Маркетинг в банковской сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы изучение специфики маркетинга в банковской сфере и перспектив его развития.

Специфика банковского маркетинга предопределяется особенностями банковского продукта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность маркетинга в банке
Сущность, функции и роль банков……………………………...5
Основные концепции маркетинга………………………………9
Особенности банковского маркетинга
Специфика банковского маркетинга…………………………..11
Основные цели, задачи и принципы банковского маркетинга………………………………………………………19
Маркетинговые исследования и информация в банке……….24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 52.81 Кб (Скачать)

     Подобный  подход к сбору маркетинговой  информации значительно ускоряет весь процесс маркетингового исследования в банке. Между появлением информации и ее обработкой проходит значительно  меньше времени, чем, если бы этот процесс  проходил с помощью обычных методов. Такая оперативность позволяет  банку быстрее реагировать на изменение внешней среды, вносить  изменения в свою деятельность, разрабатывать  новые услуги, которые бы полнее удовлетворяли потребности клиентов.

     Особую  роль для детального анализа рынка  имеет его сегментация. В основе сегментации рынка лежит характер банковских услуг (кредитные, операционные, инвестиционные и прочие), и клиентурный  признак (юридические и физические лица, корпорации, банки-корреспонденты, государственные органы). На практике применяется также географическая, демографическая, психокультурная  и поведенческая сегментации.

     В качестве объектов географической сегментации  выступают территориальные образования, экономические районы, административные единицы страны, города и микрорайоны  городов. Банк обычно концентрирует  свое внимание , в первую очередь, на ближайшие рынки.

     Демографическая сегментация основывается на социально-профессиональном делении населения, на делении по возрасту, по доходам, по семейному  положению и т.д. Банк выявляет интересующие его группы населения и работает с ними для максимального привлечения  вкладов, оптимального размещения кредитов. Такого рода сегментация немалое  значение в связи с непропорциональным разделением по доходам работников различных отраслей народного хозяйства (энергетика и образование, медицина).

     Поведенческая сегментация проводится на основе изучения досье, имеющегося в банке на каждого  клиента. При этом определяется состояние  счета и характер операций, осуществляемых банком. По своему поведению население  может классифицироваться следующим  образом: люди, живущие сегодняшним  днем; авантюристы; реалисты, недостаточно активные, однако относящиеся с уважением  к материальным ценностям; лица, думающие о будущем; очень осторожные люди. Эту информацию можно получить, анализируя оборот по счетам клиентов.

     Сегментация открывает возможность:

  • более точно оценить целевой рынок с точки зрения потребностей клиентов;
  • выявить преимущества или недостатки деятельности банка в освоении конкретного рынка;
  • более отчетливо поставить цели и прогнозировать реальность успешного осуществления маркетинговой программы.

     Для проведения сегментации требуется  соблюдение следующих условий:

  • сегмент должен быть достаточно весомым, чтобы были оправданы операционные расходы банка, связанные с проведением кампании по продвижению новых услуг на рынок.
  • ответная реакция на действия банка группы людей или компаний, выбранных в качестве целевого рынка, должна выгодно отличаться от реакции других сегментов.

     В клиентурном рынке обычно выделяют пять сегментов:

  1. Юридические и физические лица, открывающие счета в банке.
  2. Корпорации, финансово-промышленные группы.
  3. Банки-корреспонденты.
  4. Правительственные и муниципальные органы (рынок государственных долговых облигаций).
  5. Юридические и физические лица как учредители доверительного управления имуществом.

     После сегментации рынка банковских услуг  банк проводит позиционирование своей  услуги в определенном сегменте рынка.

     В результате сбора маркетинговой  информации отдел маркетинга банка  подготавливается к анализу ситуации на рынке. Для проведения анализа  отдел маркетинга может использовать самые современные средства исследования рынка, которые есть в распоряжении банка. Те банки, которые проводят на рынке активную политику, направленную на выживание, комплектуют свои аналитические  отделы по последнему слову техники.

     Итак, для конкурентоспособного функционирования банка на рынке он должен предоставлять  клиентам наиболее выгодный набор услуг. В связи с этим банк должен постоянно  проводить изучение рынка банковских услуг: собирать, накапливать и анализировать  информацию, используя самые современные  технические средства.

     Все вышеизложенное позволяет нам сказать  о стремлении банков максимизировать  свою прибыль. Для этого банки  исследуют рынок, используя все  возможные, а в некоторых случаях  даже не возможные, технологии. Затем  выбирают для себя наиболее выгодный набор уже существующих банковских продуктов (услуг) или разрабатывают  новые виды банковских услуг для  привлечения клиентов. Получение  прибыли банком во многом зависит  от маркетинговой стратегии банка.

 

      Заключение. 

     Банковский маркетинг можно определить как поиск наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Процесс этот предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.

     Реальный  банковский маркетинг может развиваться, если банки будут прежде всего  учитывать общепринятые методы маркетинга, связанные с кредитными вложениями в промышленность и другие сферы  экономики.

     В рамках маркетинга в банке реализуются  следующие принципы:

  1. Направленность действий всех банковских работников на достижение конкретных рыночных целей.
  2. Комплексность процесса функционирования маркетинга (маркетинговая информация, планирование, организация и контроль).
  3. Единство стратегического и оперативного планирования маркетинга.
  4. Разносторонне и масштабное стимулирование творческой активности и инициативы каждого работника банка.
  5. Обеспечение заинтересованности каждого работника в постоянном повышении своей квалификации.
  6. Создание благоприятного психологического климата в коллективе банка.

     Основными задачами банковского маркетинга можно  назвать:

  1. Обеспечение рентабельной работы банка в постоянно изменяющихся условиях денежного рынка.
  2. Повышение ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержание общественного имиджа банка.
  3. Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банком. Это создает условия для устойчивости деловых отношений.
  4. Поиск новых потребностей в банковских услугах. Проведение маркетинговых исследований.
  5. Привлечение в банк новых клиентов. Поддержание и развитие имиджа банка как надежной, ориентированной на потребности клиента организации.

     На  основе изученных теоретических  и аналитических материалов, можно  сделать вывод, что без проведения маркетинговых исследований банк не сможет правильно выбрать необходимый  продукт, для него — «тот самый  круг клиентуры», не сможет выйти и  завоевать рынок прочно и навсегда и вообще может в скором времени  потерпеть крах.

     Таким образом, маркетинг рыночная концепция управления деятельностью банка, направленная на изучение рынка и экономической конъюнктуры, конкретных запросов клиентуры и ориентации на них предлагаемых услуг.

 

      Список использованной литературы: 

  1. Котлер  Ф. «Основы маркетинга», М., 1998.
  2. http://konspekts.ru/dengi-kredit-banki/marketing-v-banke/
  3. Кушков Л.М. «Экономическая теория», М., 2004.
  4. http://market-pages.ru/bankmark/4.html
  5. Базылев Н.И. «Экономическая теория», М., 2004.
  6. Колесников А.И. «Банковское дело», М.,2000.
  7. Севрук В.Т. «Банковский маркетинг», М., 2004.
  8. Уткин Э.А. «Банковский маркетинг», М., 1994.
  9. Экономика/ Под ред. Булатова А.С., М., 2000.
  10. http://www.bibliotekar.ru/biznes-14/4.htm

Информация о работе Маркетинг в банковской сфере