Маркетинговая деятельность в отраслях топливно-энергетического комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния экономики, неопределенности политической ситуации, не осуществления последовательной государственной инвестиционной политики. Но сейчас уже большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или частично входит в предметную область маркетинга.
Целью данной курсовой является выявление наиболее актуальных вопросов маркетинга на предприятиях ТЭК и нефтегазовой отрасли.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Маркетинг в экономике России 5
1.1. Маркетинговая деятельность 5
1.2. Управление маркетингом 6
1.3. Маркетинговое исследование 8
1.4. Бюджет маркетинга 12
Глава 2. Маркетинг на предприятиях ТЭК 13
2.1. Эволюция маркетинга в России 13
2.2 Маркетинговая деятельность «ЛУКОЙЛА» 14
2.3. Маркетинговое исследование (ФПГ "Восточно-Сибирская группа") 20
2.4. Маркетинг в сфере лизинга нефтяного оборудования («Центр капитал») 28
Заключение 32
Список использованной литературы: 33
Приложение №1 «Прогноз возможности развития рынка»
Приложение №2 «Схема разработки прогноза конъюнктуры рынка»
Приложение №3 «Сравнительная ценность вторичной информации»
Приложение №4 «Сравнительная ценность первичной информации»

Работа содержит 1 файл

курсовой экономике Вани.doc

— 316.50 Кб (Скачать)


Сегодня состав Группы предприятий НПЗ ходят  семь крупных НПЗ, четыре из которых  расположены в России, а три - за рубежом (на Украине, в Болгарии и Румынии), а также два мини НПЗ, расположенных в России. Совокупная мощность НПЗ Компании составляет 58,5 млн. т/год нефти. Заводы Компании располагают современными конверсионными и облагораживающими мощностями и выпускают широкий спектр качественных нефтепродуктов. Российские заводы Компании по качеству мощностей и показателям эффективности превосходят средне российский уровень, а европейские заводы не уступают конкурентам. За последние пять лет объемы переработки нефти на НПЗ группы «ЛУКОЙЛ» выросли на четверть и достигли 52,16 млн. т по итогам 2007 года. ЛУКОЙЛ постоянно модернизирует перерабатывающие мощности, быстро реагируя на основные тенденции рынка. При модернизации НПЗ ЛУКОЙЛ применяет самые современные технологии для повышения качества выпускаемой продукции и снижения нагрузки на окружающую среду. Опережающими темпами Компания вводит европейские стандарты качества моторных топлив на всех своих заводах. Это позволит Компании в будущем получить значительные конкурентные преимущества, а сегодня - получать дополнительную ценовую премию за экологичность и высокое качество продукции. За последние пять лет доля высококачественного дизельного топлива (ЕвроLЗ, ЕвроL4 и ЕвроL5) в суммарном выпуске дизельного топлива на НПЗ Компании выросла с 10 до 70%. С 2007 года НПЗ Компании выпускают продукты, как минимум на одну ступень опережающие действующие стандарты. Так, зарубежные НПЗ Группы выпускают топлива, соответствующие стандарту ЕвроL5 (вводимому с 2009 года), а российские НПЗ производят бензин по стандарту ЕвроLЗ (вводимому в РФ с 2009 года). 2005 году ЛУКОЙЛ первым из российских нефтяных компаний начал крупномасштабное производство дизельного топлива ЛУКОЙЛ ЕвроL4 с улучшенными экологическими характеристиками на своих российских заводах. Это топливо соответствует европейским экологическим требованиям для дизельного топлива ENL590:2004, действующим в странах Европейского Союза с 2005 года. Помимо продления срока службы двигателя и экономии топлива, использование дизельного топлива ЛУКОЙЛ ЕвроL4 приводит к снижению выбросов канцерогенных веществ в атмосферу более чем в 2 раза. В 2007 году объем производства дизельного топлива, соответствующего стандарту ЕвроL4, на российских заводах Компании составил 6,2 млн. т. Кроме того было произведено более 0,7 млн. т дизельно го топлива, соответствующего стандарту ЕвроL5. В 2006 году ЛУКОЙЛ начал производство бензина, соответствующего требованиям европейского стандарта ЕвроLЗ. На основе новых бензинов ЛУКОЙЛ разработал бренд «ЭКТО» (экологическое топливо). На АЗС Компании в России началась реализация бензинов «ЭКТОL92» и «ЭКТОL95». Для улучшения эксплуатационных характеристик новых бензинов в них дополнительно вводится многофункциональный пакет присадок, способствующий улучшению моющих, антикоррозионных и других свойств. Выведение на рынок брендового топлива стало важным шагом в развитии сбытового сектора Компании. В 2007 году наблюдался устойчивый рост продаж топлив под маркой «ЭКТО». Так, в декабре 2007 года объем розничной реализации ЭКТО бензинов достиг 44 тыс. т по сравнению с 27 тыс. т в январе, а ЭКТО дизтоплива - 38 тыс. т по сравнению с 10 тыс. т в январе. Расширяется и география реализации новых топлив: если в 2006 году в проекте участвовало 98 АЗС в трех регионах РФ, то в 2007 году число АЗС, реализующих ЭКТО бензины, достигло 158, а реализующих ЭКТО дизтопливо - 286 в 12 регионах страны.



