Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:14, контрольная работа
После перехода к рыночной экономике в Украине начал формироваться и рынок образовательных услуг. Вместе с развитием в стране обучающих структур и технологий происходит и эволюция маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей в данной сфере. Несмотря на то, что некоторые авторы полагают, что этот рынок существовал и в советскую эпоху, и даже выделяют в нем некоторые элементы маркетинга, все-таки говорить о системе подготовки и распределения специалистов в условиях командно-административной системы СССР как о рынке, конечно, нельзя.
Лицензирование услуг. Государство выступает в роли арбитра на рынке образовательных услуг, выдавая лицензии на право ведения образовательной деятельности и устанавливая государственный аккредитационный статус учебного заведения, по которому ВУЗ имеет право выдавать дипломы государственного образца. Современный Гуманитарный Университет получил лицензию на право ведения образовательной деятельности 18 сентября 1991 года № 16-245, а государственную аккредитацию - 2 июня 1998 года до 24 марта 2001 года.14 Ведение образовательной деятельности без лицензии запрещено законодательством. Тем самым, государство охраняет потребителя от недобросовестных продавцов услуг, которые не могут обеспечить надлежащее качество обучения.
Конкурсный характер образования. Большинство вузов предоставляют образование на конкурсной основе, т.е. потребителю, желающему воспользоваться услугами вуза, таковые будут оказаны только если он обладает определенными знаниями, умениями и навыками, наличие которых осуществляется при помощи тестов, экзаменов или собеседований. Особенно наглядно этот признак проявляется в государственных вузах, но и значительная часть частных также устанавливает определенные барьеры для отсеивания людей, которые, с их точки зрения, не могут получить качественные образовательные услуги. Современный Гуманитарный Университет в качестве условия для поступления предлагает только психологическое тестирование и прохождение теста на знание русского языка (система "зачет - незачет")15.
Потребителями образовательных услуг обычно выступают молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет. Мотивация молодежи при приобретении тех или иных услуг обычно сильно отличается от мотивации людей старшего возраста, которых среди потребителей образовательных услуг явное меньшинство. Некоторые авторы, например, Рогов, указывают, на преобладание у молодежи стремления к развитию личности как одного из главных мотивов в получении образования16.
Обозначив, таким
образом, основные отличительные признаки
рынка услуг в сфере высшего образования
перейдем к краткому обзору рынка образовательных
услуг г. Белгорода.
1.2.
Конкуренция на рынке услуг
по предоставлению высшего
В настоящее время общероссийский рынок услуг по получению высшего образования быстро развивается и уже достаточно насыщен как государственными, так и негосударственными вузами. Борьба на нем фактически идет за те 15-25, по разным оценкам, процентов студентов, которые в состоянии оплатить сами или при помощи спонсоров собственное обучение. Ведь спрос на образование - это прежде всего, платежеспособная потребность в образовательных услугах. Доля негосударственных вузов не так уж велика (около 7 процентов обучающихся от общего количества студентов17), но если брать в расчет, что большинство студентов государственных вузов обучаются за счет бюджета, то получится, что частные вузы, как правило, переигрывают государственные на маркетинговом поле, поскольку другого выхода у них просто нет. Кроме того, негосударственные вузы сознательно позиционируют себя в нишу гуманитарного образования, в которой их доля составляет почти 15% от общего количества студентов. А по некоторым специальностям, например, "Юриспруденция" даже достигает 40%.18 Главная причина выбора этой ниши на рынке будет раскрыта ниже.
