Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:17, курсовая работа
В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие запросов. Этому и способствует маркетинг.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ...................................................................................................7
1.1 Научный подход к управлению маркетинговой деятельностью..............7
1.2 Сущность и функции планирования..........................................................15
1.3 Общие концепции планирования маркетинга..........................................18
1.4 Назначение и виды маркетинговых планов..............................................23
1.5 Последовательность разработки плана маркетинга.................................27
ГЛАВА 2 Анализ маркетинговой деятельности на предприятии ЗАО «Ирбис».............................................................................35
2.1 Организационно-правовая характеристика ЗАО «ирбис».................35
2.2 Планирование маркетинговой деятельности ЗАО «ирбис»...............37
2.3 Контроль маркетинговой деятельности ЗАО «ирбис».......................40
ГЛАВА 3 совершенствование планирования маркетинговой деятельности ЗАО «ирбис»...........................................................................45
3.1 Совершенствование организационной структуры ЗАО «ирбис».....45
3.2 Совершенствование маркетинговой деятельности ЗАО «ирбис»....48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..............
наличие плана мобилизует сотрудников компании.
Иными словами, план маркетинга помогает повысить эффективность работы предприятия за счет четкого определения целей и методов их достижения, устранения неясностей и лишних действий, не приводящих к запланированным результатам.
Таблица 1 - Проблемы, вызванные отсутствием плана маркетинга
Проблемы, вызванные отсутствием плана маркетинга | Результаты разработки плана маркетинга |
у предприятия есть несколько вариантов развития, но не решено, в какой из них лучше вкладывать деньги; | определен перечень привлекательных направлений развития, непривлекательные отброшены; |
неизвестно, на каких покупателей нужно ориентироваться в первую очередь; | определена группа целевых потребителей и получено их описание; |
неизвестно, какие виды продукции надо развивать, какие совершенствовать, от каких - отказываться; | определены сильные и слабые стороны предприятия - ясно, какие проблемы нужно решать в первую очередь; |
предприятие развивается «рывками», четкие перспективы развития отсутствуют. | установлен четкий план действий, который должен привести к намеченным целям. |
Алгоритм разработки плана маркетинга:
Шаг 1. Определение миссии предприятия.
Миссия - это краткое выражение основной цели организации, четко сформулированная причина его существования. В Миссии должно быть отражено: кто ваши клиенты, какие товары и услуги Вы им предлагаете, какими ценностями руководствуетесь и к чему стремитесь. Миссия должна быть очень привлекательна, но практически недостижима.
При отсутствия миссии на предприятии возникают следующие проблемы:
Несогласованность различных проектов;
Сложности при планировании;
Формируется отрицательный имидж и снижается лояльность работников.
Напротив, наличие миссии:
Определяет цели предприятия;
Побуждает сотрудников к совместной работе по достижению этой цели;
Помогает в планировании;
Облегчает привлечение инвестиций;
Позволяет выгодно отличаться от конкурентов.
Таким образом, миссия необходима:
Сотрудникам - чтобы работать не только за зарплату, но и «за идею»;
Руководителям - для облегчения управления сотрудниками:
Клиентам - чтобы четче осознать внимание предприятия к их потребностям.
После того, как миссия разработана, ее обязательно нужно внедрить в сознание сотрудников предприятия, его клиентов, партнеров и общественности.
Шаг 2. SWOT-анализ - это анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из ближайшего окружения предприятия (внешней среды). Данный анализ дает очень четкое понятие о том, где находится предприятие и что оно из себя представляет.
Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны вашего предприятия и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет вам определить, какие шаги могут быть предприняты для развития вашего предприятия, а также какие проблемы вам необходимо срочно решить.
Шаг 3. Определение целей и стратегии организации в целом. Данный раздел представляет собой основу для разработки конкретной программы маркетинговых действий.
Шаг 4. Определение задач и программы действий по их реализации. На данном этапе определяются задачи отдела маркетинга в рамках общего плана предприятия, и разрабатывается программа действий, направленная на решение этих задач.
Шаг 5. Составление плана маркетинга и контроль за его выполнением. На данном этапе составляется сам документ и определяются значения параметров, по которым впоследствии будет контролироваться выполнение плана маркетинга. [20,с.176]
После завершения этих этапов маркетингового планирования необходимо еще раз убедиться в возможности достижения поставленных целей и принятых стратегий.
Не исключено, что необходимо провести тестирование рынка, организовать пробные продажи, реализовать какие-то другие мероприятия, позволяющие взглянуть на принятые решения под другим углом зрения. Очевидно, что процесс планирования маркетинга, как и любой процесс принятия решений, носит итеративный характер и может потребовать вернуться к начальным этапам планирования. [20,с.132]
Из первой главы мы можем сделать следующие выводы.
1.Фирма может строить управление исходя из разных концепций.В настоящее время наибольший эффект в управлении даёт маркетинговая концепция.
Маркетинг - это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирм и предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды,рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг.
Сущность маркетинга, его концептуальные положения позволяют выделить основные принципы маркетинга, основопологающим из которых является -твёрдая ориентация на потребителя. Это не пасивное следование маркетинга за потребителем,его нуждами.Маркетинг "создаёт", формулирует потребителя.
