Помимо прочего,
стоит отметить, что люди, часто
меняющие телефоны, приобретают их
новыми, что позволяет судить о
положительных перспективах развития
рынка мобильных телефонов и
еще раз служит подтверждением прогнозов
аналитиков о росте объема рынка в РФ в 2011 году.
- Литература
Книги
и монографии:
- Темницкий А. Л. Учебное исследование по эмпирической социологии: Учебное пособие. – М.: МГИМО МИД России, 2003. – 250 с.
- Тарасенко Е. А. Новые тренды потребительского поведения молодежи. –М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2008.
Информационные
источники:
- Информационные ресурсы компании Тринити-Фэлконс// www.3-falcons.ru
- Рейтинг популярности мобильных телефонов в России в 2010 г. (компания IFORS)// http://news.softodrom.ru/ap/b7337.shtml
- Связной: рынок мобильных телефонов в России 2010-2011 гг. // Mforum.ru 16.12.2010 http://www.mforum.ru/news/article/095435.htm
- МТС: рынок мобильных телефонов в России в 4 квартале 2010 года // Журнал «Мобильный контент» 13.01.2011 http://www.procontent.ru/news/18618.html
- Приложения
Приложение 1
План
проведения маркетингового исследования
Цель
исследования
Выявление потребительских предпочтений
молодежи в возрасте от 18 до 25 лет в выборе
и покупке мобильных телефонов
Задачи
исследования
- Дать характеристику российскому рынку мобильных телефонов
- Выявить производителей-лидеров продаж на российском рынке мобильных телефонов
- Определить основные факторы, влияющие на осуществление потребительского выбора
- Выявить наличие или отсутствие связей между данными факторами и уровнем дохода
- Распределить факторы влияния по разным возрастным, гендерным группам молодежи
Метод
сбора информации
Анкетирование
Характеристика
основных источников вторичной информации
В качестве источников вторичной
информации использовались данные аналитиков
таких компаний, как ОАО «МТС», ГК «Связной»,
IFORS.
Организация сбора
первичной информации
Сбор первичной
информации осуществляется путем анкетирования
респондентов внутри бесповторной типической
выборки с помощью интернет-сервиса www.virtualexs.ru.
Приложение 2
Характеристика
товарного предложения
Основные производители
товара (услуги)
- конкурент 1 Apple
- конкурент 2 Nokia
- конкурент 3 Samsung
- конкурент 4 Sony-Ericsson
Емкость рынка
– всего 100%
в том числе
- конкурент 1: 8%
- конкурент 2: 32%
- конкурент 3: 10%
- конкурент 4: 24%
- остальные производители: 26%
Ассортимент предлагаемой
продукции (услуг)
- Конкурент 1: смартфоны, высокая и очень высокая ценовая категории (iPhone 3G, iPhone 3GS, iPhone 4G)
- Конкурент 2: телефоны всех видовых и ценовых категорий
- Конкурент 3: бюджетные телефоны, телефоны имиджевой категории, смартфоны на базе Android
- Конкурент 4: имиджевые телефоны, мультимедийные телефоны, смартфоны
Приложение 3
Программа
проведения анкетного опроса
- Цель опроса
Выявить потребительские
предпочтения молодежи в возрасте от
18 до 25 лет в выборе и покупке мобильных
телефонов.
- Рабочие гипотезы
Исходная гипотеза:
Предполагается, что существует устойчивая
связь между материальной обеспеченностью
различных возрастных групп молодежи и тем, какой потребительский
выбор они осуществляют.
Выводные гипотезы:
- Молодежь с уровнем дохода ниже среднего интересуется бюджетным сектором рынка мобильных телефонов (телефоны низкого и среднего классов)
- Для молодежи с доходом выше среднего определяющим фактором при выборе мобильного телефона является известность, репутация компании
- Для молодежи с доходом ниже среднего решающим фактором при выборе телефона является его цена
- Молодежь с доходом выше среднего чаще выбирает смартфоны и телефоны бизнес-класса (многозадачные телефоны)
- Мужчины отдают предпочтение простым телефонам (с ограниченным функционалом), в то время как для женщин телефон – это часть стиля
- Женщины с доходом ниже среднего приобретают телефоны выше средней ценовой категории, чтобы соответствовать женщинам с доходом выше среднего
- Молодежь в возрасте 22 и более лет тратит больше средств на голосовую связь, чем на остальные услуги
- Молодежь, отдающая предпочтение конкретной марке мобильных телефонов, склонна выбирать марки Apple, Nokia и Sony-Ericsson ввиду активной маркетинговой политики данных компаний
- Молодежь, часто меняющая телефоны, отдает предпочтение вторичному рынку мобильных телефонов
- Молодежь с доходом выше среднего предпочитает определенную марку телефонов в отличие от молодежи с доходом ниже среднего, у которых нет постоянных предпочтений
- Численность и состав опрошенных
55 человек, среди
которых 25 мужчин и 30 женщин, которые
являются представителями различных
возрастных категорий в диапазоне
от 18 до 25 лет.
