0,6-0,9

0,7128

Чажемто скважина  № 6-Р, глубина 2700 м

ОАО «Томское пиво»  г. Томск, Россия

Лечебно-столовая

1,1-1,6

1,286

Жемчужина Сибири Скважина 1086 глубина 1195 м, г. Татарск, Новосибирская  обл.

ЗАО «Собол-Аква»  г. Новосибирск

Лечебно-столовая

1,8-2,8

2,323

Perrier (источник), Франция

N.W.S Sud, Франция  (Нестле групс)

Питьевая столовая

0,7

0,699

S.Pellegrino Источник 24016 Bergamo, Italia

N.W.S , Италия (Нестле  групс)

Питьевая столовая

0,96

1,625

Vittel,  источник Vittel Bon Surs, Франция

Франция

столовая

0,52

0,7622


 

Вместе с  тем, как следует из данных таблицы 2, в образцах воды Югус (Скважина № 10352, г. Междуреченск, Кемеровская область) фактическая минерализация составила только 89 %  от декларируемого уровня, а в образце воды S.Pellegrino (Источник 24016 Bergamo, Italia), напротив, фактическая минерализация на 69 % превышает декларируемую товаропроизводителями на этикетках. Для исследования причины несоответствия уровня минерализации воды декларированному на этикетках был проведен анализ минерального состава отмеченного выше образца минеральной воды в соответствии с методами, отмеченными в таблице 3.

Таблица 3

Показатели  минерального состава образца минеральной  воды Югус

Наименование  показателя

Метод испытания, обозначение и номер НД

 

Значение  показателей, мг/дм'

декларируемое

фактическое

отклонение, %

1

2

3

4

5

Натрий + Калий

ГОСТ 23268.6-78 ГОСТ 23268.7-78

50-200

12,52

74,96

Кальций

ГОСТ 23268.5-78

50-250

47,09

5,82

Магний

ГОСТ 23268.5-78

5-25

13,38

нет

Гидрокарбонат

ГОСТ 23268.3-78

300-500

237,9

20,70

Сульфат

ГОСТ 4389-72

50-250

3,29

93,42

Хлорид

ГОСТ 23268.17-78

менее 10

2,8

нет

Сухой остаток

ГОСТ 18164-72

нет данных

280,0

нет

Минерализация

расчет

450-1400

399

11,33


 

Как видно из таблицы 3, отклонения показателей минерального состава (фактически обнаружено только 5,82 – 93,42 % от декларированных значений анализируемых показателей). Таким образом, товаропроизводитель для повышения привлекательности своего товара (вода классифицирована как «Гидрокарбонатная (сульфатно-гидрокарбонатная натриево-кальциевая) газированная» завысил как степень общей минерализации воды за счет повышенной концентрации как сульфатов (на 93,42 %) так и гидрокарбонатов (на 20,7 %). Отмечено также пониженное содержание натрия и калия (на 74,96 %), а также и кальция (на 5,82 %). С учетом сказанного, складывается мнение о существенных потерях биологически активных компонентов данной воды или об ее искусственной минерализации. В обоих случаях налицо факт несоответствия информации, нанесенной на этикетку товара, фактическому положению дела, т.е. введения покупателей в заблуждение относительно полезных свойств товара. Минеральный анализ остальных образцов минеральной воды не выявил существенных отклонений фактических значений показателей от декларируемых.

Среди анализируемых  образцов Новотерская целебная (Скважина № 72 глубина 1482 м), Кавказские минеральные  воды может быть отнесена к кремнистой (концентрация биологически-активного компонента составляет 61 мг/дм3), а Терсинка (скважина  № 1011, Терсинское месторождение пос. Загорский Кемеровская обл.) - к железистой (концентрация биолгичски-активного компонента составляет 11,4 мг/дм3). В этих образцах минеральной воды уровни указанных компонентов соответствуют установленным требованиям для лечебных вод. Остальные анализируемые образцы выраженных лечебных свойств не имеют.

По регламентируемым показателям все образцы минеральной воды соответствуют требованиям. Вместе с тем, как, показали наши исследования, некоторые товаропроизводители, оставаясь в рамках указанных регламентов, занижают на этикетках своих товаров истинные значения этих опасных для здоровья веществ. Так, в образце воды S.Pellegrino, Bergamo, Italia товаропроизводитель N.W.S, Италия (Нестле групс) на этикетке указал концентрацию нитратов 2,2 мг/дм3, тогда как фактически обнаружено 5,36 мг/дм3.

На основании  проведенного исследования можно заключить, что, в целом, за исключением некоторых нарушений, торговое предложение минеральной воды в г. Новокузнецке по концентрации биологически-активных компонентов соответствует информации, указанной на этикетках товаров.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За рубежом, да и у нас, бутилированная вода получила большое распространение и признание. Бутилированная вода сравнительно недорога и по уровню покупаемости среди безалкогольных напитков не имеет себе равных. Например, в Европе, потребление безалкогольных жаждоутоляющих вод достигло в 2000 году около 200 литров на человека, из которых около 100 литров приходится на долю бутилированной питьевой воды.

Среди различных  видов упаковок лидирует полиэтиленовая (ПЭТ)- бутылка. В мире из года в год  увеличивается число продаж бутилированной воды в этой таре. Стекло, несмотря на свой тарооборот, сдает свои позиции, так как ПЭТ-бутылка намного дешевле стеклянной. Среди негазированной бутилированной воды большую долю по объему продаж занимают продажи бутилированной воды для хозяйственного потребления (ПЭТ-упаковки от 3 литров и больше).

Но не все  так понятно и однозначно в  стремлении производителей убедить  нас в том, что бутилированная вода – решение всех современных  проблем с водой. У некоторых  специалистов по водоочистке и товарным экспертизам бытует мнение, что бутилированная вода и вода из-под крана мало чем отличаются друг от друга; даже если бутилированная вода дополнительно будет насыщена углекислым газом – газированная вода, – она будет полностью соответствовать воде из сифона.

Производителей бутилированной воды ждут глобальные проверки. По информации Общенациональной ассоциации генетической безопасности, бутилированная вода часто оказывается худшего качества, чем водопроводная. Кроме того, до сих пор вода, которая продается частными фирмами и в магазинах не проходила проверки на мутагенный эффект, поскольку в России пока не существует подобных норм. Поэтому никто не может гарантировать безопасность употребления такой воды.


Согласно обозначенного  на всех бутылках кода продукции все  эти бутилированные воды относятся к воде питьевой водопроводной и соответствуют требованиям единого ГОСТА и единых СанПиН (санитарных правил и норм), которым в той же мере соответствует и обычная водопроводная вода из-под крана. И по составу, и по безопасности они мало чем отличаются друг от друга.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка минеральной воды