Маркетингове дослідження ринку чая в Україні

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 04:44, творческая работа

Описание работы

Чай в Украине не выращивается. Формирование украинского рынка чая началось в 1991 году. В недалекие советские времена Укроптбакалея (единственный оптовый поставщик чая) продавала приблизительно 15 тыс. т чая в год и часто он был в дефиците. Сейчас же емкость украинского рынка чая оценивается экспертами в пределах 20-23 тыс. т ежегодно.

Работа содержит 1 файл

ПОЛНАЯ РАБОТА.doc

— 1.96 Мб (Скачать)

Рис. 8.2 – Расположенность респондентов к чаю по возрастным

         категориям респондентов 

Вопрос  № 4. Как часто Вы пьете чай? 

     Учитывая  тот факт, что основная масса респондентов являются приверженцами чая, закономерно, что частота потребления ими чая составляет несколько раз в день. Но все же максимального значения этот показатель достигает в возрастной категории респондентов 40-50 лет, что может быть связано с размеренным образом жизни людей данного возраста. Также, на рис. 8.3 можно проследить, что употребление чая 1 раз в день характерно для самой старшей возрастной категории рассматриваемых респондентов. Как один из факторов, объясняющих эту закономерность, может быть привычка людей более старшего поколения экономить даже на самом малом. Ведь раньше в Украине имела место такая проблема, как дефицит чая.

       
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 8.3 – Частота потребления чая  респондентами 

     Вопрос  № 5. Какой чай Вы предпочитаете? 

     По  нижеприведенному рис. 8.4 видно, что наибольшим спросом среди потребителей-респондентов украинского рынка чая пользуется именно черный чай, особенно в возрастной категории 40-50 лет. Что касается зеленого чая, то тут его сторонниками являются молодые люди (возрастная категория 15-30 лет). Можно сказать, что этой категории свойственно желание постоянно пробовать что-то новое, идти в ногу со временем. Именно поэтому, как по мне, пальма первенства в потребления “цветных” и ароматизированных чаев, а также фруктово-травяных смесей также за молодым поколением. Не лишним будет отметить, что наименее популярны на нашем рынке чая “цветные” и ароматизированные чаи, что, в первую очередь, объясняется довольно низким качеством данных сортов чаю, представленных отечественному потребителю. Да и вообще, мало кто знает, каковым должен быть истинный вкус сородичей черного чая – белого, красного и других.

Рис. 8.4 – Предпочтения респондентов в различных сортах чая 

     Вопрос  № 6. Какую марку чая Вы предпочитаете? 

     Глядя на рис. 8.5 можно отметить, что самой популярной торговой маркой на отечественном рынке чая является Гринфилд, как и на российском рынке чая. Максимальный показатель по этой марке наблюдается в возрастной категории 40-50 лет. Мне кажется, что это довольно объясняемый факт, ведь чайная коллекция Гринфилд настолько широка и многогранна, что придется по вкусу любому гурману. Гринфилд является именно тем чаем, который воплощает в себе само понятие “идеальный чай”. Второе место по популярности среди респондентов занимает торговая марка Ahmad, что не удивительно, ведь Ahmad Tea London – старейшая семейная британская компания, представляющая свою продукцию более чем в 70 странах мира, один из мировых лидеров чайного рынка, постоянный член Чайного Совета Великобритании. То есть, когда говорится о качественном чае, говорится о чае ТМ Ahmad. Также хотела бы отметить приверженность респондентов возрастной категории 50 и старше к таким торговым маркам, как Беседа и Майский чай. Чай данных марок, прежде всего, является достаточно недорогим, поэтому и пользуется спросом данной аудитории. Также достаточным спросом на нашем рынке чая пользуется чай торговых марок Lipton и Хэйлис.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 8.5 – Приверженность респондентов к  определенным маркам чая 

     Вопрос  № 7. Что влияет на Ваш выбор чая? 

     Исходя  из приведенного ниже рис. 8.6., можно  сделать вывод о высоком уровне требовательности потребителей-респондентов к качеству продукции, представленной на нашем рынке чая. Именно этот фактор является основополагающим при выборе респондентами чая определенной марки и определенного сорта, особенно в возрастных категориях 15-30, 40-50 лет и 50 и старше. Также определяющую роль при покупке чая играет его цена, что есть достаточно логичным явлением. Еще при приобретении чая имеет место такой фактор, как марка чая. Незначительно, но все же влияет на выбор респондентами определенного чая его упаковка. Так, как уже упоминалось выше, к покупке чая стимулирует картонная упаковка с пластиковым окошком, предоставляющая возможность покупателю удостоверится в подлинности покупаемого продукта. Еще пользуются немалым спросом упаковки с изображением слона. Результаты опроса респондентов показали, что реклама является совсем не определяющим аргументом для приобретения чая.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 8.6 – Факторы влияния на выбор  чая респондентами 

     Вопрос  № 8. Что может заставить Вас  сменить любимую марку на другую?

       
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 8.7 – Факторы, влияющие на смену любимой марки 

     Обращая внимание на результаты полученного мною анкетирования, можно сделать вывод, что большинство респондентов не изменят любимой марке чая ни при каких обстоятельствах, на то она и любимая. Хотя многие из респондентов указали на то, что смогли бы полюбить иную марку чая, если бы вкусовые качества ее чая были выше. Еще один фактор, влияющий на отказ от любимой марки – повышение цены на нее. Такая тенденция наблюдается и при рассмотрении всей совокупности респондентов, и при рассмотрении влияния указанных выше факторов отдельно на женщин и отдельно на мужчин (рис.8.8):

       
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 8.8 – Факторы, влияющие на смену любимой  марки 

        женщинами и мужчинами отдельно 

     Вопрос  № 9. Сократите ли Вы употребление чая, если он подорожает? 

