Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:07, контрольная работа
Работа современного торгового предприятия осуществляется в условиях жесткой конкуренции, поэтому постоянно необходимо совершенствовать организацию торговли, систему планирования и управления, а также решать такие важные экономические задачи как:
1. быстро менять ассортимент, приспосабливаясь к запросам максимального числа групп покупателей;
2. совершенствовать сервисное и послепродажное обслуживание;
3. укреплять конкурентоспособность товаров;
4. совершенствовать технику и технологию ведение торговой деятельности;
5. совершенствовать организацию сбыта, систему продвижения товаров, каналы поступления товаров.
Введение………………………………..............................................................….3
1. Понятие и роль маркетинга в торговле
1.1 Понятие и основные принципы маркетинга……...................................…3
1.2 Роль маркетинга в торговле……………………..........................................5
2. Организация маркетинга в торговле
2.1 Маркетинг в оптовой торговле……………....................................……….7
2.2 Маркетинг в розничной торговле…………................................…………11
3. Особенности и проблемы развития маркетинга в торговле
3.1 Особенности маркетинга в торговле…………........................……………18
3.2 Проблемы развития маркетинга в торговле……….....................…………19
4. Перспективы развития маркетинга в торговле…........................………….21
Заключение……………………...............................................……………………..22
Список литературы………….......................................
Принятие маркетинговых решений в области установления цен на товары/услуги представляет сложную задачу для розничного торговца. Цены — это ключевой фактор в позиционировании розничной марки. Определение розничных цен должно проводиться в соответствии с характеристиками целевого рынка, набором предлагаемых товаров и услуг и уровнем конкуренции. Конечно, все розничные торговцы хотели бы устанавливать высокие наценки и продавать при этом как можно больше, однако эти две цели чаще всего бывают несовместимыми (за исключением, когда розничная марка уже раскручена, узнаваема и пользуется спросом, и соответственно розничный торговец может устанавливать премиальные цены без боязни падения продаж и потери клиентов).
В зависимости от конкретной рыночной ситуации розничным торговцем могут применяться различные решения по определению конечной цены:
1. Дифференцированное
ценообразование, которое
- пространственным (цена устанавливается в зависимости от места нахождения покупателей по различным территориям).
- временным (цена
- персонифицированным
(цена устанавливается в
- количественным (цена устанавливается в зависимости от объема продаваемой партии товаров), что свойственно для мелкооптовой торговли.
2. Конкурентное ценообразование, которое направлено на сохранение ценового лидерства на рынке. Здесь розничный торговец может использовать следующие методы ценообразования:
- «ценовые войны» (используются
в основном на рынке
- цены «снятия сливок»
(престижные цены) торговец может
установить на новые, модные, престижные
товары. Они, как правило, рассчитаны
на те сегменты рынка, где
покупатели начнут их
- «цены проникновения» — более низкие начальные цены по отношению к ценам конкурентов. Они создают барьеры для конкурентов по созданию аналогичной продукции. Политика низких цен в большей мере преследует цель получения долговременных прибылей (по сравнению с «быстрыми» прибылями высоких цен);
- цены по «кривой освоения» представляют собой компромиссный вариант между ценами «снятия сливок» и «проникновения». Такой подход предполагает быстрый переход от высоких цен к более низким для привлечения широких слоев покупателей и противодействия конкурентам.
3. Ассортиментное ценообразование представляет собой достаточно большой арсенал подходов. Многие из них обоснованы на психологическом восприятии цены покупателем. К таким методам относят:
- ценовые линии;
- цена выше номинала;
- цена с приманкой;
- цена на сопутствующие товары (связанное ценообразование);
- цена комплекта — единая цена набора продукции;
- неокругленные цены.
4. Стимулирующее ценообразование
основано на использовании
Розничные торговцы, как и агенты по недвижимости, неустанно повторяют, что есть три ключа к успеху — это «место, место и еще раз место». Например, люди в большинстве случаев при планировании покупок учитывают фактор близости: выбирают ближайший банк, заправочную станцию, булочную и т.д. Выбор месторасположения магазина торговца — чрезвычайно важный вопрос маркетинговой программы марка, так как от этого напрямую зависит товарооборот, воспринимаемый имидж марки и даже контингент посетителей.