Отдельное направление  деятельности группы «ЛУКОЙЛ» - производство и продажа масел. Компания выпускает около 120 марок масел, отвечающих современным международным требованиям: базовые масла (применяются в качестве сырья для производства масел, смазок, присадок), индустриальные масла для промышленного оборудования, моторные (для бензиновых и дизельных двигателей) и трансмиссионные масла. Проводятся тестовые испытания судовых масел нового поколения для получения одобрения ведущих производителей судовых двигателей MAN, WARTSILA, МАК. В год Компания выпускает более миллиона ста тысяч тонн масел. В России ЛУКОЙЛ производит масла Пермском, Волгоградском и Нижегородском НПЗ, а также занимается смешением масел в Тюменской области . Доля группы «ЛУКОЙЛ» в общероссийском производстве масел составляет более 40%. ЛУКОЙЛ также занимается смешением масел из готовых компонентов и их фасовкой на мощностях в Румынии и Финляндии. Масла, произведенные на предприятиях «ЛУКОЙЛ», реализуются в 30 странах мира, в том числе в Западной Европе. Компания планирует значительно расширить сеть продаж масел в странах ближнего зарубежья, Прибалтике, а также в странах Восточной Азии. Моторные масла «ЛУКОЙЛ» соответствуют международным требованиям, предъявляемым Обществом автомобильных и авиационных инженеров (SAE), Американским институтом нефти (API), Европейским союзом автомобильных производителей (АСЕА) и Ассоциацией автомобильных инженеров России (ААИ). Они созданы по самым передовым технологиям с использованием эффективных присадок зарубежных и отечественных производителей. Высокий уровень эксплуатационных свойств масел «ЛУКОЙЛ» отмечен крупными авто производителями в России и за рубежом. Моторные масла Компании прошли испытания в западных сертификационных центрах на двигателях DaimlerChrysler, BMW, Volkswagen, MAN, Porsche, Volvo, Renault trucks, Cummins и были одобрены к применению. В 2007 году ЛУКОЙЛ вступил в Техническую ассоциацию европейских производителей масел ATIEL, а окончание года ознаменовано вступлением в международный совет по двигателям внутреннего сгорания CIMAC, что дает возможность активно участвовать в формировании стандартов качества для производителей масел, сотрудничать с производителями.


2.3. Маркетинговое исследование

(ФПГ "Восточно-Сибирская  группа")

ФПГ "Восточно-Сибирская  группа" создана на добровольной основе в соответствии с основными положениями Указа Президента Российской Федерации "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" от 5 декабря 1993 г. №2096.

Целями объединения  материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций Восточно-Сибирского региона в рамках группы являются:


  • создание новых и укрепление сложившихся технологических и кооперационных связей по производству конкурентоспособной продукции;


  • привлечение инвестиций для обеспечения структурной перестройки производства в направлениях, приоритетных для экономики России в целом и Восточно-Сибирского региона;
  • повышение экспортного потенциала промышлености, наращивание объемов необходимой народному хозяйству продукции (работ, услуг) и обеспечение на этой основе роста социально-экономической эффективности производства.

Идея создания Восточно-Сибирской ФПГ основана на результатах анализа экономической  ситуации в регионе в целом, на предприятиях участниках группы, состояния рынков соответствующих видов продукции. В частности, на актуальность формирования ФПГ указывают следующие обстоятельства:

  1. При наличии мощных гидроэнергетических, минеральных, лесных ресурсов региона научная и производственная база соответствующих предприятий не в полной мере обеспечивает должное качество переработки сырья и экологическую безопасность. Концентрация материальных и финансовых ресурсов предприятий-участников группы позволит существенно повысить экспортный потенциал региона, прежде всего, по производству продукции нефтехимии.
  2. Потребительский рынок отечественной продукции региона испытывает мощное давление зарубежных товаропроизводителей при сокращении машиностроительных мощностей и мощностей по производству товаров народного потребления предприятий-участников группы. В то же время имеющийся промышленный потенциал региона, при переходе от разрозненных действий к четко скоординированным программам маркетинга, инвестирова ния, освоения, производства и реализации новых изделий, способен обеспечить импортозамещение по ряду направлений деятельности.

