Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 01:08, реферат
Цель контрольной работы – раскрыть механизм маркетинга во внешнеэкономической деятельности, привести примеры.
В работе мы рассмотрим такие задачи как: сущность маркетинга, его принципы и методы; среда маркетинга, информационное обеспечение и прогнозирование; этапы выбора маркетинговой стратегии и разработка сбытовой политики; продвижение товаров на внешнем рынке.
Как известно, основной причиной выхода на внешние рынки является снижение спроса на внутреннем рынке. И тогда перед организацией (фирмой) встают такие трудности, как дополнительные затраты на маркетинговые исследования, необходимость в адаптации своих товаров зарубежным требованиям, высокие риски и др. На этом этапе и возникает потребность организации (фирмы) в глубоком понимании механизмов маркетинга во внешнеэкономической деятельности. В противном случае, результат будет негативным.
Цель контрольной работы – раскрыть механизм маркетинга во внешнеэкономической деятельности, привести примеры.
В работе мы рассмотрим такие задачи как: сущность маркетинга, его принципы и методы; среда маркетинга, информационное обеспечение и прогнозирование; этапы выбора маркетинговой стратегии и разработка сбытовой политики; продвижение товаров на внешнем рынке.
1. Сущность, принципы и методы маркетинга. Внутренняя и внешняя среда
1.1 Сущность, принципы и методы маркетинга
«Маркетинг – это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования товарного рынка». [7]
«Маркетинг – это теоретическая и практическая система, направленная на разработку и производство новых товаров с учетом рыночной ситуации и изменения потребностей людей с целью получения максимальной прибыли путем удовлетворения потребностей». [2]
Ориентированный на маркетинг производитель стремится изготовить товар более полно соответствующий запросу конкретной личности, группе людей или предприятию. Маркетинг требует знаний рынка и его конъюнктуры, гибкой товарной политики, знаний о покупателе.
Принципы маркетинга можно представить следующим образом:
- нацеленность на коммерческий результат (овладение определенной долей рынка на основе некоторого срока, ресурсов и ответственности);
- комплексный подход к достижению выдвинутых целей фирмой (организацией);
- максимальное приспособление к условиям и требованиям выбранного рынка с целенаправленным одновременным воздействием на него;
- корректировка направлений деятельности в соответствии с дальновидностью своих целей.
Производство и последующая продажа товаров, которые обязательно будут куплены – основное свойство маркетинга.
Методы маркетинга прошли длительный путь развития и постоянно менялись, эволюционировали с учетом и в соответствии с развитием рыночных отношений. (см. табл. 1.1)
Условия применения маркетинга на мировом рынке: насыщение рынка товарами, превышение предложения над спросом; усиленная борьба за покупателя из-за острой конкуренции; свободные рыночные отношения, свободная деятельность на предприятии по решению всех вопросов (управленческих, финансовых и т.д.).
Если страна (страны) не решила первые два условия, то внедрение маркетинга нецелесообразно, вследствие высоких расходов на маркетинг.
Важным исходным моментом успеха маркетинга является наличие современного, выгодного покупателю товара.
№ п/п | Период (гг.) | Приемы (способы) |
1 |
1860 – 1930
| «метод товарной ориентации» - стремление улучшить качество товара, исходя, прежде всего из собственных представлений изготовителя о наборе полезных качеств товара, услуги. Вкусы и запросы покупателей были вторичны. Причина заключалась, прежде всего, в нехватке товара и как следствие этого – превышение спроса над предложением. |
2 |
1930 - 1950 | «метод сбытовой ориентации» - стремление обеспечить максимум продаж благодаря рекламе и другим методам, привлекающих покупателя к приобретению товара. В этот период произошло обострение конкуренции, хотя еще имелся большой объем неудовлетворительного спроса. |
3 |
1950 - 1960 | «метод рыночной ориентации» - заключается в выделении товаров, пользующихся особым спросом из-за высокой потребительской стоимости и обеспечение максимума их продаж. В этот период рынок уже был насыщен, и только большое разнообразие товаров могло привлечь покупателя, который уже в этом периоде стал диктовать свою волю производителю товаров. |
4 |
1960 – по наст. время | «маркетинговое управление» - содержит в себе следующие приемы: долгосрочное (5-15 лет) перспективное планирование фирмы; целенаправленные исследования рынка, товара и покупателей; использование комплексных видов формирования спроса и оптимизирования сбыта; ориентация на товары рыночной новизны, удовлетворяющие потребности тщательно рассчитанной группы возможных покупателей. |
1.2.Внутренняя и внешняя среда маркетинга
Маркетинговая среда фирмы (предприятия) – совокупность активных сил и субъектов, имеющих место в самом предприятии, фирме и вне их, влияющих на экономическую эффективность деятельности.
Маркетинговая среда состоит из микросреды и макросреды. Микросреда – силы, имеющие непосредственное отношение к самому предприятию и его возможностям по обслуживанию клиентов (вид товара, его качественные параметры, технология производства, квалификация персонала, структура и методы управления предприятиями, методы выхода на рынок, реклама,
Рис. 1.1 Микросреда предприятия, фирмы.
Маркетинговые посредники – это фирмы, помогающие в движении, сбыте товаров среди клиентуры (торговые посредники, фирмы по организации товародвижения, рекламы, консультации и финансово-кредитные учреждения).