- Способы отбора опрашиваемых лиц
Бесповторный
типический (стратифицированный) отбор
- Способ связи с аудиторией
Опрос проводился
с помощью интернет-сервиса www.virtualexs.ru
Приложение 4
Макет
анкеты для опроса
Введение: Анкета опроса населения –
владельцев мобильных сотовых телефонов
(молодежи в возрасте 18-25 лет)
Уважаемый респондент!
Наша организация
проводит маркетинговое исследование
с целью выявлений предпочтений
покупателей в выборе и покупке
мобильных телефонов. Просим Вас
принять участие в опросе и
ответить на поставленные в анкете вопросы. Анкета анонимная,
фамилию, имя и отчество указывать не следует.
Заранее благодарим
Вас за помощь!
Основная часть:
- Пользуетесь ли Вы мобильным телефоном?
- Как часто Вы меняете мобильный телефон?
- Сколько лично у Вас в пользовании мобильных телефонов?
- Вы приобрели последний мобильный телефон новым или подержанным?
- Намерены ли Вы приобрести телефон в ближайшие полгода?
- Какой категории телефонов Вы отдаете предпочтение
- Какой маркой мобильного телефона Вы пользуетесь?
- Какой маркой мобильного телефона Вы хотели бы пользоваться? (не более 3х вариантов ответа)
- Отдаете ли Вы предпочтение какой-либо конкретной марке мобильных телефонов?
- Что оказало на Вас наибольшее влияние при выборе мобильного телефона? (не более 3х вариантов ответа)
- Какая марка была у Вашего предыдущего телефона?
- Меняли ли Вы мобильный телефон, и если да, то почему?
- Сколько денег Вы заплатили (в рублях) за последний купленный мобильный телефон?
- Сколько денег Вы готовы потратить на желаемый мобильный телефон?
- Как часто Вы пользуетесь услугами сотовой связи?
- Сколько, примерно, составляют Ваши ежемесячные затраты на услуги сотовой связи?
- Оцените долю средств в расходах на мобильную связь, затрачиваемых на каждый вид услуги (от 1 до 5: 1 - не трачу, 5 - трачу значительную долю).
Сведения о
респонденте:
- Ваш пол
- Ваш возраст (полных лет)
- Ваше семейное положение
- Среднемесячный доход Вашей семьи
- Ваш уровень образования
- Ваш род занятий
Приложение 5
Анкета
опроса
населения – владельцев мобильных
сотовых телефонов (молодежи в возрасте
18-25 лет)
Уважаемый респондент!
Наша организация
проводит маркетинговое исследование
с целью выявлений предпочтений
покупателей в выборе и покупке мобильных телефонов. Просим
Вас принять участие в опросе и ответить
на поставленные в анкете вопросы. Анкета
анонимная, фамилию, имя и отчество указывать
не следует.
Заранее благодарим
Вас за помощь!
- Пользуетесь ли Вы мобильным телефоном?
- Как часто Вы меняете мобильный телефон?
- Раз в год
- Раз в два года
- Реже, чем раз в два года
- Сколько лично у Вас в пользовании мобильных телефонов?
- Вы приобрели последний мобильный телефон:
- Намерены ли Вы приобрести телефон в ближайшие полгода?
- Какой категории телефонов Вы отдаете предпочтение?
- Бюджетные телефоны (телефоны низкой ценовой категории с минимальным набором функций)
- Средний класс (телефоны, имеющие ряд дополнительных функций, помимо основных)
- Имиджевые телефоны (телефоны с выделяющимся дизайном, но ограниченным набором функций)
- Бизнес-класс (телефоны с расширенными коммуникационными возможностями)
- Мультимедийные телефоны (телефоны, предназначенные для фото, проигрывания аудио- и видеофайлов)
- Смартфоны (телефоны с расширяемым набором функций)
- Какой маркой мобильного телефона Вы пользуетесь?
- HTC
- LG
- Motorola
- Nokia
- Samsung
- Siemens
- Sony-Ericsson
- Другая ____________________
- Какой маркой мобильного телефона Вы хотели бы пользоваться? (не более 3х вариантов ответа)
- HTC
- LG
- Motorola
- Nokia
- Samsung
- Siemens
- Sony-Ericsson
- Другая ____________________
- Отдаете ли вы предпочтение какой-либо конкретной марке мобильных телефонов?
- Что оказало на Вас наибольшее влияние при выборе телефона? (не более 3х вариантов ответа)
- Известность, репутация компании
- Популярность модели
- Рекомендации друзей
- Личный опыт
- Консультация продавца
- Реклама
- Внешний вид
- Простота пользования
- Технические возможности