Маркетинговое исследование на примере ООО «Абсолют-Авто»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель – обосновать выбор методов маркетинговых исследований.
Задачи исследования:
– рассмотреть цели, задачи маркетинговых исследований;
– определить типы требуемой информации и источников ее получения;
– обосновать выбор методов маркетинговых исследований на примере ООО «Абсолют-Авто».

Работа содержит 1 файл

п. 12101303(о) Кур.р. Маркетинг доработка от 2.11.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

 

Из представленной в таблице информации, можно сделать вывод, что целью маркетинговых исследований является разрешение следующих проблем предприятия:

  • изучение и установление потенциала рынка или продукта о возможном объеме его продаж, условиях реализации, уровнях цен, способности потенциальной клиентуры;
  • исследование поведения конкурентов, направления их действий, потенциальных возможностей, стратегии формирования цен;
  • исследование сбыта с определением территории, являющейся наилучшей с точки зрения продаж, объема продаж на рынке, который является наиболее эффективным.

Компании разрабатывают общий план маркетинговых исследований, который составляется в разрезе маркетинга отдельных товаров или услуг, по типу покупателей, по регионам.

Таким образом, задача любого маркетингового исследования сводится к определению особенностей поведения выбранной группы потребителей, оценке их потребностей. Кроме того, маркетинговые исследования являются составной частью всех этапов информационно-управленческого процесса, включая: определение требуемой информации, сбор и анализ информации, обработку информации.

 

2. Определение типа требуемой информации и источников ее получения

2.1. Основные типы источников информации маркетингового исследования

 

Для получения данных при проведении любого научного исследования используется два основных типа источников информации – первичные и вторичные.

Первичная информация включает в себя сведения, которые собирают впервые для достижения какой-либо конкретной цели. Первичная информация используется тогда, когда анализ вторичных источников не позволяет обеспечить полное маркетинговое исследование и требуются дополнительные сведения9.

Первичные данные имеют свои достоинства и недостатки, рассмотрим их в таблице 2.

 

Таблица 2

Достоинства и недостатки первичной информации

Достоинства

Недостатки

При сборе информации основываются на точных целях;

Методология сбора данных известна и контролируется фирмой;

Часто принадлежат фирме и не доступна для конкурентов;

Отсутствие противоречивых данных;

Степень надежности может быть определена.

Сбор данных часто занимает много времени;

Могут потребоваться большие затраты;

Некоторые виды информации не могут быть получены;

Подход фирмы может носить ограниченный характер;

Фирма может быть неспособной собирать первичные данные


В зависимости от полноты информации полученной на первых двух этапах иногда третий этап исследования начинается с определения или уточнения объекта исследования, особенно, если таким объектом являются конечные потребители, каналы сбыта, либо оно проводится впервые.

Как правило, объект исследования представляет собой совокупность объектов наблюдения, потребители, сотрудники компании, посредники и т.д. Если совокупность малочисленна, а исследовательская группа обладает необходимыми возможностями и ресурсами (трудовыми, финансовыми и временными) для установления контакта с каждым из ее элементов, то реально и предпочтительно проведение сплошного исследования всей совокупности. В этом случае, можно приступать к выбору метода сбора данных, орудия исследования и способа связи с аудиторией. В противном случае приходится ограничиваться выборочным обследованием.

Вторичная информации - это сведения, которые уже существуют, будучи ранее собранными, для других целей.

Внутренними источниками вторичной информации являются: статистическая отчетность; бухгалтерская отчетность; счета клиентов; материалы ранее проведенных исследований; письменная отчетность, хранящаяся в организации.

Внешние источники вторичной информации могут быть правительственными и неправительственными.

Вторичная информация может быть получена из трех источников: периодических изданий; книг, монографий и других непериодических публикаций; коммерческих исследовательских организаций10.

Отчетные документы, из которых можно брать такие базисные данные, как правило, охватывают следующие области деятельности11:

  • закупки (уровень запасов, скорость их использования и т. д.);
  • производство (объем производства, материалы, рабочая сила, расходы на транспортировку и хранение запасов товаров, их доработку, расфасовку и упаковку, накладные расходы, использование оборудования и т. д.);
  • кадры (стоимость рабочей силы, текучесть кадров, уровень производительности труда, прогулы и т. д.);
  • маркетинг (затраты на стимулирование сбыта, административные расходы, данные по отдельным рынкам и торговым маркам и т. д.);
  • продажа (по отдельным товарам, стоимости, доле участия в прибыли, размерам заказов, типам сбытовых каналов или покупателей, сбытовым территориям или агентам);
  • финансы (данные балансовой отчетности).

