Маркетинг в некоммерческих организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение маркетинга в некоммерческих организациях. В частности, они выражаются в своеобразии проявления таких категорий и понятий, как некоммерческий продукт, некоммерческий обмен, некоммерческий субъект. Актуальность данной темы заключается в изучении теоретических основ и практическое воплощение изученного материала в конкретном производстве.

Содержание

Ведение
1. Теоретические основы маркетинга в некоммерческих организациях……………………………………………….............5
2. Внутренняя и внешняя среда функционирования Цивильского РАЙПО…………………………………………………………….10
3. Оценка состояния маркетинга Цивильского РАЙПО………..19
4. Пути совершенствования маркетинговой деятельности в некоммерческих организациях…………………………………...26
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

1 Теоретические основы маркетинга в некоммерческих организациях.docx

— 98.30 Кб (Скачать)

Содержание.

Ведение

  1. Теоретические основы маркетинга в некоммерческих организациях……………………………………………….............5
  2. Внутренняя  и внешняя среда функционирования Цивильского РАЙПО…………………………………………………………….10
  3. Оценка состояния маркетинга Цивильского РАЙПО………..19
  4. Пути совершенствования маркетинговой деятельности в некоммерческих организациях…………………………………...26

Заключение 

Список использованной литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Маркетинг - это система теоретических  принципов и практических методов  управления деятельностью в условиях рынка, ориентирующая организацию  на достижение максимального эффекта  при помощи наиболее полного удовлетворения потребностей ее клиентов лучшими, чем  у конкурентов способами. Сущность маркетинга заключается в выявлении  потребностей, в ориентации деятельности на эти потребности, которая осуществляется посредством обмена, оказания различного рода услуг и достижении специфических  целей организации.

Цели маркетинга предопределяются его сущностью. Одна из целей - эффективность. Любая фирма, функционирующая в  условиях рыночной экономики, должна действовать  с предельной отдачей, то есть стремиться к достижению наибольшего результата с минимальной затратой ресурсов и усилий. Эффективная деятельность является условием самосохранения организации  в конкурентной среде. Для некоммерческой фирмы критерием эффективности  является удовлетворение общественных интересов.

Целью данной курсовой работы является изучение маркетинга в некоммерческих организациях. В частности, они выражаются в своеобразии проявления таких категорий и понятий, как некоммерческий продукт, некоммерческий обмен, некоммерческий субъект. Актуальность данной темы заключается в изучении теоретических основ и практическое воплощение изученного материала в конкретном производстве. 

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы маркетинга в некоммерческих организациях;
  2. рассмотреть внешнюю и внутреннюю среду функционирования  Цивильского РАЙПО;
  3. проанализировать экономическое состояние и выявить оценку состояния маркетинга в Цивильском РАЙПО;
  4. разработать предложения по его развитию.

Объектом  исследования является Цивильское районное потребительское общество Чувашской Республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы маркетинга в некоммерческих организациях.

В настоящее  время маркетинговая деятельность имеет решающее значение для развития различных организаций, в том  числе и некоммерческих. Управление маркетинговой деятельностью некоммерческих организаций имеет большую экономическую  и социальную значимость, так как  способствует повышению эффективности  решения широкого круга первостепенных для общества проблем. Результаты этой деятельности призваны удовлетворять  определенные общественные потребности, и могут быть доведены до потребителя  посредством передачи и некоммерческого  обмена информацией, сотрудничеством, доверием, уважением и поддержкой. Поэтому, маркетинговая деятельность играет определяющую роль в обеспечении  связи предприятия с рынком. Однако вопросам маркетинга в этой области  уделяется недостаточно внимания, и  лишь отдельные некоммерческие организации  определяют необходимость использования  маркетингового подхода как одного из важных факторов их эффективной  деятельности. В связи с этим, актуальность проблемы исследования маркетинговой  деятельности некоммерческой организации, ее сущности, роли и специфических  особенностей является обоснованной.

