Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:14, контрольная работа
После перехода к рыночной экономике в Украине начал формироваться и рынок образовательных услуг. Вместе с развитием в стране обучающих структур и технологий происходит и эволюция маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей в данной сфере. Несмотря на то, что некоторые авторы полагают, что этот рынок существовал и в советскую эпоху, и даже выделяют в нем некоторые элементы маркетинга, все-таки говорить о системе подготовки и распределения специалистов в условиях командно-административной системы СССР как о рынке, конечно, нельзя.
Впрочем, в чем трудно предложить что-то новое, так это в области традиционной рекламы в средствах массовой информации и местах, активно посещаемых населением. В СГУ предусмотрены несколько рекламных листовок, ориентированных на различные целевые группы потребителей и распространяются вблизи школ, училищ, военкоматов (не секрет, что отсрочка от службы в армии - тоже одна из причин, побуждающих к получению высшего образования), общественных зданий, рынков и т.п.
Возможно, стоит обратить более пристальное внимание на судьбу уже выпущенных студентов. Здесь возможна организация своего кадрового агентства или сотрудничество с одним из уже существующих. Нельзя сказать, что в России есть ностальгия по советским временам, когда молодые специалисты в полупринудительном порядке распределялись по всей стране, но уверенность в том, что тебя не бросят после завершения учебы, помогут найти достойную работу, несомненно, прибавит Белгородскому филиалу СГИ популярности, а, следовательно, и студентов.
Активная работа высшего негосударственного высшего учебного заведения на рынке труда необходима еще и потому, что дает исходные данные для анализа: какие специальности требуются сейчас, какие будут требоваться в ближайшем будущем, и набор на какие специальности необходимо сокращать, поскольку предложение уже превышает спрос. Кроме того, возможен выпуск единичных специалистов, в тех случаях, когда рынок нуждается в них в незначительных количествах. Современному Гуманитарному Университету легче чем другим вузам налаживать подготовку по редким специальностям, снабжать студентов методической и учебной литературой. Если многим вузам просто нет смысла готовить учебные курсы, искать преподавателей, издавать литературу ради нескольких студентов в год, то сто восемьдесят филиалов СГУ по всему миру позволяют вести учебный процесс централизованно, тем самым делая такую подготовку более рентабельной.
Автором настоящей
работы было также проведено
В качестве инструмента исследования был выбран метод опроса. Опросный лист содержал четыре закрытых вопроса, то есть допускал выбор одного из заранее определенных вариантов ответа.
Вот содержание опросного листа:
1. Знаете ли Вы о существовании в г. Белгороде филиала Современного Гуманитарного Института
1.1. Да
1.2. Нет
2. Откуда Вы получили первую информацию о БФ СГИ?
2.1. Из публикаций в прессе
2.2. От знакомых
2.3. Из печатной рекламы
2.4. Из наружной рекламы
2.5. Другое
2.6. Затрудняюсь ответить
3. Какое у Вас сложилось мнение о БФ СГИ?
3.1. Положительное
3.2. Преимущественно положительное
3.3. Неопределенное
3.4. Преимущественно отрицательное
3.5. Отрицательное
3.6. Затрудняюсь ответить
4. Собираетесь ли Вы поступать в БФ СГИ?
4.1. Да
4.2. Скорее да, чем нет
4.3. Скорее нет, чем да
4.4. Нет
4.5. Еще не решил
Кроме того, в вопросник были включены вопросы о возрасте, поле и образовании опрашиваемых.
Как легко видеть - первый вопрос фактически является вопросом-фильтром и предполагает отсеивание той части опрашиваемых, которая знает о филиале СГИ в Белгороде для дальнейшего ее изучения.
В качестве объекта исследования было выбрано несколько знакомых автора (общая численность - 22 человека), которые не имеют высшего образования и не учатся в настоящий момент в высших учебных заведениях, то есть, наиболее активная часть потребителей образовательных услуг. Из них были вопросом-фильтром были отсеяны трое, которые не знали о существовании филиала СГИ в г. Белгороде. Некоторые данные об оставшейся социальной группе приведены ниже.
Диаграмма 1. Возрастная
структура опрашиваемых
Диаграмма 2. Распределение
опрашиваемых по признаку пола
Диаграмма 3. Распределение опрашиваемых по уровню образования
Необычные результаты были получены в ответе на второй опрос - "Откуда Вы получили первую информацию о БФ СГИ?".
Диаграмма 4. Распределение опрашиваемых по источникам информации о БФ СГИ
Мы видим, относительно
невысокую роль как рекламы, так
и публикаций в прессе в предоставлении
первоначальной информации о Белгородском
филиале СГИ, что вполне понятно
при небольшом рекламном
То что, большинство респондентов узнали о БФ СГИ от знакомых с одной стороны, скрывает изначальные источники информации о вузе, но и свидетельствует о том, что СГИ пользуется неплохой репутацией среди группы потенциальных потребителей. То есть, студенты или абитуриенты или люди, иным образом имеющие отношение к вузу, рекомендуют или по крайней мере, сообщают о нем своим знакомым. С этим утверждением хорошо коррелируется также следующий график, построенный в результате ответов опрашиваемых на вопрос "Какое мнение сложилось у Вас о БФ СГИ?"