Обычно при выборе
«идеального» расположения своей торговой
точки руководствуются
- интенсивность людских
потоков перед торговым
- близость от станций
метрополитена (в пределах
- большие, «смотрительные»
витрины, которые давали бы
возможность демонстрации
- привлекательный внешний вид, фасад здания;
- удобство подхода/подъезда, место для парковки авто.
Но надо заметить, что не всегда залогом будущего успеха магазина является его расположение в оживленных местах.
5. Специальные маркетинговые мероприятия. Эти мероприятия могут принимать всевозможные формы: дополнительные скидки для определенных категорий покупателей.
Одно из эффективнейших маркетинговых мероприятий, позволяющих как стимулировать покупки, так и усилить лояльность к розничной марке, — это стимулирование продаж. Здесь особенно важно покупателя вовлечь в процесс (например, организовать в магазине какое-нибудь веселое мероприятие во время проведения распродажи).
3. Особенности и проблемы развития маркетинга в торговле.
В ответе на вопрос о том, что же такое торговый маркетинг, до сих пор нет единства мнений. Например, Ж.-Ж. Ламбен придерживается той точки зрения, что торговый маркетинг имеет место на стадии взаимодействия изготовителя продукции и продавцов (оптовых и розничных). Здесь предприятия розничной торговли рассматриваются не как конкуренты или партнеры в канале сбыта, а как единственные клиенты, таким образом, сфера использования торгового маркетинга ограничивается контактом «производитель товара – магазин».
В.В. Малых считает, что торговый маркетинг – это часть общей структуры маркетинга производственного предприятия и основная цель его – обеспечить прочное положение брэнда на рынке, «протолкнуть» товар через торговую сеть к потребителю. В данном случае сфера использования торгового маркетинга контролирует контакт «производитель товара – конечный потребитель».
Иной точки зрения придерживается профессор А. Эльс, определяя торговый маркетинг как «деятельностную позицию субъектов рынка, осуществляющих качественное продвижение товаров и услуг до конкретного потребителя». Существенный недостаток данного определения заключается в размытой характеристике субъектов и объектов торгового маркетинга, что неоправданно расширяет сферу его применения.
Заслуживает внимания также подход, разработанный Ф. Котлер. Он говорит о торговом маркетинге как о фазе в потребительском, проводя при этом определенные разграничения. Котлер основывается на том факте, что в определенных случаях розничные торговые услуги могут предоставлять оптовики или даже сами производители товаров.
Таким образом, торговый маркетинг в каком-то смысле часть потребительского маркетинга.
3.2 Проблемы развития маркетинга в торговле.
Как известно, маркетинг является достаточно молодым направлением экономики в нашей стране, в связи с чем хочется отметить, что существует такая проблема как неправильная интерпретация данной науки.
Еще одной наиболее общей проблемой связанной с развитием маркетинга в нашей стране является недооценка значимости маркетинга. Значимости в том смысле, что маркетинг выступает в качестве навигатора на рынке товаров и услуг, т.е. управленческий аппарат в фирмах не понимает, что маркетинг-это основной инструментарий позволяющий эффективно конкурировать на рынке. В связи с этим маркетингу часто отводят второстепенную роль, хотя отдел маркетинга по праву должен стоять на одном уровне с финансовым, коммерческим отделами.
Необходимо сказать, что в России, а тем
более в Пензенской области, существует
довольно маленькое число фирм способных
провести реальное маркетинговое исследование,
исследование каких-либо проблемы или
же организовать рекламную компанию способную
дать конкретные результаты.
Часто, можно столкнуться с тем, что фирмы
недопонимают, что маркетинговое исследование
проводимое действительно специалистами
- это очень дорогое удовольствие, и в связи
с этим они не готовы платить такие деньги
за исследование, таким образом тратя
лишь часть денег, необходимых на комплексное
исследование или проведение рекламной
компании, они сталкиваются с той проблемой,
что результаты, предположим, рекламной
компании не дали о себе знать или практически
не заметны, т.е., скажем, объем продаж практически
не изменился. Данная ситуация связана
с тем, что существует определенный минимум
средств, вложенных в коммуникационное
сообщение о «себе» на рынке, ниже которого
эффективность данного сообщения отсутствует.
