Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 16:52, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности различных моделей поведения потребителей.
Для достижения поставленной цели, используются следующие задачи:
Рассмотреть особенности моделей покупательского поведения;
Анализировать и оценить применение модели покупательского поведения;
Изучить имидж розничных сетей России глазами покупателя.
По данным апрельского релиза NielsenFMCGIndex, совокупные объемы продаж упакованных товаров повседневного спроса в Городской России по категориям, аудируемым Nielsen, сократились на 7,2 процента в натуральном выражении за период с ноября 2008 по март 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, когда продажи оставались сравнительно стабильными (снижение на 0,8% в натуральном выражении).
Развитие каналов розничной торговли.
По итогам 2009 года, самым быстрорастущим каналом розничной торговли товарами повседневного спроса стали гипер и супермаркеты. По данным регулярной переписи торговых точек (ТТ), проведенной Nielsen, прирост по количеству ТТ в этом сегменте розничного рынка составил 12,6% на уровне национальной городской России. В 24 крупнейших мегаполисах рост канала составил 5,1%, и наибольший вклад в 2009 году внесли малые города, где крупные ритейлеры активно наращивали свое присутствие. В то же время традиционная торговля постепенно сдает свои позиции в крупных городах, открытые рынки продолжают сокращаться (падение количества торговых точек по продовольственным и непродовольственным открытым рынкам составило соответственно 10% и 12%).
Наименьшую долю традиционная торговля имеет в Москве и Санкт-Петербурге. Согласно данным ежегодного исследования NielsenShopperTrends2010, в Москве и Санкт-Петербурге, покупатели тратят большую часть своих денег на продукты питания и предметы первой необходимости в гипер\супермаркетах и дискаунтерах.
При
этом, в Москве и Санкт-Петербурге
война между форматами
«Согласно данным исследования, выросло количество тех, кто большую часть семейного бюджета тратит в дискаунтерах, и причины этого отчасти кроются в сокращении «покупательской корзины». Потребители сознательно уходят от большого среднего чека, который они волей-неволей делают в гипермаркетах, в пользу дискаунтера, где он ниже, - комментирует Денис Шириков, Руководитель отдела по работе с розничными сетями “Nielsen Россия”, Впрочем, здесь важен не только вопрос цены, но и временных затрат. Логика потребителя проста: доехать до дискаунтера или ближайшего супермаркета (которые сохранили свою долю в обоих городах) и быстро совершить необходимые покупки», продолжает Д. Шириков.
Какой марке стали доверять больше.
Одна из составляющих исследования ShopperTrends состоит в изучении индекса капитала марки. Это показатель, который численно выражает силу бренда розничной сети, и складывается из нескольких составляющих, основные – знание марки (сколько людей знают о ее существовании и называют в числе первых) и отношение к этой марке (готовы ли тратить в ней больше денег, готовы ли ехать специально в этот магазин, готовы ли они рекомендовать эту сеть знакомым).
«Ашан» остается лидером по Индексу капитала марки в Москве, а ритейлер «О’кей» - в Санкт-Петербурге. Показатели «Ленты» в Санкт-Петербурге снизились больше других ритейл-брендов за последние несколько лет. Самый заметный рост продемонстрировала сеть «Пятерочка»: как в Москве, так и в Петербурге она существенно укрепила силу своего бренда и улучшила имидж в восприятии потребителей.
«Укрепление
позиций «Пятерочки»
В то же время, для формирования сильного бренда, большое значение имеет такой показатель силы марки розничной сети, как число приверженных покупателей.
«Приверженные покупатели – это те, кто готов назвать магазин «любимым», которые рекомендуют его своим друзьям и знакомым. Эти покупатели, как правило обращают внимание на рекламу своей любимой сети, и не обращают внимание на акции других сетей. Та база, которая очень важна, которая готова и платить больше, и прощать какие –то огрехи», - говорит Ольга Малинкина, директор отдела потребительских исследований Nielsen.
И как показало исследование ShopperTrends, в Москве самая лучшая база приверженцев – у сети «Ашан»: 50% из тех, кто был там хотя бы один раз за последний месяц называет этот магазин любимым. Обратная ситуация у «Пятерочки», когда число регулярных пользователей очень большое – 82%, но среди этих регулярных, только 25% приверженных. Это означает, что 75% при изменении экономической ситуации или под воздействием иных факторов, когда рядом появится другой магазин с похожим ассортиментом, и похожей ценовой политикой, могут отказаться от покупки в этой торговой точке.
Кто лидеры в категории «Самые низкие цены», по мнению потребителей.
Как показали результаты NielsenShopperTrendsв 2010 году, по мнению опрошенных москвичей, «Ашан», «Копейка» и «Пятерочка» - лидеры в категории «Самые низкие цены».