Диаграмма 5. Субъективное отношение опрашиваемых к БФ СГИ.
Легко заметить,
что положительно или преимущественно
положительное субъективное отношение
сформировалось у половины опрошенных.
Отрицательное или
Ответы на последний вопрос "Будете ли Вы поступать в БФ СГИ?" распределились следующим образом
Диаграмма 6. Отношение опрашиваемых к поступлению в БФ СГИ.
Не должно смущать большое количество тех, кто точно или скорее всего не собирается поступать в СГУ (почти 60%). Вероятно, что получать высшее образование в ближайшем будущем захотят и смогут не все опрошенные. Поэтому, 21% тех, кто скорее всего будет поступать в БФ СГИ, даже при отсутствии тех, кто точно решился на поступлении выглядит достаточно оптимистичным показателем, учитывая современную долю СГИ на белгородском рынке, оцениваемую нами, как уже отмечалось выше в 6-7%.
Опросы и другие
формы социологических
Нам кажется, что
имеет смысл проводить подобные
исследования также среди выпускников
школ с целью корректировки
Заключение
В настоящей работе автором был рассмотрен вопрос о роли и месте маркетинга на рынке образовательных услуг. Основное внимание было уделено вопросу изучения рынка, маркетинговых коммуникаций, конкурентов и потребителей услуг, рекламной стратегии в отношении выделенных целевых групп.
Была сделана
попытка осветить современное состояние
маркетинга в области образовательных
услуг и предложены рекомендации
в области маркетинговой
Из приведенной в данной работе информации и высказанных мнений можно сделать следующие выводы:
Благодаря поправкам к Закону "Об образовании" создались хорошие условия для работы негосударственных высших учебных заведений именно в сфере гуманитарного образования. Их доля составляет около 15% студентов, а по некоторым специальностям, например, юриспруденции, достигает 40%. Доля студентов негосударственных вузов имеет также устойчивую тенденцию к росту, и, по опыту зарубежных стран, может достичь 30-40%, в том числе по гуманитарным специальностям - свыше половины.
Рынок образовательных
услуг г. Белгорода и области
очень насыщен как
В случае пренебрежения маркетингом негосударственный вуз наверняка прекратит свое существование или станет филиалом государственного вуза, поскольку не имеет иных источников финансирования.
В целом, маркетинговая политика Современного Гуманитарного Института отвечает современным требованиям, хотя это в большей степени касается столичного вуза, чем провинциальных филиалов.
Информационные технологии в маркетинге Белгородского филиала СГИ используются явно недостаточно. Тоже самое относится и к другим филиалам в Белгородской области - Старооскольскому и Губкинскому.
Основные рекомендации автора по усилению маркетинговой политики заключаются в следующем:
Повышение активности в области PR-публикаций в областных газетах, особенно ориентированных на молодежь, как наиболее значимую целевую группу.
Более активное
использование Интернет-
Проведение социологических
исследования в форме опросов, интервью,
анкетирования и т.п. среди потенциальных
потребителей образовательных услуг
с целью формирования обратной связи
и соответствующей
Подготовка единичных
специалистов по редким специальностям.
Разумеется, это требует согласия
руководства СГУ для
Организация дочернего или, что предпочтительнее, сотрудничество с уже существующим кадровым агентством, которое занималось бы трудоустройством выпускников СГИ. Такое агентство также могло бы проводить исследования рынка труда с целью выяснения потребности в специалистах.
Для выживания и развития на рынке образовательных услуг в маркетинговой деятельности должен принимать участие весь коллектив высшего учебного заведения. Не стоит, впрочем, забывать, что маркетинг - все лишь средство постижения рынка и продвижения на нем своего товара. Главным все равно остается качество образования, которое предоставляет вуз. Чтобы еще раз напомнить об этом, хотелось бы завершить свою работу словами ректора СГУ Карпенко Михаила Петровича, сказанного им в интервью газете "Вузовские вести": "Чтобы выдержать конкуренцию с государственными вузами негосударственные образовательные учреждения должны поставить перед собой две задачи: первая - предложение эксклюзивного образования для приобретения редких профессий, выпуск единичных специалистов (к примеру, по европейскому праву, по интеллектуальной собственности); вторая задача - предоставление образования более высокого качества, нежели в государственных вузах, достигаемого, как правило, за счет широкого применения индивидуальных методов обучения".
Источники информации
Ерошин В. Финансово-экономические отношения в образовании // Педагогика. - 1999. - №3.
Зернов В., Бархатова Т. Негосударственные вузы России // Высшее образование в России. - 1999. - №4. - С. 10-13.
Ильин В. Поведение
потребителей / Публикация в сети ИНТЕРНЕТ
на сервере "Маркетинг в Санкт-Петербурге"
(http://www.marketing.spb.ru/
Карнаухов Н. Вуз - это не супермаркет // Вузовские вести. - 1999. - №3. - С.11 - 12.
Ланге П., Барон А. "Мультимедия как зеркало будущего информационного общества" // СРЕДА. - 1996. - № 5-6.
Информация о работе Маркетинг в Современном Гуманитарном университете