В расчет необходимо
принять и то, что негосударственное
образование в России существует
всего восемь лет, причем только недавно
вузы стали в массовом порядке
выдавать дипломы
государственного образца, поскольку для получения государственной аккредитации необходимо осуществить первый выпуск обучавшихся, к тому же не ранее, чем через три года после получения лицензии (п.20 ст.33 Закона "Об образовании"). Учитывая длительность процесса получения высшего образования, мы не можем согласиться с высказываемыми другими исследователями предположениями, что рост негосударственных вузов стабилизировался и количество студентов в них вряд ли превысит 10%. Строя новое общество, Россия неизбежно придет и к тем определенным пропорциям в системе высшего образования, которые существуют в странах с рыночной экономикой, где, как известно, доля студентов в негосударственных учреждениях значительно выше. Например, в Латинской Америке, которая ближе к нам по уровню жизни, чем страны Западной Европы и США, она сильно выросла за последние двадцать лет и составляет в среднем 38%.19
Разумеется, ведущая роль в возможном приросте доли студентов негосударственных вузов будет зависеть от правильно выбранной маркетинговой политики и стратегии ведения конкурентной борьбы. Те вузы, которые не смогут найти свою нишу и правильно позиционировать свои услуги прекратят существование вообще либо станут филиалами государственными вузов (в прошлом году таковых оказалось четыре).20
Пока же с обеих сторон нередко раздаются упреки в некорректной конкуренции (см., например, "Вузовские вести", №3, 1999г, "ВУЗ - это не супермаркет"). С другой стороны, несмотря на формальное равенство учебных заведений, вне зависимости от формы собственности, не секрет, что государственные вузы имеют массу преимуществ. К ним можно отнести: во-первых, гарантированную выдачу диплома государственного образца, который ценится и признается везде в России, во-вторых, бесплатность обучения, в-третьих, финансовую, моральную и иную поддержку местных властей, в-четвертых, значительно большое количество так называемых PR-публикаций в местной, центральной и специализированной прессе. Бывает и так, что региональная администрация ущемляет права негосударственных вузов - поделать что-то с таким произволом почти невозможно.
Поправки к Закону "Об образовании" 1996 года (п.10 ст.41) ограничили для государственных вузов долю студентов по некоторым специальностям, обучающихся на договорной основе до 25% (в основном, юридические и экономические специальности) и теперь, нередко, создаются учебные заведения, учредителями которых выступают государственные вузы. Классическим примером такого создания является история Белгородского института менеджмента, международной аттестации и права, созданной при участии Белгородской государственной технологической академии.
Законодательные ограничения на набор студентов на договорной основе преследуют цель обеспечить гражданам возможность получить образование на бесплатной основе, закрепленную в ч.3 ст.43 Конституции РФ. В тоже время они создают хорошие условия для роста негосударственных вузов, которые, как отмечалось выше, стремятся обучать именно тем специальностям, платный набор на которые и ограничен в государственных вузах.
Кроме Современного
Гуманитарного Института в
Кроме того, в Белгородском университете потребительской кооперации и Международном университете бизнеса и информационных технологий проводится обучение по специальности "Информационные системы в экономике" (в 2000 году планируется первый выпуск), а в Белгородской государственной технологической академии - по специальности "Программист". Хотя формально специализации на факультете Современного Гуманитарного Университета "Информатика" и не совпадают с ними, однако они рассчитаны на одни и те же группы потребителей на рынке образовательных услуг.
Таким образом, в Белгородском филиале Современного Гуманитарного Института нет ни одной специальности по которой вуз занимал бы монопольное или лидирующее положение на рынке. С одной стороны, это понятно и объяснимо - как только маркетинговые службы различных вузов выясняют, что в той или иной области человеческой деятельности не хватает специалистов, начинается их подготовка. И положения, когда есть спрос на получение образовательных услуг, но нет их предложения в нормальной рыночной экономике не должно существовать. Другое дело, что даже в таких развитых странах, как США, длительное время ощущается нехватка тех или иных специальностей, например, программистов (несколько десятков тысяч ежегодно). Но это, скорее, объясняется быстрыми и практически непредсказуемыми темпами развития информационных технологий и недостаток специалистов компенсируется, с одной стороны, "экспортом" задач в другие страны, а с другой, "импортом" специалистов из этих стран, в том числе и России.
