Маркетинг в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:17, дипломная работа

Описание работы

С каждым годом российская туристическая индустрия все более активно включается в мировой рынок. Развитие туризма как никакая другая отрасль экономики стимулирует создание рабочих мест и развитие малого бизнеса, перераспределяет ресурсы между странами, оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, сфера услуг, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики РФ и Дальнего Востока

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...4

1.ТУРИЗМ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ……………...6
Индустрия туризма и ее развитие в современных условиях………..6
Технология индустрии туризма……………………………………...12


2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ………………………………20
2.1. Понятие и роль маркетинга в туризме……………………………...20
2.2. Туристский спрос, его особенности и прогнозирование ………….21
2.3. Рыночный риск и проблемы в туризме……………………………..24
2.4. Сегментация туристских рынков.…………………………………...27
2.5. Прогнозирование спроса на туристские услуги……………………28
2.6. Методы продвижения туристического продукта…………………..28
2.7. Стратегические решения по продвижению турпродукта………….32
2.8. Методы планирования и продвижения турпродукта……………....35
2.9. Процесс планирования продвижения туристического продукта….37
2.10.Измерение эффективности продвижения и контроль……………..42


3. ПЛАН МАРКЕТИНГА ДЛЯ МАЛОЙ ТУРФИРМЫ НА ПРИМЕРЕ
ООО “АКФА-СЕРВИС”…………………………………………….….……….43
3.1. Анализ текущей маркетинговой ситуации…………………………..43
3.2. Цели продвижения турпродукта……………………………………...49
3.3. Выбор целевого сегмента……………………………………………..51
3.4. Планирование средств рекламы.…………………………………….52
3.5. Поддержка продаж..……….…………………………………………..56
3.6. Связи с общественностью..…………………………………………...60
3.7. Оценка эффективности и контроль.………………………………….62


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....66

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

дипломная.rtf

— 854.38 Кб (Скачать)

Эффективность продвижения и эффективность коммуникации нельзя

выразить в абсолютных  показателях. По этой причине исследовательская программа должна быть разработана таким образом, что было возможно измерить те трансформации, которые произошли в данный период времени и являются результатом продвижения.

Другими словами, для измерения эффективности необходимо учитывать временные характеристики. Основные параметры - измерения до начала кампании по продвижению, во время и после завершения кампании. Обзоры до начала и после окончания кампании не всегда приносят достаточную информацию. По этой причине желательно планировать ряд подобных обзоров до начала компании, в ее разгар и после ее завершения.  

 

   3. ПЛАН МАРКЕТИНГА ДЛЯ МАЛОЙ ТУРФИРМЫ  Г. ХАБАРОВСКА НА ПРИМЕРЕ ООО “АКФА-СЕРВИС”

3.1. Анализ текущей маркетинговой ситуации.

Согласно данным администрации Хабаровского края (отдел по туризму Комитета по экономике)  на 01.05.00 число турфирм, функционирующих в Хабаровске,  превышает 120.  Почти 95 % из них составляют фирмы с численностью персонала менее десяти человек. Соответственно, большинство турфирм Хабаровска обладают весьма ограниченными внутренними ресурсами и не могут позволить себе организацию собственных маршрутов и чартерных рейсов.

Многие компании успешно функционируют на хабаровском рынке уже в течении нескольких лет. Туристическая компания ''Акфа-сервис'', например, была создана чуть более пяти лет назад, как и большая часть её конкурентов. Около 93 % всех хабаровских турфирм были созданы в период с 1994 по 1997гг., однако, на одном рынке с ними работает такой гигант, как ''Интурист'', образ которого формировался не один десяток лет.

Их основная работа сводится к комплектованию групп для больших компаний или зарубежных партнеров на комиссионных условиях. Причем, количество выезжающих постоянно растет и ежегодный прирост составляет в среднем 10-15% в год.  Точные данные приведены в таблице 1.

