Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 04:44, творческая работа
Чай в Украине не выращивается. Формирование украинского рынка чая началось в 1991 году. В недалекие советские времена Укроптбакалея (единственный оптовый поставщик чая) продавала приблизительно 15 тыс. т чая в год и часто он был в дефиците. Сейчас же емкость украинского рынка чая оценивается экспертами в пределах 20-23 тыс. т ежегодно.
В ассортимент Mabroc входят витаминизированные фруктовые напитки, в которых составляющие чая полностью отсутствуют. Они предназначены для детского и диетического питания.
Чай Pickwick производится голландской фирмой Douwe Egberts, история существования которой насчитывает более 200 лет. Кроме фруктового чая производства этой компании на украинском рынке присутствует черный пакетированный чай, представляющий собой смесь индийского, цейлонского и индонезийского чаев.
В сегменте дешевой продукции лидируют польские чаи Herbata. Их предложение на мелкооптовых рынках пока не уменьшается, хотя продавцы и отмечают снижение интереса потребителей к этой марке.
К группе элитных дорогих чаев (15-20 дол. США) относится черный чай компании Twinings (Великобритания). Такой же статус имеет и вышеупомянутая торговая марка Sir Thomas Lipton из марочного семейства Lipton. Как уже говорилось выше, такие чаи фасуются, как правило, в подарочные упаковки. Кроме уже упоминавшихся выше жестяных банок, к ним относятся фарфоровые слоники и башенки, коробочки из элитных пород деревьев. Особой оригинальностью отличаются сувенирные упаковки чайной компании MlesnA. Изящные заварные чайнички японского фарфора, холщовые мешочки, шкатулки из кожи – все это привлекает внимание потребителя, тем более, что он может быть полностью уверен, что внутри именно то, что надо – элитный чай MlesnA.
К инновационным чайным продуктам относятся растворимые чаи. Сингапурская компания Future Enterprises реализует напитки этой категории под торговой маркой MacTea: MacTea (обычный чай), MacLemon Tea (лимон), MacPeach Tea (персик), MacApple Tea (яблоко), MacChocolate Tea (шоколад). Украинская компания ОАО “Галичина” производит холодные чаи. Выпускаются две модификации продукта: с лимоном и с персиком. В их состав входят вода, сахар, лимонная кислота, трисодиум цитрат, натуральный лимонный (персиковый) аромат и чайный экстракт (танин+кофеин).
Особняком
на рынке чая стоят травяные напитки.
Их отечественным представителем является
“Карпатский чай”. Он производится из
натуральных трав, плодов и ягод компанией
“Экопродукт”. Наибольшей популярностью
пользуются два сбора: мелисса – ромашка
– мята – зверобой – липа и лесные ягоды
– малина – черника – яблоко – мята –
черная смородина – мультифрут – хибискус
– шиповник – арония – клубника – вишня.
Подобные напитки готовятся и из крымской
растительности. Местные производители
активно предлагают их отдыхающим во время
курортного сезона.
6.
Основные тенденции развития украинского
рынка чая
В целом, рынок чая не приобрел еще жесткую законченную структуру и находится в процессе становления. У потребителей окончательно не сформировались устойчивые предпочтения, и приверженцы какой-либо одной торговой марки остаются в меньшинстве. При этом покупатели далеко не всегда ориентируются в ассортименте чая. Поэтому важным стимулом спроса является красочная упаковка, на которой четко указан сорт чая и страна происхождения. Спросом у потребителей нынче пользуется чай в упаковке с прозрачным пластиковым окошечком. Яркая и красочная коробочка уже не так прельщает покупателей, как раньше, поскольку большое количество подделок чая отбило извечную привычку верить печатному слову, то есть, всему, что написано на упаковке. Сегодня, покупая чай, истинный ценитель этого напитка желает убедиться, что его не обманут. Как известно, настоящий знаток узнаёт “свой” чай с первого взгляда, вот тут-то и выполняет свою миссию пластиковое окошечко. И нужно сказать, что в ближайшем будущем оно всe чаще будет “проливать свет” на содержимое чайных упаковок. Об этом уже позаботилось киевское предприятие “Блиц-Пак”, закупив линию по производству картонных коробок с прозрачными окошечками. До сих пор такая продукция у нас делалась вручную, что, естественно, повышало стоимость упаковки. Теперь же, с вводом линии в действие, снизится себестоимость упаковки и на рынке появится значительно больше “окошек”, ведь производительность машины – 3 млн. упаковок в месяц. К тому же, западная статистика утверждает, что использование пластиковых окошек увеличивает продажу конечного товара на 30 %. Само собой разумеется, что прозрачное окошечко выполняет ещe и роль защиты продукции от подделки. Все эти “плюсы” учли специалисты “Блиц-Пака” и готовы, следуя пожеланиям потребителей, открывать “окошечко” к настоящему чаю.
Не исключено, что “окошко” помогает в более привлекательном для потребителей виде преподнести крупнолистовой чай, поскольку вид относительно целых кусочков листа служит для покупателя своего рода гарантией, что в чае не попадутся, по выражению известного юмориста, “дрова и медвежьи ушки”. Хотя справедливости ради можно отметить, что высококачественный чай может быть и очень мелким – все зависит от марки.