В связи с отсутствием результатов после
«якобы» проведенного исследования или
компании, может сложиться мнение, об отсутствии
необходимости маркетинга на предприятии.
Некоторые же фирмы предпочитают
содержать в своем штате
4. Перспективы развития маркетинга в торговле
Порядка 80% компаний в связи с финансовым кризисом сокращают бюджеты на маркетинг или планируют это сделать. В некоторых сферах бизнеса (например: строительство, банковское дело, автопроизводство, в страхование, туризм, ритейл) снижение расходов иногда достигает 100%. Даже фармацевтический сектор, который всегда демонстрировал один из самых низких коэффициентов эластичности спроса по цене, «завинчивает гайки», отказываясь от использования многих маркетинговых инструментов, которые были эффективны в прошлом.
В условиях кризиса многим организациям становится все сложнее противостоять конкуренции со стороны более крупных корпораций. Число обанкротившихся компаний, как все мы можем наблюдать, увеличивается с каждым днем. - Очевидно, что в ближайшее время во многих сегментах бизнеса произойдет значительное перераспределение сил». Сокращение затрат на маркетинг в 2010 году, по сравнению с 2008 годом, составляет в среднем 40-50%. Средств на коммуникации выделяется крайне мало: к примеру, затраты на рекламу в прессе уменьшились на 10%, реклама на телевидении – на 20%, бюджеты на проведение исследований в ряде компаний урезаны в среднем на треть.
Теперь, чтобы выжить в сложившихся условиях, российские компании должны начать осваивать новые подходы и возможности взаимодействия со своим окружением, в котором они функционируют. Директорам по маркетингу придется заняться поиском иных, непривычных для российского общества каналов коммуникации, проверять и испытывать невостребованные в недалеком прошлом технологии. В сложившейся ситуации ожидается разработка, апробирование и внедрение компаниями альтернативных маркетинговых стратегий, которые при меньших затратах обещают хороший эффект.
Многие бизнес структуры начали пересматривать свое отношение к Оnline пространству. Сегодня возможности Интернета расширяются с каждым днем: они позволяют компаниям найти свою аудиторию, наладить эффективное взаимодействие между организацией и ее средой, дают реальную возможность проводить практически все виды исследований. Online опросы, например, в зависимости от их целевой аудитории, обойдутся дешевле, как минимум, в 3 раза (иногда в 5-10), а их возможности, в большинстве случаев, гораздо шире.
Многие в 2010 году делают ставки на Интернет-маркетинг: именно в Online стоит ждать воплощения новых идей, что, несомненно, окажет значительное влияние на развитие и процветание коммуникаций посредством виртуального пространства. Не секрет, что многие маркетинговые бюджеты переориентированы на Интернет, который позволяет дешево тестировать разные виды и форматы рекламы, напрямую общаться с потребителями и коллегами по бизнесу, организовывать и проводить полноценные крупномасштабные рекламные и PR кампании. Кризис активно стимулирует психологическую готовность руководителей многих предприятий переходить на новые нестандартные для России методики работы, что, конечно, будет способствовать появлению новых возможностей для решения важных стратегических задач. И преодолеть все финансовые невзгоды удастся только тем игрокам рынка, которые сумеют правильно расставить приоритеты и грамотно выстроить свою маркетинговую политику.
Заключение
Можно привести следующие основные выявленные положения:
Сегодня в условиях растущей конкуренции руководство многих предприятий постепенно приходит к выводу, что эффективная и продуманная организация мероприятий торгового маркетинга должна быть в центре внимания.
В настоящее время требования потребителей стремительно меняются, и грамотное управление продажами позволяет значительно повысить стоимость предприятия. Способность эффективно удовлетворять запросы потребителей становится наиболее важным конкурентным преимуществом.