 Данные, представленные в таблице, нельзя считать объективными, так как они были получены отделом по туризму непосредственно от туристических компаний Хабаровского края (данные предоставили 70% компаний), а те, в свою очередь, очень редко дают точные данные по минимум двум причинам:

  • боятся, что эти данные попадут в налоговую инспекцию (как правило, турфирмы указывают в документах бухгалтерского учета только 30-50% своей деятельности и своих доходов). Все эти данные пришлось корректировать, учитывая количество чартеров (в случае с Таиландом и Малайзией), а также данные по некоторым турфирмам, полученные из иных источников.
  • зачастую компании просто не в состоянии посчитать количество туристов, прошедших через компанию, потому что они не ведут никакой статистики и

отчетности.

 

 

 

 

Таблица 1.3. Выезд туристов за рубеж через турфирмы Хабаровского края за 1997-1998гг.8

 

 

Страна
1997г.
1998г.
% изменение
Япония
1991
1782
-10,5
Корея
7813
4027
-48,46
Турция
718
503
-29,94
Китай
42417
55459
30,75
Таиланд
3170
3208
1,2
США
1396
1415
1,36
Сингапур
613
567
-7,5
Италия
105
116
10,48
Австралия
57
24
-57,89
Болгария
6
30
400
Греция
120
151
25,83
Англия
20
13
-35
Малайзия
185
113
-38,92
Гонконг
10
23
130
Франция
51
22
-56,86
Индонезия
119
73
-38,66
Филиппины
11
33
200
Испания
85
234
175,29
Германия
20
15
-25
Другие страны
278
430
54,68
ИТОГО
59185
68238
15,3

 

Теоретически, такие данные можно узнать по корешкам проходных кассовых ордеров, а также по отрывным талон туристских путевок. Но, как известно, некоторые компании до сих пор не имеют туристских путевок, а те, которые выписывают их, делают это только по требованию клиентов (которые тоже не всегда требуют свои путевки).

 

В настоящее время туристический рынок в Хабаровске всё ещё находится на стадии становления. На это указывают  такие тенденции, наблюдаемые на рынке, как:

  1. Постоянный рост количества турфирм, работающих на данном рынке.
  2. Как следствие, ужесточение конкуренции, деление фирм на специализированные (работающие на одном тур направлении) и универсальные
  3. Увеличение количества предлагаемых услуг. Появились такие дополнительные услуги, как страхование клиентов и багажа, предоставление индивидуальных гидов и переводчиков, и т.д.
  4. Постепенное выравнивание цен на однородные услуги, оказываемые различными фирмами (этому значительно способствовало принятие долларового эквивалента при оплате турпродукта).
  5. Изменение потребительского поведения ввиду повышение информированности потребителей, полученного опыта пользования турпродуктом, расширение возможностей выбора альтернатив турпродукта и т.д.

Помимо вышеуказанных тенденций, наблюдается также непрерывное изменение

географической направленности туров. Это явление характерно для туристического рынка в любой стадии его развития и зависит от множества различных факторов - моды, потребительских предпочтений, стоимости авиабилетов, условий получения виз и т.д.

Не смотря на широту географического охвата туров, предлагаемых турфирмами

Хабаровска, и постоянное изменение географической направленности каждой из фирм, необходимо отметить, что, к сожалению, большинство фирм предлагают одинаковый выбор стран и даже не пытаются как-то позиционировать свой продукт.

Наиболее посещаемыми станами остаются Китай (не только шоп-туры, но

и отдых, лечение), Корея (в основном детский отдых),Таиланд (экзотический отдых). Причем количество туров в Китай неуклонно растет. Это связанно с тем, что с постепенным развитием азиатского региона улучшилось качество отдыха в этих странах. В Китае построено множество гостиниц (особенно в близком нам городе Харбине), все более профессиональными стали работники  туристических компаний Китая. Среди причин растущей популярности Китая можно назвать:

  • низкая стоимость туров (от 300 до 1500 долларов - лечение, отдых)
  • приемлемое качество обслуживания
  • большие возможности для шоппинга
  • небольшое расстояние от Хабаровска (время в пути до Харбина составляет всего 1 час)
  • наличие удобных авиа и ж/д рейсов из Хабаровска.

