Маркетинговая среда предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования являются тенденции маркетинговой среды, развитие и изменение ее факторов.
Цель работы - выявление закономерностей между изменениями маркетинговой среды и маркетинговой политикой компаний.
В процессе исследования были поставлены задачи:
Теоретическое описание маркетинговой среды;
Описание каждого из факторов микро- и макросреды;
Определение основных задач и целей предприятий.

Содержание

Введение
1. Маркетинговая среда. Факторы и структура внешней среды. Характеристика и влияние на маркетинг предприятия
1.1 Основные понятия маркетинговой среды………………………………...5
1.2 Внешняя маркетинговая среда. Макросреда маркетинга………………7
1.3 Внешняя микросреда маркетинга…………………………………………10
2. Факторы и структура внутренней среды. Характеристика и влияние на маркетинг предприятия
2.1 Внутренняя маркетинговая среда…………………………………………12
2.2 Матрица Бостонской консалтинговой группы……………………….….14
2.3 Выбор целевого рынка…………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

МАРКЕТИНГ РАСПЕЧАТАТЬ.rtf

— 204.00 Кб (Скачать)

     Чем бы ни занималась организация, на каком бы товаре (или услуге) ни специализировалась - наиболее важными посредниками являются транспортные, финансовые, исследовательские и рекламные.

     Транспортные системы служат для того, чтобы доставлять покупателям произведенный товар.

     Финансовые посредники - банки, кредитные и страховые компании, прочие организации, финансирующие сделки, совершаемые организациями и уменьшающие риски, с которыми сопряжена их работа.

     Агентства по маркетинговым услугам - это предприятия, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, СМИ, консультанты. Они помогают организации определять целевой рынок и продвигать на него свои товары и услуги.

     Конкуренты. Любой организации противостоит широкий спектр конкурентов. Рыночная теория гласит, что для того, чтобы преуспеть в бизнесе, организация должна удовлетворять не только изменяющиеся потребности клиентов, но и приспосабливаться к стратегиям ее конкурентов. 
 

 

      2. Факторы и структура внутренней среды. Характеристика и влияние на маркетинг предприятия

     2.1 Внутренняя маркетинговая среда 

     Степень успеха организации на рынке зависит от различных факторов, из которых складывается ее маркетинговая среда. Этот успех определяют во многом элементы внутренней среды организации.

     Маркетологи работают в тесном контакте с руководством организации и ее различными отделами. Основные элементы внутренней среды организации:

  • кадровый потенциал организации;
  • организационно-управленческие возможности организации;
  • проектно-конструкторский потенциал организации;
  • производственные возможности организации;
  • сбытовой потенциал организации;
  • материальные и финансовые возможности организации.

     При анализе факторы окружающей среды разделяются на:

  1. контролируемые организацией (управляемые и направляемые ею). К ним относят все факторы внутренней среды; а также микросреды, с которой организация непосредственно взаимодействует, поскольку эти факторы, вступая во взаимодействие с организацией, имеют встречное воздействие.

     неконтролируемые организацией (находящиеся за пределами ее властных полномочий). К ним относят макрофакторы внешней среды, которые носят практически односторонний характер воздействия на организацию, ей лишь остается активно приспосабливаться к ним1.

     При рассмотрении факторов внутренней (внутрифирменной) среды, контролируемых организацией, следует учитывать, что часть их управляется высшим руководством организации, а другая часть - службой маркетинга и взаимодействующими с ней другими службами организации. Так, финансовый отдел занимается изысканием и использованием денежных ресурсов, требующихся для выполнения плана маркетинга. Бухгалтерия дает расчет доходов и издержек предприятия, чтобы отдел маркетинга имел представление о том, насколько эффективно он работает. Отдел инноваций разрабатывает новые товары, чтобы вписаться в развивающийся рынок. Административно-хозяйственный отдел заботится о комфортности помещения, в котором осуществляет свои операции отдел сбыта. Очевидно, что отделы организации вносят свой вклад в успешное выполнение плана маркетинга.

     Организация должна располагать эффективной системой обратных связей, позволяющей иметь достаточно полное представление о соответствующих факторах неконтролируемой внешней среды. На основе данной информации организация должна адаптировать свою стратегию к окружающей среде с учетом своих конкурентных преимуществ и целей развития. Стабильный долгосрочный успех предполагает находить новые возможности, соответствующие плану маркетинга, а также своевременно реагировать на угрозы конкурентов, изменяя маркетинговую стратегию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Матрица Бостонской консалтинговой группы 

     Важнейшими классификационными признаками рыночной позиции предприятия, по определению Бостонской консалтинговой группы (БКГ), являются темпы роста рыночного спроса и отношение доли на рынке товара данной предприятия к соответствующей доле основного конкурента.

     "Трудные дети", или "вопросы", - товары, только выходящие на рынки и нуждающиеся в значительном инвестировании, так как, хотя их продажи и растут, они не приносят предприятию существенных прибылей (стадия выхода на рынок).

     "Звезды", или "распускающиеся цветы", - товары, продающиеся в условиях быстро расширяющегося спроса, что предопределяет их потребность в финансировании, которую они могут покрывать уже частично или полностью за счет получаемых от их продажи прибылей (стадия роста).

     "Дойные коровы", или "деревья, плодоносящие золотыми яблоками", - товары, также активно продающиеся на рынке и приносящие Предприятию существенные прибыли. Эти товары не нуждаются в значительных инвестициях, так как технология их производства отработана и издержки производства и сбыта минимальны, поэтому потепления от реализации этих товаров идут на финансирование других товарных групп (стадия зрелости).

     "Изгоняемые собаки", или "неудачники", - потенциально для предприятия наиболее уязвимые товары, уже не пользующиеся спросом и подлежащие постепенному выводу с рынка, хотя при принятии специальных маркетинговых мер по "реабилитации" данной группы товаров, они могут еще некоторое время продержаться на рынке (стадия спада).