Помимо этих внутрифирменных материалов, исследователь может использовать большое количество дополнительных источников информации, которые для удобства могут быть сгруппированы в пять основных категорий:

  • материалы правительственных учреждений (местных и зарубежных);
  • издания университетов и некоммерческих исследовательских организаций (например, Оксфордский бюллетень о статистике);
  • публикация торговых и промышленных ассоциаций (например, Британского института управления);
  • академические, профессиональные и коммерческие журналы;
  • доклады коммерческих исследовательских организаций (например, «Вэттвуд статистикс», «Экономист интеллидженс юнит», «Гэллап», «Нильсен» и др.).

При использовании печатных материалов в качестве источников информации важно установить, какие методы применялись при подборе и систематизации данных. Следует избегать прямого сравнительного анализа, если методы не совпадают. Кроме того, эти данные должны использоваться только в тех случаях, когда исследователь убежден в их достоверности, надежности и однородности.

Внешние источники вторичной информации включают современные информационные технологии, в частности информацию, находящуюся в сети Интернет. Рассмотрим в таблице 3 некоторые достоинства и недостатки вторичной информации.

 

Таблица 3

Достоинства и недостатки вторичной информации

Достоинства

Недостатки

Многие ее виды недороги (отраслевые, правительственные издания, периодическая печать и т.д.)

Обычно быстро собирается (в библиотеках, отраслевые, правительственные периодические издания, монографии, могут быть получены и проанализированы очень быстро)

Часто имеется несколько источников (позволяет выявлять различные подходы, получать большие объемы информации и сопоставлять данные)

Источники могут содержать данные, которые невозможно получить самостоятельно

Собранная, из независимых источников, как правило, весьма достоверна

Может не подходить для целей проводимого исследования

Может быть старой или устаревшей

Методология сбора данных (размер выборки, срок выполнения исследования), может быть неизвестна и вторичная информация, может быть недостаточной

Могут публиковаться не все результаты

Могут существовать противоречивые данные

Многие исследовательские проекты не могут быть повторены


 

Отбор внешних источников требует от участвующих в нем работников широкого кругозора, глубокого понимания исследуемой проблемы и навыков информационно-поисковой работы. Систематизация вторичной информации производится, как правило, после завершения ее сбора из внутренних и внешних источников12.

Таким образом, выделяют два типа источников информации маркетингового исследования – первичные и вторичные. У каждого из типов есть свои достоинства и недостатки, которые необходимо учитывать при использовании того или иного типа информации.

2.2. Методы работы с типами источников информации маркетингового исследования

 

Первичные данные можно собрать с помощью одного из трех методов - наблюдения, эксперимента и выборочного обследования, а также путем их сочетания. Наблюдение – наиболее простой метод, но дает обычно наименее удовлетворительные результаты. Суть его состоит в наблюдении за процессами, связанными с изучаемым фактором. Примером, иллюстрирующим этот способ, является измерение потоков покупателей в магазинах, послужившее основой для установления многих принципов планировки торговых помещений13.

Техника наблюдения в значительной степени определяется квалификацией и объективностью наблюдателя и ограничена необходимостью соблюдать секретность с тем, чтобы на закономерностях поведения покупателей не отразилось сознание того, что они подвергаются изучению. К тому же внешнее поведение редко проливает достаточно света на внутренние мотивы поведения покупателей и процессы принятия решений, а именно их и пытаются обычно определить.

При проведении эксперимента можно осуществлять контроль, отсутствие которого характерно для методов наблюдения, а обходится эксперимент обычно дешевле, чем выборочное обследование. Основной недостаток экспериментального метода заключается в трудности воспроизведения нормального поведения в лабораторных условиях. Частично эта трудность может быть преодолена путем проведения эксперимента в естественной обстановке, например, при опробовании упаковки путем помещения опытного образца на полки магазина. Однако для того чтобы результаты таких испытаний были достоверными, значения всех переменных, кроме той, которая в данный момент изучается, должны оставаться неизменными14.