Фирма ''Акфа-сервис'', например, ввиду популярности китайского направления туров, выделила для работы на этом направлении отдельный штат сотрудников и фактически разделила турфирму на два офиса, один из которых занимается исключительно Китаем, а другой - всеми остальными направлениями. При этом, оценивая

работу фирмы на рынке, можно с уверенностью сказать, что по шоп-турам в Китай фирма  заняла почти 40%рынка, тогда как  по другим направлениям она едва ли занимает 8% рынка. Замечу, что все больше людей предпочитает приезжать в Китай на отдых и лечение в Харбин, Пекин, Далянь, еще больше увеличится поток туристов в Гуоньчжоу в связи с открытием прямого рейса из Хабаровска. Диаграмма 1. демонстрирует популярность стран в процентном соотношении согласно информации, предоставленной фирмой ''Акфа-сервис''.

 

Диаграмма 1. Структура выездного потока по странам.

 

 

  

Помимо перечисленных, ООО''Акфа-сервис'' предлагает туры в Малайзию, Индонезию (о.Бали), Сингапур, Испанию (в том числе Канарские острова), Египет, Кипр, Францию, Австрию и т.д.

Учитывая разделение специализации фирмы на два направления, сотрудники фирмы разделяют по тому же признаку своих конкурентов. По китайскому направлению своими основными конкурентами они называют фирмы ''Старый город'' и ''Дальневосточную компанию путешествий'', по другим направлениям - фирмы ''Вояж'',  ''Интервизит'', ''Интурист''. Однако, с моей точки зрения, называть конкурентом маленькой хабаровской фирмы такого гиганта туриндустрии, как ''Интурист'' нельзя. При этом можно назвать не менее двадцати хабаровских турфирм, работающих на тех же тур направлениях и тех же сегментах рынка, и расположенных в том же районе города.

Партнерами фирмы являются московские и зарубежные туроператоры, причем поиск партнеров осуществляется через интернет, средства массовой информации, личные контакты. Значительная часть контактов устанавливается на туристических выставках. Суть партнерства в данном случае заключается в том, что тур услугу  оказывает именно туроператор, а турфирма является лишь посредником между потребителем и партнером. 

Все турфирмы Хабаровска предоставляют примерно одинаковый набор услуг:

  • выбор вида туризма и места отдыха (маршрута),
  • определение продолжительности поездки,
  • выбор категории отеля,
  • выбор тайлера (т.е. средства доставки туристов до места пребывания),
  • организация культурной программы,
  • установление цены с учетом скидок. 

    В качестве вспомогательных услуг предлагаются:

  • визовая поддержка,
  • оформление авиабилетов и багажа,
  • доставка до тайлера,
  • страхование.

 

Турфирмы Хабаровска предлагают почти все виды туров (кроме паломнических), но наиболее популярными среди них являются шоп-туры, деловые поездки и отдых за рубежом, что хорошо заметно в таблице 2.

 

Таблица 2.3.  Количество туристов выездного потока по видам туров9

 

Виды туров
1998 год, чел
1999 год, чел
% изменение
шоп-туризм
40489
48482
19,74
деловые, отдых
17800
18817
5,71
изучение языка
371
386
4,04
лечение
525
553
5,33
Всего
59185
68238
23,65

 

 

Самый большой прирост произошел по категории “Шоп-туры”. Это объясняется опять же увеличением количества катеров, которые работают на направлении Хабаровск-Фуюань. Ежедневно на таких катерах в Китай отправляются 1000-1500 человек. Также увеличилось количество туристов в категории “Деловые туры, отдых, экскурсии”. Наибольший прирост в этой категории составили туристы, выехавшие в Китай и Ю. Корею.Тот факт, что шоп-туризм занимает ведущую роль в выездном туризме Дальнем Востока с точки зрения государства и края это явление крайне нежелательно, так как шоп-туристы вывозят капитал за границу (в нашем случае в Китай, Корею, Японию, Турция и Италию). Причем, как правило, эти суммы составляют от 2 до 200 тысяч долларов. По самым скромным предположениям, шоп-туристы только из Китая вывозят 200 тонн груза10.

Информация о работе Маркетинг в сфере туризма