Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:42, курсовая работа
Цель – обосновать выбор методов маркетинговых исследований.
Задачи исследования:
– рассмотреть цели, задачи маркетинговых исследований;
– определить типы требуемой информации и источников ее получения;
– обосновать выбор методов маркетинговых исследований на примере ООО «Абсолют-Авто».
Содержание
Актуальность. Проведение маркетинговых исследований способны не только облегчить привлечение денежных средств на проведение научных исследований, но и в сжатые сроки окупить их с получением экономического эффекта. Пренебрежительное отношение к маркетинговым исследованиям может обернуться напрасно потерянным временем для исследователей, а для финансирующих структур бесцельно потраченными средствами. Соблюдение законов маркетинговых исследований позволяет правильно выбрать направление научных исследований, что обеспечит востребованность выполненной работы. Законы маркетинга требуют изучения мировых тенденций экономики и отрасли, а также особенностей российского рынка. Проведение маркетинговых исследований позволяют выявить возможных потребителей, конъюнктуру и насыщенность рынка, конкурентную способность предполагаемых научных исследований.
Любая технология маркетинговых исследований предполагает сбор но и анализ первичной и вторичной маркетинговой информации, процедуры ее обработки и синтеза, как основы разработки маркетинговой стратегии и тактики.
В процессе маркетингового исследования происходит познание закономерностей рыночных процессов, выявляются причинно-следственные связи. То есть маркетинговое исследование выступает как процесс познания, предполагающий решение научных задач с использованием соответствующих приемов и методов.
Объект – ООО «Абсолют-Авто».
Предмет – методы проведения маркетинговых исследований на примере ООО «Абсолют-Авто».
Цель – обосновать выбор методов маркетинговых исследований.
Задачи исследования:
– рассмотреть цели, задачи маркетинговых исследований;
– определить типы требуемой информации и источников ее получения;
– обосновать выбор методов маркетинговых исследований на примере ООО «Абсолют-Авто».
Вопросы маркетинга и маркетинговых исследований отражены в трудах И.Л. Акулич, Г.Л. Багиева, Е.П. Голубкова, А.Н. Романова, Е.П. Михалева, В.П. Федько и других.
В процессе исследования, нами использовались общенаучные методы анализа и синтеза информации, теоретическое обобщение, сравнительный анализ, а также опрос и статистические методы.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на предприятиях, оценивающих перспективы своего развития на определенном рынке для разработки и уточнения стратегии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Одним из базовых требований маркетинга является обеспечение «прозрачности» рынка и «предсказуемости» его развития. Предпринимателю до выхода на рынок как минимум необходимо знать: емкость рынка, наличие и тип покупательского спроса, интенсивность конкуренции, конкурентоспособность своего товара, уровень и тенденции цен, реакцию покупателей не те или иные маркетинговые действия. Без этого, без учета рыночной ситуации предприниматель рискует потерпеть фиаско.
Без сбора достоверной информации и последующего её анализа маркетолог не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении потребностей покупателей. Сбор информации, её интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства фирмы по их заказу, принято называть маркетинговыми исследованиями (marketing research).
Маркетинговые исследования – это инструмент маркетинга, или его информационно-аналитическое обеспечение, которое является неотъемлемой частью маркетинговой деятельности. Любая попытка оторвать информацию и её анализ от маркетинга или даже противопоставить их «чистому маркетингу» (под которым понимается только управление действиями фирмы на рынке) абсурдна1.
Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отражение, анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности и отчеты о результатах. Маркетинговые исследования применяются для поиска новых рыночных возможностей2.
Маркетинговые исследования можно также назвать коммуникационным каналом, связывающим фирму с внешней средой, это также и важнейший инструмент управления современной организацией. Маркетинговые исследования позволяют руководителям концентрировать усилия на кратко-, срочно-, долгосрочных решениях. Результаты исследований могут служить надежной информационной базой для планирования, разрешения проблем управления и контроля.
Высококонкурентная маркетинговая среда и постоянно растущая цена управленческих ошибок, требуют, чтобы маркетинговые исследования предоставляли высококачественную информацию. Эффективные решения не могут основываться на интуиции или простых рассуждениях.