Кабинетное исследование с целью сбора вторичных данных логически предшествует любому внекабинетному исследованию не только потому, что необходимая информация уже имеется, хотя и в форме, требующей дополнительной систематизации, но также и потому, что проведение такого исследования позволяет точно определить, какие именно данные должны быть получены в ходе обследования или эксперимента. Кроме того, печатные материалы как источники информации более доступны и при надлежащем использовании ведут к экономии времени и денежных средств.

По логике, кабинетное исследование должно начинаться с изучения отчетности самой фирмы. Выше доказывалось, что ответственность за ведение отчетности должна быть сохранена за соответствующими отделами, однако именно отдел исследования маркетинга обязан обеспечить достаточную степень унификации отчетности, с тем, чтобы можно было свести все данные воедино и создать информационную базу для фирмы в целом.

Как отмечалось выше, кабинетное исследование зачастую не в состоянии дать ответа на сугубо специальные вопросы, но часто помогает установить факторы, которые оказались важными в аналогичных ситуациях в прошлом. Так или иначе, но существует ряд областей, в которых проведение внекабинетных исследований обычно является необходимым. К таким областям относятся:

  • исследование рекламы (анализ эффективности рекламных объявлений как таковых, т. е. опробование рекламных призывов; изучение средств распространения рекламы, т. е. анализ использования каналов массовой информации, определение размера потребительской аудитории и т. д.);
  • изучение потребителей (исследование факторов, определяющих потребительское предпочтение и выбор);
  • анализ эффективности распределительной сети (сравнение альтернативных структур распределительной сети, методов обработки грузов и т. д.);
  • исследование упаковки (цвет, конструкция, габариты, форма, информационное содержание и т. д.);
  • исследование потребительских свойств товаров (анализ замысла нового изделия, испытание изделия с привлечением потребителей и тех, кто не будет потреблять товар, и т. д.).

Методы полевых исследований подразделяются на опрос, наблюдение, эксперимент и имитацию.

Для проведения полевых исследований в форме опроса чрезвычайно важны выбор объекта исследования и составление опросного листа, анкеты. При выборе следует определить, кого целесообразнее опросить, какое количество и каким образом лучше отобрать опрашиваемых представителей

– респондентов. Для проведения выборки используется два метода15: вероятностный (более точный, но и более дорогой и сложный), когда каждый возможный объект исследования имеет примерно равную значимость в проводимом исследовании, и тогда интервьюер предпочитает воспользоваться, например, каждой 21-й фамилией в справочнике или устройством, набирающим случайные цифры телефонных номеров;

– детерминированный, когда интервьюер определяет объекты исследования, исходя из определенных причин и удобств, например опрашивает первых 75 посетителей выставки и т.д.

Сплошные исследования могут проводиться в отношении товаров производственного назначения, поскольку круг их покупателей бывает относительно ограничен.

Опросный лист, или анкета, представляет собой перечень вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Форма, последовательность и формулировка вопросов могут быть различными. Задача маркетолога или составителя анкеты – выбрать наиболее оптимальный вариант их разработки, опробовать анкету, чтобы она вышла на широкую аудиторию в исправленном и доработанном варианте. При этом следует учитывать, что форма построения вопросов влияет на ответ. Вопросы могут быть составлены с использованием различных методов, в частности в виде закрытых вопросов (с подсказкой) и в виде открытых вопросов (без подсказки).

Наблюдение как метод исследований рынка и мотиваций потребителей означает непосредственное изучение и фиксацию поведения покупателей, как правило, в реальных ситуациях. Он предполагает сбор информации о покупателях при покупках, их реакции на приобретенный товар и т.д. Для того чтобы не влиять на естественность поведения покупателя, специалисты-наблюдатели проводят наблюдение скрытым методом, используют специальные камеры, систему зеркал и другие технические средства. Наблюдение в наибольшей степени соответствует задачам поисковых исследований. Основной недостаток его – наблюдатели могут ошибаться в оценке поведения покупателей товаров и услуг, что может привести к неправильным выводам по итогам наблюдения.

Предполагает, как правило, наличие двух сопоставимых групп сегментов исследований: пробной (экспериментальной) и контрольной. Это могут быть два города, два магазина, два товара и т.д. или две специально отобранные тестируемые группы потребителей, одна из которых будет служить контрольной, а другая – объектом проведения эксперимента16.

Информация о работе Маркетинговое исследование на примере ООО «Абсолют-Авто»