У любого товаропроизводителя может быть пять типов клиентурных рынков: потребительский (лица, приобретающие товары, услуги для личного потребления), рынок производителей (предприятия, фирмы, организации, приобретающие товары и услуги для использования в процессе производства), рынок промежуточных продавцов (организации (предприятия), приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи), рынок государственных учреждений (государственные организации, приобретающие товары и услуги для коммунальных или других служб), международный рынок (покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственных).
«Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты находятся на рамках более обширной макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо создают фирме новые препятствия. Эти силы внешней среды относятся к неуправляемым факторам: законы, решения правительств. Таможенные правила и тарифы, поведение конкурентов, их товары, рыночная конъюнктура, изобретательская деятельность, природные условия, национальные обычаи. Макросреду можно представить в виде шести основных сил по Ф. Котлеру (рис. 2.1).
Основными задачами фирмы, предприятия являются усилия по изменению в нужном направлении поддающихся управлению факторов и приспособлению к деятельности неподдающихся, неуправляемых факторов.
Любой управленческий процесс, в том числе и ориентирующийся на маркетинг, начинается с целеполагания, т.е. прогнозного осмысления положения, в котором может оказаться предприятие, фирма через 10 – 15 лет (долгосрочный прогноз), 5 лет (среднесрочный) и 1 – 1,5 года (краткосрочный прогноз)». [7]
Все цели маркетинга (функция высшего руководства) по периодам должны находиться в определенном соотношении, взаимно дополняя друг друга. Бывают рыночные (доля рынков, перечень возможных рынков), маркетинговые (объем прибыли, имидж), структурно-управленческие (желательная структура, состав и численность подразделений, квалифицированные требования к специалистам, руководителям служб), контрольные (ежедневный, периодический контроль).
Рис. 1.2.Основные факторы макросреды.
Информация всегда играла в жизни человека очень большую роль, но с середины 20-го века в результате социального прогресса и прорыва в развитии науки и техники роль информации неизмеримо возросла. В мире информация схожа с лавинообразным нарастанием массы, получившей название «информационного взрыва». Информация является основой для принятия управленческих решений.
«Информация – это интеллектуальная собственность, товар, сведения. «Кто владеет информацией – тот владеет миром», - писал У. Черчилль. По данным журнала «Business-week» (США), утеря и хищение информации на фирме IBM за последние 10 лет оценивается в 1 млрд. долл. упущенной прибыли». [9]
«Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». [1]
Все результаты исследований конъюнктуры рынка, показателей, товаров и т. д. должны быть систематизированы, упорядочены, обобщены и отправлены на хранение на различные носители.
Информацию можно разделить на первичную (от покупателей, продавцов и других лиц на основе опросов и др. методов исследования рынка) и вторичную (взятая из официальных статистических источников, периодической печати, научных публикаций и отчетов).
«Для обеспечения поиска ценовой информации, необходимой для расчетов цен импортных и экспортных операций, в течение нескольких последних лет значительная часть оперативной ценовой информации была подготовлена для многократного использования в рамках проекта создания Единой системы внешнеэкономической информации (ЕСВИ). Разработку и поэтапное внедрение ЕСВИ осуществляют Главное управление координации и регулирования внешнеэкономических операций (ГУВО) и объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных (ИнформВЭС), обслуживающие подразделения Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ).
Важной составной частью ЕСВИ является организованный в структуре МЭРТ банк ценовой информации, который пополняется участниками внешнеэкономических связей, направляющих в него данные о контрактных ценах на экспортируемые и импортируемые товары и услуги. Банк ценовой информации ведется объединением ИнформВЭС, которое по запросам на коммерческих условиях предоставляет ценовую информацию в виде позиционных контрактных цен и прейскурантов цен по экспорту. Данные о контрактных ценах хранятся в банке ценовой информации на конфиденциальной основе и сообщаются пользователям без указания на конкретный контракт и его участников». [7]
Другой источник современной информации – ИНТЕРНЕТ, который предоставляет возможность отыскать и просмотреть в оперативном режиме огромные по объему и разнообразию массивы информации: книги, технические каталоги, газеты, журналы, специальные фонды документации и др. Это экономически выгодно и весьма просто.
«Самая жесткая конкуренция в сфере IT – услуг для малого бизнеса сейчас разворачивается в области доступа к ИНТЕРНЕТУ и телефонии. Чтобы заполучить в свои сети хотя бы мелкого клиента, многие фирмы используют новейшие технологии. Один из ярких примеров – развитие технологии WiMax, которая дает ряд коммуникационных преимуществ, прежде всего именно небольшим партиям. <…>
… WiMax (Worldwide Interoperability for Microwave Access) – новый перспективный вид беспроводной связи. По сути, это усовершенствованный стандарт беспроводной связи Wi-Fi, который сейчас широко распространен – в том числе и в России – в аэропортах, гостиницах, ресторанах и других публичных местах. Однако в отличие от оборудования Wi-Fi, радиус действия которого составляет от силы несколько сотен метров, базовая станция WiMax способна обеспечивать доступом в ИНТЕРНЕТ или телефоний в радиусе нескольких километров. <…>
Информация о работе Маркетинг во внешнеэкономической деятельности