Значение  маркетинговой деятельности для  некоммерческих организаций в XXI веке возрастает благодаря приобретающей  интенсивность передаче государственных  программ в частный сектор, росту  волонтерского движения и сокращению поддержки из традиционных источников. Наблюдается ускоренное развитие некоммерческого  сектора в мировом масштабе и  все более активное внимание к  проблемам использования стратегий  и тактик маркетинговой деятельности некоммерческих организаций.

Возросшая конкуренция за источники финансирования, поиск потребителей некоммерческими  организациями обуславливают изменение  стратегии их деятельности. Большую  актуальность для некоммерческих организаций  приобретают задачи маркетинга в области продвижения проектов, формирования репутации, привлечения источников финансирования и другие. Применение маркетинга позволяет некоммерческой организации избежать зависимости от ситуации на рынке, наиболее полно реализовать уставные цели, обеспечить финансовую поддержку. Маркетинговые исследования становятся основой для принятия некоммерческими организациями многих стратегических решений.

На  наш взгляд, маркетинговая деятельность в некоммерческой организации –  это деятельность, которая не ставит основной своей целью получение  прибыли и направлена на повышение  эффективности функционирования некоммерческой организации за счет привлечения  экономических ресурсов необходимых  для ее обеспечения. Это может  быть маркетинговая политика по привлечению  целевых средств, новых участников организации, добровольцев. Результаты этой деятельности призваны удовлетворять  определенные общественные потребности, и могут быть доведены до потребителя  посредством передачи (некоммерческого  обмена), о чём свидетельствует  ответная позитивная реакция общества на результаты деятельности некоммерческой организации.

Важно отметить, несмотря на то, что в маркетинге некоммерческих организаций интенсивно используются концепции коммерческого  маркетинга, маркетинговая деятельность этого специфического сектора сложнее  и имеет свои специфические особенности. Американский экономист Майкл Ротшильд выделяет следующие специфические  особенности маркетинговой деятельности некоммерческой организации:

  • Для специалистов по маркетингу некоммерческих организаций обычно в очень ограниченном объеме доступны качественные вторичные сведения об особенностях клиентов, их поведении, предпочтениях, образе мышления и мнениях по сравнению с информацией, находящейся у специалистов по маркетингу коммерческих организаций.
  • Трудность получения от клиентов некоммерческих организаций достоверных исследовательских данных, которые могли бы являться основой для принятия маркетинговых решений.
  • В коммерческом секторе организации часто возможно модифицировать предложение таким образом, чтобы оно максимально полно удовлетворяло нужды и ожидания потребителей, а в некоммерческом секторе такая возможность затруднительна.
  • Поскольку сферы деятельности, в которых работают некоммерческие организации, непосредственно связаны со сложным комплексом поведенческих схем и отношений, они должны снабжать потребителей большими объемами информации.
  • Поскольку многие перемены, проводимые с помощью маркетинговых программ некоммерческих организаций, имеют за собой неизмеряемые социальные и психологические преимущества, часто бывает трудно представить эти предложения в средствах массовой информации.
  • Некоммерческие организации и потребители, которые вносят собственный вклад в деятельность некоммерческого сектора в качестве времени и финансовых средств, осуществляют свою деятельность и решают стоящие перед ними задачи, особенно соблюдая моральные и этические нормы. Некоммерческие организации обязаны придерживаться в этом максимально высоких стандартов.

Другие  авторы выделяют еще несколько особенностей маркетинговой деятельности в некоммерческом секторе. Если в коммерческой организации  показателем успешной маркетинговой  деятельности может являться получаемая прибыль, то для некоммерческой организации  такой показатель не является способом оценки эффективности деятельности. Эффективность некоммерческих организаций  определяется «общественной выгодой».

Сущность маркетинга заключается в выявлении потребности  (их изучении, формировании, воздействия на них), в ориентации деятельности на  удовлетворение этих потребностей, которое осуществляется посредством обмена (через рынок), и в достижении таким путём специфических целей организации.

