Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:10, курсовая работа
Основная цель планирования состоит в том, чтобы насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией.
Планирование предполагает:
1. обоснованный выбор целей;
2. определение политики;
3. разработку мер и мероприятий;
4. методы достижения целей;
Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Процесс планирования включает в себя четыре этапа:
1. выработку общих целей предприятия;
2. детализацию и конкретизацию целей;
3. определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
4. контроль за достижением целей.
Эффективность планирования во многом определяется тем, насколько соблюдены следующие его принципы (таблица 2.1.1).
Таблица 2.1.1 – Принципы планирования
Принципы
1 | Краткая характеристика
2 |
Единство научно-технических, социальных и экономических задач развития организации | Находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений |
Научная обоснованность и оптимальность решений | Обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления производственных процессов, использованием методов оптимального планирования экспериментов, оптимизации плановых решений, построения интегрированных систем подготовки и обработки данных |
Доминирование стратегических аспектов в планировании | Требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования на предприятии и подчинения ему всех других видов оперативного планирования |
Комплексность планирования | Означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов |
Ресурсная сбалансированность планов | Реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов |
Гибкость и эластичность планирования | Требует динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов, а также способности сохранять необходимые резервы и предусматривать плановые альтернативы |
Непрерывность планирования | Находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего планирования, в которой благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием |
Можно выделить четыре основных функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.
Распределение ресурсов – включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.
Адаптация к внешней среде – охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Планирование преуспевающих предприятий имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.
Внутренняя координация есть координация деятельности организации учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, – больших или малых, – является неотъемлемой частью деятельности менеджеров.
Осознание организационных стратегий – деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмента. Устойчивый успех организаций обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.
Выделяются различные виды планирования.
1. Общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы
2. Частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности.
Виды планирования по срокам:
1. долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);
2. среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);
3. краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).
Разновидности планов:
1)Планы-цели: характеристики желаемого состояния предприятия (отделов). Используются при планировании на длительные сроки и в условиях неопределенности.
2)Планы для повторяющихся действий регламентируют выполнение традиционных работ в стандартных условиях (расписание движений поездов, самолетов) составляемых с учетом форс-мажорных обстоятельств.
3)Планы для неповторяющихся действий составляются для решения специфических проблем в конкретных сложившихся ситуациях.
Планирование можно классифицировать по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности
1. стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов
2. тактическое – предпосылки для известных возможностей и продуктов
3. оперативное – реализация данной возможности).
Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):
полнота (требуется учесть все),
детализация (глубина ее определяется целью планирования),
точность,
простота и ясность,
непрерывность,
эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),
выравнивание при планировании (учет «узких мест»),
экономичность.
При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.
Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.
Следует четко определить:
объект планирования (что планируется),
субъект планирования (кто планирует),
период (горизонт) планирования (на какой срок),
средства планирования (например, компьютерное обеспечение),
методику планирования (как планировать),
согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
Основными признаками стратегического планирования являются:
1. цель планирования – долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,
2. носитель идеи планирования – высший менеджмент,
3. проблемы планирования – отсутствие надежности и структурирования,
4. горизонт планирования – долгосрочное,
5. охват – глобальный, широкий спектр альтернатив,
6. принципы – изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).
Это планирование включает: выработку стратегии, стратегическое планирование производственной программы, планирование развития потенциала, планирование развития структуры потенциала.
Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1–5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.
Отличительными чертами оперативного планирования являются:
1. носитель идей планирования – средние и низшие уровни менеджмента,
2. задача планирования – обеспечение относительной надежности и относительного структурирования,
3. горизонт – короткие и средние сроки, глубина – детализация планов,
4. диапазон – ограниченный спектр альтернатив,
5. основа – созданный потенциал.
6. Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия
2.2 Анализ состояния планирования на ЗАО «Линда»
На предприятии ЗАО «Линда» используется реактивное планирование. Представители реактивного планирования свои идеалы и способ существования находят в прошлом.
Основной метод реактивного планирования – это генетический подход. Всякая проблема здесь исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать – и проблема исчезнет.
Реактивное планирование опирается на предшествующий опыт и осуществляется снизу вверх. Первоначально выясняются нужды нижних подразделений, которые оформляются в планы этих подразделений. Собранные материалы передаются руководству следующего уровня, которое корректирует и редактирует их и передает на следующий уровень и т.д. — до окончательного выбора и подготовки сводного проекта. Вторично общий план ниже стоящими подразделениями не корректируется.
Экономическая организация воспринимается сторонниками реактивного планирования как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный механизм. Все происходящее в организации заранее известно. Управляется она сверху вниз при помощи личного авторитета высшего руководителя и его отцовского (патерналистского) отношения к подчиненным. Реактивное планирование опирается на предшествующий опыт и осуществляется снизу вверх. Первоначально выясняются нужды нижних подразделений, которые оформляются в планы этих подразделений. Собранные материалы передаются руководству следующего уровня, которое корректирует и редактирует их, а затем передает на следующий уровень и т. д. Вторично общий план нижестоящими подразделениями не корректируется.
Основной недостаток реактивного планирования заключается в следующем: оно рассматривается не как система, а как простая единица, совокупность элементов, вследствие этого оказывается потерянным положительный эффект взаимодействия отдельных частей целого.
Этот недостаток, пожалуй, играет важную роль в развитии предприятия, так как тормозит деятельность ЗАО «Линда», но он компенсируется возникающими преимуществами реактивного планирования, к которым относятся:
1. постоянное обращение к истории, прошлому опыту, откуда можно многое почерпнуть;
2. проявление преемственности, охраняющее от резких и необдуманных изменений;
3. сохранение традиций, создающих чувство безопасности у работников предприятия.
На предприятии ЗАО «Линда» на данный момент осуществляются следующие планы:
1. Планирование производственной программы.
2. Планирование финансовых результатов,
3. Планирование и прогнозирование уровня заработной платы.
4. Планирование численности персонала,
1) Планирование производственной программы. Этот план дает представление о производстве и организации услуг в рамках планируемого бизнеса. В нем приводятся подробные описания всех составляющих производственного процесса и применяемых технологий, стандартов качества. Отдельно характеризуются те из них, которые предполагается поручить субподрядчикам. Кроме этого приводится схема производственных потоков в табличной форме или в графическом виде, в которой отражаются главные этапы производственного процесса.
В плане основной деятельности дается описание производственных мощностей (имеющихся и требуемых) и анализ их состояния, перечень сырья и материалов, которые будут использованы в производстве, с указанием конкретных сроков поставки с поквартальной разбивкой на первый год, наличие резервных источников сырья и материалов, возможностей их мобилизации. Приводится описание системы контроля качества производимой продукции.
Важное значение уделяется составлению плана издержек производства и обращения в разрезе укрупненной номенклатуры статей расходов. В этом же разделе дается описание необходимой квалификации привлекаемого для выполнения работ персонала и затрат на ее повышение.
2)Планирование финансовых результатов. Основными финансовыми результатами является расчет прибыли и показателей рентабельности.
Прибыль как экономическая категория, с одной стороны, является конечным результатом деятельности строительной организации и может служить критерием эффективности его производственно-хозяйственной деятельности, а с другой – показателем, оказывающим стимулирующее воздействие на результаты строительного производства.
Информация о работе Маркетинговая программа предприятия на примере ЗАО "Линда"