Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:52, курсовая работа
Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния экономики, неопределенности политической ситуации, не осуществления последовательной государственной инвестиционной политики. Но сейчас уже большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или частично входит в предметную область маркетинга.
Целью данной курсовой является выявление наиболее актуальных вопросов маркетинга на предприятиях ТЭК и нефтегазовой отрасли.
Введение 3
Глава 1. Маркетинг в экономике России 5
1.1. Маркетинговая деятельность 5
1.2. Управление маркетингом 6
1.3. Маркетинговое исследование 8
1.4. Бюджет маркетинга 12
Глава 2. Маркетинг на предприятиях ТЭК 13
2.1. Эволюция маркетинга в России 13
2.2 Маркетинговая деятельность «ЛУКОЙЛА» 14
2.3. Маркетинговое исследование (ФПГ "Восточно-Сибирская группа") 20
2.4. Маркетинг в сфере лизинга нефтяного оборудования («Центр капитал») 28
Заключение 32
Список использованной литературы: 33
Приложение №1 «Прогноз возможности развития рынка»
Приложение №2 «Схема разработки прогноза конъюнктуры рынка»
Приложение №3 «Сравнительная ценность вторичной информации»
Приложение №4 «Сравнительная ценность первичной информации»
Федеральное агентство по образованию Российской федерации
ГОУ СПО Пермский нефтяной колледж
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Маркетинговая деятельность в отраслях
топливно-энергетического комплекса
ПНКО.13050302.Э36
Руководитель: Г.А. Бруцкая
Разработал:
Содержание
Приложение №1 «Прогноз возможности развития рынка»
Приложение №2 «Схема разработки прогноза конъюнктуры рынка»
Приложение №3 «Сравнительная ценность вторичной информации»
Приложение №4 «Сравнительная ценность первичной информации»
Введение
Возникновение маркетинга тесно связано с возникновением обмена и возникновением рынка. Впервые этот термин появился в 1902 г. в США, а через 20 лет этим термином пользовались уже во многих странах мира. Существует несчитанное множество понятий маркетинга:
По отношению к рынку маркетинг имеет 2-стороннюю структуру, а именно: маркетинг, осуществляемый продавцами, и маркетинг, осуществляемый покупателями.
Маркетинг в условиях современной рыночной экономики - важнейший инструмент бизнеса. Маркетинг охватывает практически все сферы коммерческой деятельности предприятий, включая производство, торговлю и сферу услуг. Маркетинговая деятельность охватывает такие аспекты хозяйственной деятельности предприятий, как изучение рынков, разработка новых товаров, формирование товарной, ценовой и распределительной политики, организация информационного обмена с потребителем (реклама и т. д.), поиск поставщиков, освоение новых рынков и рыночных сегментов.
Маркетинговая деятельность ориентирует бизнес на успешное решение рыночных задач. Цель маркетинга - обеспечение максимальной прибыли, рост доходов. Маркетинг несет прямую ответственность за весь комплекс отношений между коммерческим предприятием и покупателем (нельзя добиться успеха, не зная тонкостей состояния и перспектив рынка, нужд и запросов потребителя).
Актуальность маркетинга по мере формирования в нашей стране цивилизованных рыночных отношений будет постоянно возрастать.
Путь от «реализации продукции» к маркетингу как «руководящей философии», т.е. от традиционной торгово-сбытовой деятельности фирм до общепринятого во всем мире понятия маркетинга, нужно рассматривать, прежде всего, как результат развития рыночных отношений. Исторически развитие сбытовых и производственно-сбытовых систем происходило в тесной зависимости от характера рыночных отношений и соотношения спроса и предложения на рынке.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин.
В современной России маркетинг только еще начинает развиваться, поэтому опыт маркетинговой деятельности отечественных предприятий весьма ограничен.
Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния экономики, неопределенности политической ситуации, не осуществления последовательной государственной инвестиционной политики. Но сейчас уже большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или частично входит в предметную область маркетинга.
Целью
данной курсовой является выявление
наиболее актуальных вопросов маркетинга на предприятиях
ТЭК и нефтегазовой отрасли.
Глава 1. Маркетинг в экономике России
1.1. Маркетинговая деятельность
Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий ставящих целью исследование таких вопросов, как:
Маркетинговая деятельность по изучению потребителя определяет структуру потребительских предпочтений на рынке данной компании.
Исследования мотивов поведения потребителей на рынке ставят целью прогнозирование поведения определенных групп потребителей на рынке.
Анализ рынка преследует цель определения потенциальной емкости рынка для выпускаемой продукции, определение характера потребительского спроса, распределение спроса по разным регионам.