     Согласно рис. 8.9, основанному на результатах анкетирования респондентов, потребление чая последними, точнее, их основной массой, не изменится в результате подорожания чая. Сократив потребление любого иного продукта, потребитель попытается сохранить количество потребляемого чая на том же уровне. Также не удивительным является то, что часть респондентов возрастной категории 50 и старше в случае повышения цен на чай, сохранят тот же уровень потребления чая за счет перехода на более дешевый. И лишь для незначительной доли респондентов повышение цен на чай обернется сокращением его потребления.

 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 8.9 – Последствия изменения цены чая для потребления 

     Вопрос  № 10. Повлияет ли на количество потребления  Вами чая 

     упоминание  в рекламе о его пользе? 

     Глядя на рис. 8.10, можно отметить, что решающее значение для количество потребляемого чая имеет его полезная реклама, но только для респондентов возрастной категории 50 и старше. Наименее подвержены влиянию такого рода рекламы возрастные категории респондентов 15-30, 30-40 и 40-50.

 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 8.10 – Влияние полезной рекламы о чае на его потребление 

     Вопрос  № 11. Что Вам не нравится на нынешнем рынке чая? 

      Согласно диаграмме 8.11, наиболее проблемным сектором нынешнего  рынка чая является его качество. То есть, можно утверждать, что удовлетворенность продукцией потребителей украинского рынка чая находится на очень низком уровне. Кроме того, следующим моментом, который пришелся не совсем по душе нашему потребителю чая, является его цена. Но, к сожалению, цена украинского чая напрямую зависит от цен на мировом рынке чая. И какая бы экономически стабильная ситуация не была в нашей стране, это никак не сможет повлиять на представленные цены на рынке чая. 
 
 
 
 
 
 

Рис. 8.11 – Недостатки отечественного рынка  чая 

     Вопрос  № 12. Какую модификацию черного чая Вы предпочитаете? 

     На  рис. 8.12 можно увидеть, что 47 % респондентов отдают предпочтение среднелистовому  чаю.  32 % любят крупнолистовой чай. Менее признанными являются мелколистовой и гранулированный чаи. 
 
 
 
 

     

     Рис. 8.12 – Модификации черного чая на украинском рынке 

     Вопрос  № 13. Вы обычно употребляете? 

     Наиболее  употребляемым респондентами на украинском рынке в общем зачете является развесной чай (в картонных пачках). Максимальное значение его наблюдается среди респондентов возрастной категории 15-30 лет. Что касается пакетированного чая, то он тоже характеризуется высоким уровнем популярности. В последнее время доля пакетированного чая постепенно растет, так как все больше потребителей покупают его не только для офисных чаепитий, но и для домашнего употребления. Такой вид фасовки является наиболее удобным в случаях плотного распорядка дня. Высокую потребляемость пакетированного чая респондентами возрастной категории 50 и старше, которая прослеживается на рис. 8.13, можно объяснить наличием достаточно низких цен на многие из чаев данного типа расфасовки. Еще хотелось бы отметить склонность к покупке респондентами возрастных категорий 30-40 и 40-50 лет элитных чаев, то есть в жестяных банках. Такой вид расфасовки чая – самый дорогой, поэтому чаще всего приобретается с целью преподнесения в качестве подарка. 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 8.13 – Предпочтения респондентов с точки  зрения расфасовки чая 

     Вопрос  № 14. Вы предпочитаете чай? 

     Большая часть респондентов (60 %) тяготеют к  употреблению цейлонских чаев. И это не удивительно, ведь чай, представленный на нашем рынке, в основном импортируется из Шри-Ланки. Кроме того, цейлонские чаи славятся своими великолепными вкусовыми качествами, а это, как уже говорилось, является ключевым аргументом для потребителей при покупке чая. В тройку лидеров по этому же признаку входят и индийские чаи (23 %). Хотелось бы отметить чай из Кении. Хотя на нашем рынке чая он не очень популярен (1 %), уникальные природно-климатические условия этой страны и, в частности, состав почвы позволяют придать конечному продукту неповторимые аромат и насыщенность. 
 
 
 
 
 
 

     

Рис. 8.14 – Склонность респондентов к чаям из различных стран мира 

     Вопрос  № 15. Согласны ли Вы с утверждением? 

     Начиная свое маркетинговое исследование, я наткнулась на мысль о увеличении/уменьшении объемов потребления черного/зеленого чая в зависимости от времени года. Проведя анкетирование и обработав полученные мною результаты, я пришла к выводу, что дынное утверждение имеет место, но не в нашей стране. Что и подтверждает рис. 8.15. Данное утверждение будет справедливым для таких стран как, например, Великобритании, где объемы потребления чая по сравнению с объемами потребления нашими соотечественниками гораздо выше.

       
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 8.15 – Зависимость употребления чая от времени года

     Приложение А 

Страна Потребление Страна Потребление
Великобритания 4,4 Япония 0,9
Ирландия 3,6 Польша 0,86
Новая Зеландия 3,0 Южно-Африканская  республика 0,83
Ливия 2,7 Нидерланды 0,83
Австралия 2,6 Иран 0,7
Ирак 2,4 Иордания 0,7
Турция 2,2 Индия 0,6
Гонконг 1,4 Судан 0,6
Египет 1,4 Малайзия 0,5
Бахрейн 1,3 Украина 0,45
Шри-Ланка 1,3 Дания 0,4
Канада 1,1 США 0,3
Тунис 1,0 Индонезия 0,28
Россия 0,94 Германия 0,2
Чили 0,9 Франция 0,2

Информация о работе Маркетингове дослідження ринку чая в Україні