Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:14, контрольная работа
После перехода к рыночной экономике в Украине начал формироваться и рынок образовательных услуг. Вместе с развитием в стране обучающих структур и технологий происходит и эволюция маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей в данной сфере. Несмотря на то, что некоторые авторы полагают, что этот рынок существовал и в советскую эпоху, и даже выделяют в нем некоторые элементы маркетинга, все-таки говорить о системе подготовки и распределения специалистов в условиях командно-административной системы СССР как о рынке, конечно, нельзя.
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кременчугский институт
Кафедра
______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РОБОТА
по дисциплине
______________________________
Выполнил:
студент гр. МЗ – 32
Чирский А. Г.
Проверил (а):
_____________________
Результат проверки:____________
_________________________
Введение
После перехода к рыночной экономике в Украине начал формироваться и рынок образовательных услуг. Вместе с развитием в стране обучающих структур и технологий происходит и эволюция маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд, потребностей и запросов людей в данной сфере. Несмотря на то, что некоторые авторы полагают, что этот рынок существовал и в советскую эпоху, и даже выделяют в нем некоторые элементы маркетинга, все-таки говорить о системе подготовки и распределения специалистов в условиях командно-административной системы СССР как о рынке, конечно, нельзя. Особое значение имеет сектор услуг по предоставлению возможности получения высшего образования. Хотя на рынке образовательных услуг можно получить среднее профессиональное образование, пройти переподготовку или дополнительные курсы, все-таки, большинство авторов, рассматривая сферу образовательных услуг, обращают свое внимание, в первую очередь, на высшие учебные заведения. Данная работа также посвящена изучению этого сегмента рынка.
Необходимость настоящей работы обуславливается как недостаточной изученностью темы в целом и отдельных ее аспектов, так и еще неполной сформированностью рынка образовательных услуг в Белгороде, отсутствия у многих вузов (особенно, государственных) четкого представления о роли маркетинга, его однобокое понимание исключительно как рекламы. Наконец, желанием автора помочь рекомендациями в данной области Белгородскому филиалу Современного Гуманитарного Института.
Целью настоящей
работы выбрано исследование теоретических
и практических аспектов маркетинга
применительно к сфере
В данной работе сделана также попытка несколько исправить создавшееся положение, когда наблюдается явный перекос в активном использовании информационных технологий будущего в обучении (без которых дистанционное образование, например, просто не смогло бы существовать в современном виде) и почти полном их забвении во всем, что касается искусства изучения рынка и познания своих потребителей. А ведь именно информационные технологии являются главным неиспользуемым резервом в области маркетинга, поскольку все остальные схемы и средства уже давно эксплуатируются субъектами рынка образовательных услуг.
В качестве источников и литературы использовались монографии различных авторов и учебные пособия по курсу маркетинга, журналы "Альма Матер", "Высшее образование в России", "Дистанционное образование", газета "Вузовские вести", рекламные и информационные материалы белгородских вузов, ресурсы сети Интернет в области маркетинга и образования, а также материалы, предоставленные Белгородским филиалом Современного Гуманитарного Института.
Тема маркетинга на рынке образовательных услуг, несмотря на свою новизну, уже достаточно неплохо освещена в литературе. Связано это прежде всего с двумя факторами. Во-первых, основные теоретические положения маркетинга, как будет показано ниже, сохраняют свою силу и на рынке образовательных услуг, что упрощает их исследования, а, во-вторых, в условиях сокращающегося финансирования и усиления конкуренции в этой сфере, даже государственные вузы поняли важность позиционирования и продвижения своих услуг. Журналы "Высшее образование в России", "Alma Mater", "Дистанционное образование", ежемесячная газета "Вузовские вести" и другие периодически публикуют статьи об изыскании источников дополнительного финансирования, методические рекомендации и аналитические исследования в области маркетинга, ссылки на литературу и ресурсы компьютерной сети Интернет.
Так, например, В. Владимиров видит во внебюджетном финансировании один из выходов из системного кризиса высшего образования1 и указывает, что в настоящее время в России внебюджетные доходы, полученные, в том числе и при помощи активной маркетинговой политики составляют до 20% доходной части консолидированного бюджета вузов2.