Задачей маркетинговой деятельности по исследованию продукта является определение потребностей рынка в новых изделиях, улучшения или модернизации уже существующих.
Проводимый анализ систем и методов реализации продуктов с точки зрения маркетинга позволяет определить, как можно лучше и эффективнее реализовывать продукцию данной компании в условиях конкретного рынка, кто может стать торговым посредником.
В целях определения наиболее экономных путей и способов наращивания объема товарооборота проводятся исследования динамики продаж, издержек и прибыли предприятия.
Проводимая маркетинговая деятельность по изучению конкурентов ставит целью установление главных конкурентов компании на рынке, выявление их слабых и сильных сторон, получение информации о финансовом положении конкурентов, особенностях производственной деятельности, управления.
Исследование рекламы помогает определить руководству компании наиболее эффективные способы воздействия на потребителя, повышения его интереса к продукции.
При проведении маркетинговых исследований по поиску наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке руководство компании определяет, какая система стимулов позволит заинтересовать оптовиков в закупке более крупных партий продукции.
1.2. Управление маркетингом
Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения целей организации.
Управление маркетингом может осуществляться с позиций пяти разных подходов:
Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а как следствие компания должна сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
Применение концепции совершенствования производства подходить в 2-х ситуациях. Первая - это когда спрос на товар превышает предложение. Вторая - когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.
Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонно относиться к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а, следовательно - компания должна сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара. Однако отрицательным моментом данной концепции является то, что потребители на самом деле удовлетворяют непотребность в конкретном товаре, а свои нужды, которые могут быть удовлетворены товарами другого рода.
Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары компании в достаточных количествах, если компания не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Сфера применения упомянутой концепции - продвижение на рынок товаров так называемого пассивного спроса (страховки, энциклопедические словари ....).
Концепция маркетинга - утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективным и более продуктивным, чем у конкурентов способами. Ориентация в данной концепции идет на нужды и потребности клиентов.
Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей компании является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными способами с одновременным укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Данная концепция пытается разрешить противоречия между удовлетворением настоящих потребностей клиентов и их долговременным благополучием.
Отдел маркетинга и сбыта предприятий ведет работу по организации поставок готовой продукции, и имеет необходимость в обеспечении поставок со проводительной документацией. К каждой поставке необходим пакет документов:
Большинство неудач в бизнесе вызвано тем, что важные стратегические решения принимаются либо в условиях недостатка информации, либо на основе ошибочных или устаревших данных. Для любой успешно работающей фирмы на рынке, необходима системность и комплексность анализа, рыночной ситуации, ее любых составных компонентов, связанных с самыми разнородными факторами.
1.3. Маркетинговое исследование
Маркетинговые исследования выступают как начало и логическое завершение любого цикла проведения анализа при ее маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования позволяют получить необходимую информацию и снизить риск при принятии важных решений.
Маркетинговые исследования выступают как начало и логическое завершение любого цикла проведения анализа при ее маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования позволяют получить необходимую информацию и снизить риск при принятии важных решений.
Технология проведения маркетингового исследования предполагает наличие двух взаимосвязанных частей: во-первых, исследование внешних переменных, которые, как правило, не поддаются регулированию со стороны руководства фирмы и поэтому для успешной коммерческой деятельности требуется гибкое приспособление к ним и, во-вторых, анализ внутренних составляющих организаций, находящихся под контролем администрации, и определенных реакций фирмы на изменения в окружающей среде.
Маркетинговое исследование представляет собой системный сбор, обработку и анализ всех аспектов процесса маркетинга: продукта, его рынка, каналов распределения, методов и приемов сбыта, системы ценообразования, мер стимулирования сбыта, рекламы и т.д. и предполагает тщательный выбор объекта исследования. Возможный перечень таких объектов весьма значителен и поэтому представляется затруднительным разработать и предложить универсальную технологию, раскрывающую все содержание маркетингового исследования.
Диверсификация производства, размер доходов оказывают непосредственное влияние на направления маркетингового анализа. Объем проводимых исследований зависит от направления деятельности предприятия, перспектив выхода на рынок с товарными новинками, изменениями в номенклатуре выпускаемых изделий. При этом следует учитывать, что любое изменение в деятельности фирмы непременно приведет к необходимости проведения более глубокого маркетингового анализа, направленного на определение таких сегментов рынка, где фирма могла бы удержать свои позиции в течение всего жизненного цикла товара.
Процесс маркетингового исследования включает ряд операций:
Информация о работе Маркетинговая деятельность в отраслях топливно-энергетического комплекса