С точки зрения характеристик чая, которые определяют его рыночный успех или провал, особенно важной является оригинальность торгового предложения. У покупателей вызывают интерес напитки с неординарным вкусом, видом, лечебными свойствами и способом приготовления. Среди лечебных чаев сегодня наиболее популярны те, которые стимулируют физическую активность, способствуют понижению уровня холестерина в крови, способствуют пищеварению.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что к основным тенденциям развития украинского рынка чая, по мнению экспертов, относятся:
Еще
один хитрый приемчик для удержания
рентабельности, которым грешат производители,
в том числе и крупные, – уменьшение
массы чая в пакетиках. Сейчас на украинском
рынке можно встретить пакетики, содержащие
1,8 г, а иногда и 1,5 г чая, что недостаточно
для приготовления полноценной чашки
напитка. Согласно стандарту Британского
института стандартов “ВS6008: Метод приготовления
чайного настоя”, масса чайных листьев
для заваривания одной чашки чая (200 мл
воды) должна составлять 2 г.
7.
Прогнозы операторов рынка чая
В
своих прогнозах операторы
По мере стабилизации и восстановления экономики они рассчитывают и на восстановление тенденций роста среднего и премиального сегментов, и на увеличение потребления пакетированного чая. Достаточно оптимистическими выглядят для игроков и предварительные прогнозы развития мирового рынка чая.
Так, в середине января 2010 года продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) выступила с заявлением, что цены на чай в 2009 году уже достигли рекордных отметок и в течение 2010 года должны пойти на спад, так как погодные условия в основных чаепроизводящих регионах Азии и Африки стабилизировались.
Представители
отечественных чайных компаний надеются,
что уже в текущем году физический
объем украинского рынка
Кроме
того, как отмечают представители
крупных украинских компаний, продвигающие
мировые чайные бренды, общая нестабильность
рынка чая в прошлом году привела
к тому, что незначительная часть мелких
компаний прекратила деятельность, и теперь
лидеры рассчитывают нарастить свою рыночную
долю в случае возобновления продаж продукта
в 2010 г.
8.
Анкетирование как метод маркетингового
исследования
Маркетинговые исследования – это сбор, обработка и анализ данных о рынках, конкурентах, потребителей, ценах, рыночных возможностях фирмы с целью снижения предпринимательского риска в процессе принятия управленческих решений.
В качестве объекта моего исследования были выбраны потребители чая и их предпочтения. Возраст респондентов – в пределах 15 и более лет.
Что касается предмета в моем исследовании, то им выступает чай, его различные сорта и торговые марки.
Задачей моего маркетингового исследования является характеристика состояния рынка чая в Украине, обнаружение слабых мест продажи чая и их улучшение. С помощью исследования потребителей можно выявить их мнение касательно потребления чая, и после обработки увидеть динамику потребления в стране в целом. Эти данные могут помочь в прогнозировании будущего развития рынка чая.
Выбранный мною метод исследования – опрос покупателей, инструментом которого выступала анкета, состоящая из 15 вопросов (приложение Г).
Выбранный метод обработки анкеты – компьютерная интерпретация данных та представление их в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.п.
Что касается цели моей работы, то ею является анализ украинского рынка чая, существующего спроса и конкретных проблем, имеющих место на нем в настоящее время.
Важной часть работы является разработка гипотезы. Анализируя рынок чая, можно выделить две основные тенденции, которые стали основой для гипотезы:
Для каждого вопроса анкеты приведены графический вид полученных результатов и сопутствующие ему объяснения.
Вопрос № 1. Ваш пол?
Общее
количество респондентов составило 70
человек, из них 50 женщин и 20 мужчин, что
можно проследить на рис. 8.1:
Рис. 8.1
– Пол респондентов
Кроме
того, если более детально рассматривать
деление респондентов по половому признаку,
то можно выделить удельный вес каждой
из возрастных категорий (15-30, 30-40, 40-50, 50
и больше) среди женщин и среди мужчин
(вопрос №2):
Женщины | ||
Возраст | Количество, чел. | В % к общему числу респондентов |
15-30 | 11 | 16 |
30-40 | 11 | 16 |
40-50 | 15 | 21 |
50 и выше | 13 | 19 |
Табл. 8.1 – Возраст респондентов женского пола
Мужчины | ||
Возраст | Количество, чел. | В % к общему числу респондентов |
15-30 | 8 | 11 |
30-40 | 3 | 4 |
40-50 | 5 | 7 |
50 и выше | 4 | 6 |
Вопрос
№ 3. Любите ли Вы чай?
Как
видно по рис. 8.2 чай ценится в
любом возрасте. И не важно женщина
ты или мужчина, если ты ведешь здоровый
образ жизни, более бодрящего и тонизирующего
напитка не найти. В каждой из рассматриваемых
возрастных категорий практически все
респонденты любят чай. Следует отметить,
что категория респондентов в возрасте
30-40 лет являются не столь ярыми поклонниками
чая, как, например, респонденты возрастной
категории 50 и старше.
Информация о работе Маркетингове дослідження ринку чая в Україні