Сфера некоммерческой деятельности существует в любой стране. Не зависимо от государственного устройства, политической системы, организации экономики  в каждой стране действуют институты  государственной власти и управления, силовые структуры, религиозные  концессии, общественные организации  и т.д. Все они должны быть заинтересованы в том, чтобы результаты их деятельности находили позитивный отклик в обществе, поскольку только в этом случае они оправдывают своё существование и по праву могут рассчитывать на финансирование из средств государственного бюджета, взносов учредителей, спонсорской помощи, средств меценатов и других жертвователей. В зависимости от институтов гражданского общества, рыночной экономики в том или ином состоянии находятся конкуренция в некоммерческой сфере , порождающая проблему сбыта результатов деятельности различных некоммерческих субъектов. Интенсивность такой конкуренции изменяется в пределах от естественной монополистической  в области государственной  власти и управления  до острой в области политики, медицины и образования. Многолетняя практика маркетинговой деятельности убедительно доказывает, что в конкурентной среде только использование концепции маркетинга позволяет рынка наиболее эффективно решать проблему сбыта их продуктов. Такая концепция необходима не только для коммерческой, но и для некоммерческой сферы деятельности, обладающими весьма существенными особенностями. В частности, они выражаются в своеобразии проявлении таких категорий и понятий, как некоммерческий продукт, некоммерческий обмен, некоммерческий субъект, социальный эффект деятельности и др.

В отличии от коммерческих компаний некоммерческие организации  не стремятся к получению прибыли  и имеют нефинансовые цели и задачи.

Таким образом, маркетинговая деятельность становится активным элементом политики не только коммерческих, но и некоммерческих организаций. В некоммерческом секторе  маркетинговую деятельность осуществляют организации, заинтересованные в реализации их уставных целей, завоевании доверия  у потребителей, общественности, инвесторов, а также в эффективной конкурентной борьбе с коммерческим сектором за источники доходов и интересы потребителей.

Общественная  значимость и ценность некоммерческого  маркетинга определяется тем, что он способствует наиболее полному и  эффективному удовлетворению таких  первостепенных потребностей общества, как потребность в самосознании и самореализации, потребность в  реализации гражданских прав и свобод, потребность в безопасности, потребность  в здравоохранении, образовании  и социальной защищенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Внешняя  и внутренняя среда Цивильского  РАЙПО

   Цивильское  районное потребительское общество  – добровольное объединение граждан и юридических лиц - созданное по территориальному признаку на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

   Цивильское  районное потребительское общество  в своей деятельности руководствуется  Гражданским кодексом Российской  Федерации, Законом Российской  Федерации «о потребительской  кооперации (потребительских обществах,  их союзах) в Российской Федерации», Устава потребительского общества;  Устава Чувашского республиканского  потребсоюза,    а также договоров  между ними.

В рамках выполнения Закона Чувашской  Республики «О государственной поддержке  и стимулировании деятельности потребительской  кооперации в Чувашской Республике»1 районным потребительским обществом принимаются меры по развитию материально-технической базы, стабилизации финансовой устойчивости предприятий, выполнению социально-ориентированной функции по удовлетворению интересов и запросов сельского населения в торговом обслуживании, предоставлении услуг в заготовительных и производственных сферах.

Экономическую работу в Цивильском райпо осуществляет финансово-экономический отдел, основная цель деятельности которого сводится к тому, чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятия путем повышения эффективности и рентабельности его хозяйственной деятельности.

Экономическая работа на предприятии  осуществляется специалистами в  области бухгалтерского учета, анализа, маркетинга

В настоящее время отдел  маркетинга в Цивильском райпо отсутствует. Все функции отдела маркетинга выполняет  торговый отдел: расширяет рынки  сбыта, изыскивает новых поставщиков, содействует налаживанию их контактов, организует рекламу и стимулирование сбыта продукции. 
В процессе маркетинговой деятельности Цивильское райпо должно тщательно и всесторонне изучать рынок, спрос, вкусы и потребности и ориентировать производство на эти требования, обеспечивать адресность выпускаемой продукции. Очень важно также оказывать активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Сегодня районное потребительское  общество по своим объемам является одним из крупных потребительских обществ Чувашского роспотребсоюза.

По системе Чувашпотребсоюза на 2 месте по объему розничной торговли, на 7 месте по обороту общественного  питания,  по выпечке хлеба - на 3 месте, по выработке кондитерских изделий  – на 1.

Информация о работе Маркетинг в некоммерческих организациях