Формирование  Восточно-Сибирской ФПГ производилось  с учетом следующих основных принципов:


1. Необходимости реализации программно-целевого подхода, предполагающего предварительную проработку рыночных «ниш» группы, общих целевых задач и мероприятий по их достижению с использованием ресурсного, научного и промышленного потенциала участников ФПГ.

  1. Обеспечения мощной концентрации научного и производственного потенциала в рамках группы, достаточно крупных ее размеров (капиталов), адекватных сложным и масштабным задачам удержания и расширения позиций на финансовых, а также товарных внутренних и внешних рынках.
  2. Подбора предприятий с учетом реализации требований антимонопольного законодательства, когда объединение юридических лиц, хотя и занимающих весомые позиции на товарных рынках, не усложняет конкуренцию среди товаропроизводителей.
  3. Широкой диверсификации деятельности, сочетающей как ресурсообеспечение, так и производства сфер высоких технологий и четкой ориентации на потребительский рынок. Такой подход позволяет обеспечивать решение как стратегических, так и тактических (оперативных) задач ФПГ при соблюдении общей достаточно высокой прибыльности функционирования.
  4. Глубокой организационно-технологической кооперации в деятельности предприятий ФПГ как по вертикали (в рамках реализации одной целевой программы) так и по горизонтали (участие одновременно в ряде целевых программ).
  5. Дифференцированного подхода к решению долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных инвестиционных задач деятельности ФПГ, обязательности разработки бизнес-планов по каждому проекту, включаемому в общую инвестиционную программу группы.
  6. Обеспечения межрегионального характера деятельности ФПГ, предполагающего ее ориентацию одновременно на совокупность региональных внутренних и зарубежных рынков (ряд крупных областей Российской Федерации, страны Юго-Восточной Азии).


  1. Достижения высокой управляемости группой за счет подбора совокупности предприятий и организаций с учетом сложившихся (не потерявших актуальности и перспективных) кооперационных связей, фактора территориальной близости и возможности реального содействия ее деятельности не только со стороны федеральных, но и местных органов управления.

На основе реализации данных положений на практике, Восточносибирская ФПГ объединила 27 предприятий и организаций, обеспечивших консолидацию капитала (уставной фонд головного предприятия) в размере 91,8 млрд. руб., а также общую численность занятых более 111 тыс. человек.

Целевая кооперация предприятий-участников в рамках Восточносибирской ФПГ включает следующие программно-функциональные блоки (комплексы):

  • топливно-энергетический (ориентирован на программные цели разработки новых месторождений нефти, газа, энергетического обеспечения функционирования регионов Восточной Сибири);
  • химический (реализация программы создания и производства новых видов химической продукции и лекарственных препаратов);
  • машиностроительный (реализация программы создания информационных технологий, современных средств связи, специального машиностроения);
  • социально-производственный (реализация программы производства продукции, ориентированной на потребительский рынок);
  • научно-внедренческий (реализация программы научно-инновационного обеспечения производственной деятельности участников ФПГ);
  • торговый (реализация программы развития оптовой и розничной торговли);
  • финансово-обеспечивающий (финансовое и организационно-управленческое обеспечение реализации программных задач деятельности ФПГ).


Ядро Восточно-Сибирской  ФПГ составляют предприятия химической промышленности, нефтепереработки и  энергетики, а также финансово-кредитные  и научные учреждения.

Проведенные предпроектные  маркетинговые исследования убеждают в правильности ориентации деятельности ФПГ на развитии мощностей химического комплекса. В частности, это касается развития производства поливинилхлорида и получения новых материалов на его основе.

Поэтому программа  развития ФПГ по химическим продуктам  предусматривает:

а) создание квалифицированной службы маркетинга, способной следить за рынком производства и переработки пластмасс и прогнозировать его развитие;

б) создание в рамках ФПГ системы кооперации от производства пластмасс до их переработки с включением в нее научных сил региона для решения следующих задач:

  • развития производств технологических добавок;
  • создания отечественных мощностей по выпуску оборудования для переработки пластмасс;
  • разработки и внедрения новых, не характерных для России, изделий, в частности, полимерных бу<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_04

Информация о работе Маркетинговая деятельность в отраслях топливно-энергетического комплекса