Маркетологи принимают большое количество стратегических и тактических решений относительно потенциальных возможностей компании, выбора целевого рынка, сегментация рынка, планирование и осуществление маркетинговой программы, измерения успешности реализации маркетинговых мероприятий и контроля маркетинга, в процессе идентификации и удовлетворения нужд клиента.
Эти решения усложняются взаимодействиями между контролируемыми факторами маркетинговой среды: товаром, ценой, продвижением и распределением. Дополнительные трудности в деятельность организации вносят неконтролируемые факторы. Также следует учитывать и переплетение интересов различных групп людей, имеющих отношение к работе компании, потребителей, служащих, акционеров, поставщиков и т.п.
Маркетинговые исследования помогают директорам по маркетингу увязывать маркетинговую стратегию с факторами маркетинговой среды и интересами заинтересованных групп. С их помощью руководитель компании получает необходимые ему сведения, что позволяет частично устранить неопределенность в развитии бизнеса.
Систематические маркетинговые исследования позволяют получить информацию и контролируемых и неконтролируемых факторах среды и интересах различных групп населения, что повышает эффективность решений, принимаемых директорами по маркетингу.
Маркетинговые исследования можно назвать коммуникационным каналом, связывающим фирму с внешней средой. Это способ получения, передачи и обработки данных о степени эффективности плана маркетинга фирмы.
По мере вхождения в глобальную экономическую систему значение коммуникационного канала, обеспечиваемого маркетинговыми исследованиями, возрастает, поскольку то, что эффективно для одних условий, оказывается бесполезным для других.
Определение маркетинговых исследований подчеркивает их информационно-связующую роль. Они являются функцией, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга.
Маркетинговые исследования снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке. Получаемая, с их помощью информацию используется для выявления и определения возможностей и проблем маркетинга; разработки, уточнения, исполнения и контроля возможных маркетинговых мероприятий, оценки эффективности их реализации, а также совершенствовании общего представления о маркетинге как явлении и процессе3.
Результаты исследований являются надежной информационной базой для планирования, разрешения проблем и управления (контроля). Для процесса планирования собирается информация позволяющая оценить маркетинговые возможности с точки зрения их практической реализации и потенциала. Маркетинговые исследования с целью разрешения проблем сосредотачиваются на кратко- и долгосрочных решениях, принимаемых фирмой в отношении составляющих «маркетинга-микс». Результаты исследований помогают руководству вовремя устранять проблемы и контролировать эффективность функционирования всех звеньев бизнеса.
Различные фирмы организуют выполнение функции проведения маркетинговых исследований по-разному. Некоторые имеют специальный отдел маркетинговых исследований, другие - только одного специалиста, ответственного за маркетинговые исследования, третьи передают функции маркетингового исследования специализированным фирмам4.
Существуют различные взгляды на роль и значение маркетинговых исследований. Отдельные исследователи (например, Е. Дихтль, Х. Хершген и в какой-то мере Ф. Котлер) рассматривают маркетинговое исследование как составную часть соответствующих функций маркетингового управленческого процесса, как бы «растворяя» его в конкретных стратегических и оперативных действиях.
Некоторые авторы (например, немецкий маркетолог Х. Швальбе) в своих определениях ограничиваются понятием информации, которую должны использовать управленческие структуры маркетинга. Ряд специалистов подходит к понятию «маркетинговое исследование» путем перечисления основных его функций, не выявляя его сущности. К ним относится Ф. Котлер5, который трактует маркетинговое исследование как систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ, отчет о результатах. Многие отечественные авторы повторяют подобную формулировку. Например, ее использует известный российский маркетолог Е.П. Голубков6.
Все маркетинговые исследования осуществляются с двух позиций: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и прогнозирование их значений в будущем. Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и стратегий развития организации в целом, так и ее маркетинговой деятельности. Предприятие, которое заказало проведение маркетингового исследования или проводит его самостоятельно, должно получить информацию относительно того, что продавать и кому, а также о том, как продавать и как стимулировать продажи, что имеет решающее значение в условиях конкуренции. Результаты исследования могут предопределить изменение целей деятельности компании.