С другой стороны, как будет показано ниже, подготовка специалистов по редким специальностям, занятие своей ниши, является одним из резервов усиления своей позиции на рынке, о чем неоднократно упоминал и ректор Современного Гуманитарного Университета М. П. Карпенко.
Впрочем, СГИ пришел на местный рынок лишь четыре года назад, в то время как местные вузы могли занять лидирующее положение по большинству специальностей, на которые с переходом к рыночной экономике возник ажиотажный спрос. Тем не менее, только в Белгородском филиале СГИ ожидают набора студентов на все специальности в ближайшие два года около 800-900 человек. С нашей точки зрения, общая емкость образовательного рынка города (получение высшего образования) составляет около 5 000 человек, исходя из того, что общее количество выпускников Белгородской области в 1999 году составило почти 13 тысяч человек, в том числе в самом городе и приграничных с ним районах более 5 тысяч человек - получается, что доля Белгородского филиала СГИ, с учетом получающих второе высшее образование не так уж и мала и составит 6-7%.
Надо отметить,
что белгородский рынок по количеству
студентов негосударственных
В целом же, рынок
образовательных услуг
2.
Маркетинг в Современном
2.1.
Основные направления
Как уже отмечалось, маркетинг играет решающую роль в выживании и развитии негосударственного вуза, не имеющего бюджетного финансирования, к каковым относится и СГУ. Значение активной и продуманной маркетинговой политики хорошо понимают в Современном Гуманитарном Университете - соответствующие исследования рынка и рекламные кампании планируются и ведутся систематически в течение всего учебного года. Специальная служба маркетинга формирует те основные принципы маркетинговой политики, которые проводятся в жизнь директорами филиалов .
Главная отличительная черта этой политики Современного Гуманитарного Университета - ее централизованность. Несмотря на наличие более 180 филиалов по всей стране и за рубежом, в которых обучается около 80 тысяч студентов, она базируется на общих началах как в Находке, так и в Белгороде. Директора филиалов ежегодно собирают и отсылают информацию в Департамент Филиалов и Представительств, которые обобщаются и анализируются. В число данных, на основе которых аналитиками предлагается маркетинговая политика, входят:
численность населения региона, тенденции к его росту или падению, расслоение по уровню доходов;
количество выпускников школ, как наиболее естественной целевой группы, на которую должна быть ориентирована реклама;
данные о вузах и филиалах, направления, формы и стоимость обучения в них;
тенденции к изменению количества студентов по направлениям в государственных вузах;
успешность наборов в негосударственных вузах или их филиалах в предыдущем и текущем годах;
прогноз по набору студентов в Филиал СГИ на ближайшие год-два;
данные, позволяющие оценить состояние рынка труда региона;
Самостоятельно филиалы рекламу не разрабатывают, более того, им не разрешено изменять даже тексты объявлений для публикации в печатных средствах массовой информации и на радио. Увеличивать рекламный бюджет директор филиала может только за счет экономии на других расходах (например, арендной платы).
Телевизионная реклама применяется крайне редко, причем не только в СГУ, но и вообще в сфере образовательных услуг, по причине высокой стоимости и низкой эффективности. У большинства потенциальных абитуриентов и их родителей (которые тоже могут быть рассмотрены как часть целевой группы, на которую должна быть ориентирована реклама) если и сформируется имиджевый образ рекламируемого вуза как преуспевающего и необходимого, то сделано это будет слишком дорогой ценой. Так рекламного бюджета Белгородского филиала СГИ хватит, например, всего на изготовление двух полуминутных роликов и 20-30 их показов в семестр. При том, что всей остальной рекламой придется пожертвовать.
В области ценовой рекламы любое печатное издание также даст сто очков вперед телевидению хотя бы потому, что стоимость обучения на различных специальностях и в различных вузах, как правило, анализируется потребителем и ее необходимо в этот момент иметь под рукой, что в случае с телевизионной рекламой неудобно.
Информация о работе Маркетинг в Современном Гуманитарном университете