В свою очередь, А. Андреев и Ю. Кузнецова рассматривают более конкретный вопрос о роли и месте подсистемы маркетинга в системе дистанционного образования. Авторы выделяют двенадцать элементов дидактической системы дистанционного образования по сравнению с канонической семиэлементной. Причем, если остальные новые элементы (нормативно-правовой, финансово-экономический, идентификационно-контрольный) присутствуют в той или иной степени детализации и в классической системе, то маркетинг, с точки зрения авторов, является принципиально новым элементом дистанционного образования. Кроме того, в работе отмечено, что маркетинг образовательного учреждения, в принципе, не отличается от маркетинга обычного промышленного предприятия, хотя и обладает некоторыми особенностями в практическом использовании.3
Схожую тему исследует и Н. Голдобин в статье "Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения". Несмотря на использование в статье не совсем общепринятого категориально-понятийного аппарата, автор данной работы полностью согласен в том, что главной задачей маркетинга на рынке образовательных услуг является оптимальное обеспечение вуза достойным контингентом студентов, а также решение вопросов трудоустройства закончивших учебное заведение.4
М. Рогов, в статье
"Мотивация учебной и
А. Ченцов в статье "О бизнесе образовательных услуг" исследует общие принципы и правила классификации регионов России с точки зрения привлекательности для поставщика образовательных услуг. В качестве критериев автор работы предлагает учитывать коэффициент соотношения среднегодовых доходов и затрат на образование, коэффициент концентрации населения региона, индекс опережения экономического роста региона, долю населения в возрасте до 30 лет в общей численности населения и некоторые другие факторы. Приводится также пример расчета привлекательности региона для филиала высшего учебного заведения.6
Авторы многих статей и даже монографий вполне справедливо обращают внимание на то, что маркетинг имеет первостепенное значение для развития сферы образовательных услуг, но нередко не приводят аналитических и цифровых выкладок, демонстрирующих состояние рынка, ограничиваясь лишь общими фразами и призывами. Рекомендации же которые они дают, как правило, применимы к любому виду услуг и часто в них не учитываются специфические особенности поведения основной целевой группы - молодежи. Так, например, журнал "Дистанционное образование" в каждом номере публикует не меньше двух-трех статей о применение мультимедийных информационных технологий в дистанционном обучении, что, несомненно, правильно. Но, при этом, единственная статья про особенности маркетинга в дистанционном обучении, опубликованная в №1 за 1999 год, не содержит и намека на применение современных технологий, что, с нашей точки зрения, неприемлемо для области, которая находится в авангарде прогресса.
Таким образом,
мы можем сделать вывод, что различные
аспекты данной темы продолжают разрабатываться
в научно-исследовательской литературе
по настоящее время и данной работой автор
вносит свой посильный вклад в изучение
организации маркетинга в сфере образовательных
услуг на примере Белгородского филиала
Современного Гуманитарного Института.
1.
Маркетинг образовательных
1.1. Теория и практика маркетинга в сфере образовательных услуг
Маркетинг образовательных услуг имеет свои особенности только в сфере практического применения, а все основные теоретические выкладки в нем не отличаются от маркетинга на любом рынке товаров или услуг.
Общепризнанный авторитет в данной области, Филипп Котлер, выделяет в качестве основных следующие понятия маркетинга: нужда, потребность, запрос, товар, обмен и рынок. Рассмотрим их применительно к предмету нашего исследования.
Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.7
Мотивы, которые движут людьми в современном обществе в стремлении повышать собственный образовательный уровень разнообразны. Но основным мотивом является стремлении к улучшению своего социального статуса и развития личности, поскольку те, кто имеют более высокий образовательный уровень, имеют и более высокие доходы и уровень жизни, то есть, обладают тем, к чему стремится большинство людей. Нужда в образовании проявляется в осознанном или неосознанном желании обучения.
Несмотря на то, что в России в переходный период нужда в образовании, особенно осознаваемая, несколько снизилась, так как далеко не всегда высокий образовательный уровень означает лучшее социальное положение, с подъемом экономики и закреплением в обществе либеральных ценностей такое положение будет меняться, и все большее количество людей будут стремиться получить высшее образование.
Следующая рассматриваемая категория - это потребность.
Потребность определяется как нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.8
В нашем случае, потребность - это объективный и понимаемый человеком недостаток знаний, умений и навыков его в какой-либо области. Проявление потребности в образовании является желание человека получить качественно новый уровень образования или получить какую-либо дополнительную квалификацию, в которой данный человек субъективно или объективно нуждается.
Потребности людей безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены, поэтому человек будет выбирать те товары и услуги, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его возможностей.
Запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.9
В случае с образовательными
услугами можно выделить две группы
издержек, которые несет потребитель
- финансовые и временные. К финансовым
издержкам относят те затраты, которые
несет потребитель
С понятием запроса
неразрывно связано понятие товара,
которое Котлер определяет как все,
что может удовлетворить
Товаром на рынке образовательных услуг являются знания, умения и навыки, предлагаемые субъектами этого рынка (вузами, частными преподавателями, училищами, колледжами и т.п.). Сделки между предлагающими услуги в сфере образования и их потребителями осуществляются посредством обмена, который понимается как акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.11
Очевидно, что в настоящее время сделки осуществляются следующим образом: продавец образовательной услуги обучает чему-либо потребителя и подкрепляет полученное образование дипломом, свидетельством, аттестатом, а потребитель вносит плату за обучение, либо за него это делает кто-то еще, например, государство.
Сделки совершаются
на рынке, который раскрывается как
совокупность существующих и потенциальных
покупателей и продавцов товара.12
Рынок образовательных
услуг, в этом случае, предстает как
совокупность людей, которые имеют
или будут иметь в будущем
потребность в получении
Рынок услуг в области высшего образования имеет также свои особенности, которые важно понимать для правильного практического применения маркетинга. К ним, в частности, относятся:
Длительный характер услуг. Получение первого высшего образования по различным специальностям может занимать от 4 до 6 лет. Так, например, в Современном Гуманитарном Университете, получение первого высшего образования на дневном отделении занимает четыре, а на заочном - пять лет. Получение второго высшего образования - два года.13
Информация о работе Маркетинг в Современном Гуманитарном университете