     При построении матрицы БКГ по оси абсцисс отмечается коэффициент, показывающий отношение рыночной доли одного предприятия к рыночной доле предприятия -конкурента, т.е. относительную долю рынка. По оси ординат отмечаются темпы роста объемов продаж каждого предприятия. При выборе шкалы рекомендуется учитывать разброс показателя темпов роста объемов продаж предприятия на данном рынке за анализируемый период.

     Центр круга находится в точке пересечения прямых относительной рыночной доли данного предприятия и прямой увеличения ее объемов продаж. Диаметр круга соответствует совокупному объему продаж данного товара всех предприятий на данном рынке, а сегмент круга - доле данного предприятия на данном рынке. Масштаб по горизонтальной оси берется в удвоении предыдущего показателя, а по вертикали - исходя из максимального темпа увеличения объемов продаж на данном рынке за определенный период. В нашем примере он равен 100, поэтому масштаб берется с некоторым превышением, т.е. до 120.

     Полученный квадрат делят поровну на 4 части, которым даны соответствующие названия: I - "трудные дети"; II - "звезды"; III - "дойные коровы"; IV - "изгоняемые собаки".

     Если предприятие "А" имеет 80% темп роста объема продаж за 2008 г. и долю рынка в 30% (при 60%-ной доле рынка основного конкурента).

     Из такого построения можно сделать вывод, что положение предприятия на рынке благоприятное, она находится в первой стадии рыночного развития ("трудные дети") и, имея высокие темпы роста объемов продаж, должна стремиться увеличивать свою относительную рыночную долю, с тем чтобы продвигаться в направлении клетки "звезды" и далее - "дойные коровы". 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Выбор целевого рынка 

     Выбор целевого рынка предполагает оценку, с одной стороны, требований внешних условий бизнеса, маркетинговой среды, запросов отдельных сегментов рынка и потребителей, а с другой стороны, учет производственно-сбытовых возможностей предприятия. Иначе говоря, необходимо найти оптимальное соответствие или равновесие характера внешних требований и потенциала предприятия. С одной стороны, надо определить привлекательность различных сегментов рынка, а с другой - конкурентные преимущества предприятия, способные его завоевать (или расширить позиции на нем). Подобное "взвешивание" и позволяет найти целевой, или плодоносный, рынок.

     Выбор целевого рынка тесно связан с вопросами позиционирования товара, выявляющего его отличительные черты и особенности и определяющего его место на рынке в ряду других аналогичных товаров с позиции самого потребителя. Позиционирование делает товар узнаваемым на рынке.

     Стратегии выбора целевого рынка. Стратегии выбора целевого рынка могут включать разные варианты.

  1. Узкая специализация, концентрация на одном сегменте рынка, например на пошиве платьев для девочек подросткового возраста.
  2. Ориентация на покупательскую потребность, например на пошив платьев для всех возрастных групп потребителей.
  3. Ориентация на группу потребителей, т.е. на пошив всех видов одежды для девочек подросткового возраста.
  4. Выборочная специализация, например пошив отдельных видов одежды для некоторых возрастных групп.
  5. Сплошной охват рынка, а именно: пошив всех видов одежды для всех возрастных групп потребителей.

     При отборе оптимальных сегментов рынка рекомендуется отдавать предпочтение наиболее крупным сегментам, сегментам с четко очерченными границами и не пересекающимся с другими сегментами рынка, сегментам с новым, потенциальным спросом и т.д. Принято считать наиболее оптимальным сегмент, где присутствует около 20% покупателей данного рынка, приобретающих примерно 80% товара, предлагаемого нашего предприятия.

     Также маркетологи советуют отыскивать однородные сегменты на разных рынках, близкие по своей реакции на маркетинговую деятельность продавца, что позволяет экономить на проведении маркетинговых мероприятий и облегчает производственно-сбытовую деятельность предприятия.

     Поиск оптимального сегмента. При поиске оптимального сегмента рынка рекомендуется пользоваться двумя методами.

     1. Концентрированный метод, или метод "муравья"
ведется последовательная, от одного к другому сегменту, поисковая 
работа целевого рынка. Этот метод не столь быстрый, однако не требует значительных затрат средств. Осваивается один сегмент рынка, 
затем следующий, как правило, похожий на предыдущий, и т.д.

     2. Дисперсный метод, или метод "стрекозы", представляет собой 
метод проб и ошибок, его еще называют методом "метания стрел". Он предполагает выход товара сразу на максимально возможное количество сегментов рынка, с тем чтобы впоследствии осуществить отбор наиболее оптимальных, где и продолжить работу исключая по мере выявления убыточные, бесперспективные сегменты рынка. Такой метод довольно быстро дает результаты, однако требует существенных затрат и чаще всего снижает престиж
предприятия.

     Понятия "целевой рынок", "рыночная ниша", "рыночное окно". Целевой рынок включает один или несколько сегментов, отобранных для маркетингового изучения и для маркетинговой деятельности данного предприятия как наиболее оптимальные, выгодные и перспективные.

     Рыночное окно - это сегменты рынка, которыми пренебрегли производители соответствующей продукции. Это неудовлетворенные потребности потребителей. Рыночное окно не означает дефицит на рынке. Рыночное окно представляет собой группы потребителей, чьи конкретные потребности не могут быть прямо удовлетворены специально созданным для этого товаром, а удовлетворяются за счет использования других, аналогичных товаров. Например, рынок по продаже шампуней для мытья кошек и собак долгое время оставался рыночным окном, поскольку кошек и собак мыли мылом, предназначены для стирки.

Информация о работе Маркетинговая среда предприятия