Дискаунтеры
«Пятерочка» и «Копейка»
В Санкт-Петербурге, лидеры – «Пятерочка», «О’кей», «Лента». В 2010 году 42% петербуржцев считают магазины «Пятерочка» самыми выгодными по цене. «Лента» напротив потеряла по этому показателю – в 2010 году 19% респондентов считают, что ее магазины предлагают «самые низкие цены» (30% в 2009). Гипермаркеты «О’кей» выросли на 5 пунктов по сравнению с предыдущим годом, в 2010 13% респондентов отнесли их к этой категории.
«Цена на полке в разных сетях может быть сходной, но имидж, который существует в умах покупателей, - может быть разным. Мы видим очень успешную работу «Пятерочки» в этом отношении, рост с 23% до 31% за год в Москве – это фантастика. Это означает, что даже те люди, которые никогда не были в «Пятерочке», говорят «я там никогда не был, но верю, что в «Пятерочке» самые низкие цены». Оставаясь сильным игроком на рынке, в борьбе за звание магазина «с самыми низкими ценами» разрыв между «Ашаном» и последователями сокращается», - говорит Д. Шириков.
«В условиях кризиса российские ритейлеры вели борьбу за привлекательное для потребителей в современных условиях позиционирование - «самые низкие цены». Однако, как показывает наше исследование, уже сейчас низкая цена не является характеристикой, отличающей одного ритейлера от другого в умах потребителей. И, в среднесрочной перспективе, розничным сетям необходимо будет сместить акценты с ценового позиционирования, предложив потребителю иные атрибуты, отражающие уникальность сети, например, хорошее «соотношение цены и качества», сбалансированный ассортимент, понятный мерчендайзинг - заключает Д. Шириков.
Заключение
В ходе проведенного исследования можно резюмировать следующее:
Маркетинг - явление сложное, многоплановое и динамичное. Этим объясняется невозможность в одном универсальном определении дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику маркетинга.
Выделяются следующие основополагающие принципы:
1. Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии экономических решений.
2.
Создание условий для
3.
Воздействие на рынок, на
Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких вопросов, как: анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, анализ потребителей, изучение существующих и планирование будущих товаров, планирование товародвижения и сбыта, обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта, обеспечение ценовой политики, удовлетворение технических и социальных норм страны, управление маркетинговой деятельностью.
Выделяются следующие основные функции маркетинга.
1. Аналитическая функция:
2. Производственная функция
3.
Распределительно-сбытовые
4. Функция управления и контроля
Процесс маркетинга начинается с изучения покупателя и выявления его потребностей, а завершается приобретением товара покупателем и удовлетворением его выявленных потребностей.
Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогло организации в достижении стоящих перед ней целей. Проще говоря, управление маркетингом - это управление спросом.
SWOT-анализ
означает изучение факторов
Условия успеха товара на западном рынке - это хорошее качество товара, быстрое и дешевое обслуживание, нормальный гарантийный срок, а также - и то, что приобретает все большее и большее значение при изобилии товаров - правильная маркетинговая политика.
Сегодня концепция всех маркетологов - это способы достижения роста компании. Этим занимаются и нижний, и средний уровни, когда пытаются анализировать рынки и дать рекомендации своим производителям, этим же занимается и верхний уровень - у них одна цель, одна идея и одна концепция.
На Западе, где рынок всех товаров фактически перенасыщен, завоевание новых сегментов рынков в области товаров широкого потребления возможно только за счет прямых или косвенных конкурентов. Здесь реклама и изучение рынка играют часто решающую роль поскольку товары обычно отличаются друг от друга не качеством, а только названием и упаковкой. Поэтому при исследовании рынка товаров широкого потребления анализ всех факторов, влияющих на принятие решения клиентом, в том числе психологический, является основой для составления сбытовых программ фирм.
Новая
модель покупательского поведения
- сокращение расходов на продукты для
удовольствия, концентрация внимания
на базовых товарах, и вместе с
тем совершение покупок в меньшем объеме
и переход на более дешевые марки – развернулась
в полном масштабе в России после кризиса.
Список
используемой литературы
1. Алексунин В.А. Маркетинг –М: Дашков и К, 2008.
2.. Алексунин В.А Маркетинг в отраслях и сферах деятельности ред. – М., 2008.
3. Барышев А.Ф. Маркетинг – М: Академия, 2009.
4. Дурович А.П. Основы маркетинга – М: Новое здание, 2006.
5.
Мхитарян С.В. Отраслевой
6.
Прошкина Т.П. Маркетинг –
7. Васильев Г.П. Повышение качества обслуживания в розничной торговле Маркетинг. – 2007.
8. Николаев И.Г. Методические подходы к разработке и реализации стратегий развития в розничной торговле, Маркетинг в России и за рубежом. – 2006.
9. Нагапетьянц Р.Н. Маркетинг в розничной торговле. – 2006.
10.Третьяков О.А. Сотрудничество региональных производителей с розничной торговлей, Маркетинг в России и за рубежом. – 2006.
11. Фетюхина О.Н. Динамика структур подсистем оптовой и розничной торговли, Маркетинг в России и за рубежом: журнал. – 2007.