Таким образом, маркетинговое исследование, оставаясь составной частью маркетинга, уже давно сложилось в самостоятельное научно-практическое направление, оказывающее сильное воздействие на результаты деятельности организаций и предприятий. Выполнение перечисленных операций позволяет подготовить данные к анализу, который заключается в оценке ответов, связанных с рассматриваемой проблемой. Основу анализа маркетинговой информации составляют статистические методики и математические модели.
Перечень задач маркетингового исследования трудно составить, потому что меняющаяся ситуация, влияние разного набора факторов, различный потенциал фирм, человеческий фактор и т.д. приводят к большому разнообразию конкретных исследовательских задач, выдвигаемых перед маркетинговой службой фирмы. Можно выделить лишь основные направления исследований. Поэтому перед маркетинговым исследованием стоят следующие задачи7:
Задачи, которые приходится решать в процессе проведения маркетинговых исследований, очень разнообразны и зависят от размера организационных структур управления, основной философии фирмы. Главная задача маркетинговых исследований сводится к оказанию помощи менеджерам в принятии более правильных решений по текущим вопросам во всех сферах деятельности. Эта высшая задача заключается в разработке общего, целостного представления о структуре, закономерностях динамики рынка; обосновании возможностей предприятия для более эффективной его адаптации к рынку, к конечным требованиям потребителя.
Главная задача может распадаться и структурироваться на производные подзадачи. Все это можно оформить в дерево задач (целей), где последние могут быть независимыми друг от друга, либо соподчиненными. Процесс построения такого дерева очень трудоемок, но это позволяет более рационально организовывать процесс постановки задач и их управления.
Разнообразие задач и целей зависит также от вида предпринимаемых маркетинговых исследований и от объектов предполагаемых исследований. В табл. 1 приводится одна из подобных классификаций.
В целом важно отметить, что маркетинговые исследования позволяют:
Таблица 1
Цели и объекты практических маркетинговых исследований8
№ п/п |
Виды исследований |
Объекты исследований |
1 |
Макросреда цель – экономические тенденции |
Тенденции и процессы. Анализ изменения экономических, политических, экологических, демографических и других факторов. Структура рынка, география, емкость, барьеры, риски и др. |
2 |
Потребители (цель – сегментация потребителей, выбор целевых сегментов) |
Доходы, социальное положение, образование, пол, возрастной состав и др. Индивидуальные потребители, семьи, организации, фирмы |
3 |
Структура рынка (цель – получение сведений о партнёрах и конкурентах) |
Структура потребления, обеспеченность товарами, тенденция спроса. Конкуренты, сильные и слабые стороны их доля рынка, их финансовые, материальные и иные возможности, структура управления и персоналом. Фирмы-покупатели. Фирмы-посредники. Финансовые, рекламные, страховые, транспортно-экспедиционные, юридические, консультативные и другие фирмы |
4 |
Товарные рынки (цель – повысить конкурентоспособность своего товара) |
Технико-экономические показатели и качество товара. Спрос – предложение и конкурентоспособность. Потребительские качества (цена, дизайн, сервис и т.д.) Товары-аналоги, товары-конкуренты и заменители, товарный ассортимент, соответствие нормам, сертификатам, патентам, реакция на новые товары, этапы жизненного цикла товара |
5 |
Цены (цель – определение цены, дающей максимальные прибыли) и удовлетворение потребностей |
Затраты на производство и сбыт. Эластичность спроса. Влияние ценовой конкуренции; отношение цена / прибыль |
6 |
Стимулирование сбыта и реклама (цель – выработка политики «паблик рилейшнз») |
Как и когда лучше стимулировать сбыт, как лучше и эффективнее организовать рекламу. Отношение общественности к товару. Эффективность конкурсов, скидок, премий и других льгот |
7 |
Внутренняя среда предприятия |
Состояние предприятия, его экономика, продажи, коммуникации. Внутренние и внешние факторы среды |
Информация о работе Маркетинговое исследование на примере ООО «Абсолют-Авто»