Существуют основные сферы применения маркетинга. В каждой из сфер могут быть выделены её составляющие, которые являются объектом воздействия маркетинга,направленного на постоянное взаимодействие "товар-покупатель". Также выделяют "побочные" и "смежные" области , где создаётся,производится,
Восемь типов маркетинга раскрывают главные направления его воздействия на спрос - формирования спросадо активного продиводействия иррациональному спросу .
Принципы маркетинга определяют общую направленность целей фирмы в области маркенга. Чёткая постановка целей предъопределяет успех хозяйственной деятельности.
Цели маркетинга можно объеденить в следующие группы(классификация профессора П.С. Завьялова):рыночные, собственно маркетинговые,структурно-
В современных рыночных отношениях планирования деятельности - важная основа их развития, т.к. цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением.
Планирование - это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия. Т.о.,рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности служит основой современного менеджмента, маркетинга, всей экономической системы хозяйствования.
Планирование маркетинга - это логическая последовательность отдельных видов деятельности и процедур по постановке целей маркетинга, выбору стратегий маркетинга и разработке мероприятий по их достижению за определенный период деятельности по разработкеразличных видов плана маркетинга. Можно выделить несколько принципов,которые нужно учитывать отечественным предприятиям при планировании своей маркетинговой деятельности:
1. Системный подход к планированию. План предприятия - это система, объединяющая ряд взаимосвязанных планов, одним из которых является план маркетинга.
2. Разнообразие видов предприятий,их целей и задач,выпускаемой продукции порождает разнообразие подходов к организации планирования маркетинговой деятельности.
3. Ситуационный характер планирования.
4. Динамичный, непрерывный характер планирования, немедленное внесение в планы всех изменений,влияющих на деятельности предприятия.
5. Наличие концепции понимаемой всеми, принимающими участие в планировании маркетинга.
Управленческую основу рыночной системы составляют разнообразные планы. Маркетинговые планы нужны фирме для того, чтобы, в соответствии с выбранной стратегией своевременно и в заданных пропорциях,обновлять ассортимент товаров, балансировать ценовые изменения, оптимальным образом рассредоточить во времени рекламные усилия, целенаправленно развивать сбытовую активность.
В зависимости от назначения существуют различные виды маркетинговых планов:
1. Стратегический план маркетинга может быть рассчитан на 10,15,25 лет.Основной рабочий план - годовой. Он включает в себя покварталвную разбивку.
2. Жесткие формализованные - для зрелых стабильных рынков. Гибкие (высокая степень неустойчивости) - планы - сценарии.
3. По степени централизации процесса маркетингового планирования - централизованное планирование - общий план.
4. Сводный план маркетинга базируется на планах по отдельным направлениям маркетинговой деятельности.
5. Планы разработки рынка, поездок персонала, обучения работников различных категорий и специалистов, информационного обслуживания и др. План маркетинга доминирует над другими планами и разрабатывается в первую очередь, и вот почему:
1. Решения в области маркетинга являются приоритетными, т.к. определяют, что именно предприятие будет производить, по какой цене и где продавать, как рекламировать.
2. Содержание маркетингового плана оказывает непосредственное влияние на показатели других планов.
Маркетинг обеспечивает связь между желаниями потребителя и возможностями компании, поэтому формирование миссии бизнеса проведение SWOT - анализа и формирование общих целей и стратегий предприятия, также становиться маркетинговой задачей.
Глава 2
Анализ маркетинговой деятельности на предприятии ЗАО «ирбис»
2.1 Организационно-правовая характеристика ЗАО «ирбис»
ЗАО «ирбис» был основан по решению Правительства СССР в 1953 году для серийного выпуска универсальных горизонтально-расточных станков. Первые станки были выпущены заводом в 1958 году.
Адрес: Россия, Московская обл.,
г.Железнодорожный ,
ул. Керамическая, 3
Цель образования завода - выпуск автоматических линий, станков, нестандартизованного оборудования, штамповок, сварных металлоконструкций.
Цель ассоциации - ускоренное налаживание выпуска моторов-компрессоров для холодильников на базе современной техники и технологии.
Согласно уставу закрытого акционерного общества «ИРБИС» станкостроительный завод является производственной структурной единицей акционерного общества, которая в дальнейшем действует без права юридического лица, имеет законченный баланс и текущие (субрасчетные) счета в учреждениях банка, самостоятельно ведет расчеты с поставщиками и потребителями, имеет аппарат управления для осуществления хозяйственной деятельности.
В своей деятельности станкостроительный завод руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом ЗАО «ИРБИС», Положением о производственной структурной единице закрытого акционерного общества «ИРБИС» , решениями собрания акционеров, наблюдательного совета ЗАО «ИРБИС», приказами и распоряжениями генерального директора ЗАО «ИРБИС», положением о заместителе генерального директора ЗАО «ИРБИС» - директоре станкостроительного завода, и приказами и распоряжениями директора ЗАО «ИРБИС».