Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы изучение специфики маркетинга в банковской сфере и перспектив его развития.
Специфика банковского маркетинга предопределяется особенностями банковского продукта.
Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность маркетинга в банке
Сущность, функции и роль банков……………………………...5
Основные концепции маркетинга………………………………9
Особенности банковского маркетинга
Специфика банковского маркетинга…………………………..11
Основные цели, задачи и принципы банковского маркетинга………………………………………………………19
Маркетинговые исследования и информация в банке……….24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30
В
80–е годы на Западе возникло понятие
стратегического маркетинга. Стратегическая
концепция маркетинга означает смещение
акцента с потребителя (клиента)
или продукта на внешнее окружение
фирмы. Всестороннее знание потребителей
становится недостаточным. Чтобы достичь
успеха, маркетолог должен знать потребителя
в контексте, который включает конкуренцию,
правительственную политику и регулирование,
более широкие экономические, политические
и социальные факторы макросреды,
которые и определяют эволюцию рынка
и маркетинга.
2.1. Специфика банковского маркетинга.
Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены, прежде всего, спецификой банковской продукции: продукта, услуги или операции, совершённая банком.
При
организации маркетинговой
• неосязаемость услуг, их абстрактный характер;
• непостоянство качества услуг и неотделимость услуг от квалификации людей, их представляющих;
• несохраняемость услуг.
Неосязаемость услуг означает невозможность материального их ощущения, увидеть и оценить их до момента получения результатов их предоставления.
Непостоянство качества и неотделимость услуг от квалификации людей требует постоянного обучения персонала. Служащие банка должны знать не только технику банковского дела, но и психологию общения людей. Важное значение имеют интерьер банка, освещение, офисная мебель и стиль, цветы и другие внешние элементы, создающие дополнительное качество оказываемых банком услуг.
Несохраняемость
услуг предполагает наличие действующего
механизма выравнивания спроса и предложения.
Услуги не хранятся как товары. Поэтому
в периоды пикового спроса важно заранее
планировать мероприятия банка по предотвращению
очередей; привлекать дополнительных
работников из других отделов; стимулировать
обращение в банк в другое время; скрашивать
ожидание дополнительными услугами и
т.д.
Под термином "банковская продукция" подразумевается любая услуга или операция, совершенная банком.
Банковский
продукт имеет ряд
Во-первых , оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах (наличные, безналичные деньги и расчеты).
Во-вторых
, нематериальные банковские услуги приобретают
зримые черты посредством
В-третьих , большинство банковских услуг имеет протяженность во времени: сделка, как правило, не ограничивается однократным актом, устанавливаются более или менее продолжительные связи клиента с банком. Отмеченные особенности банковского продукта оказывают влияние на маркетинг в банке.
Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение эффективности, концепция, продажа услуг, исследования рынка, кадровая политика и др.
Банк может оказывать, например, такие услуги:
• консультации по вопросам бухгалтерского учета, банковских операций, инвестиционной деятельности, операций с ценными бумагами, валютой и т. д.;
• услуги по работе с наличными деньгами, перерасчет денег, подготовка денег в разменном варианте для выплаты зарплаты, обмен поврежденных денежных знаков, предоставление в аренду технических средств по обслуживанию операций с наличными деньгами;
• работа с кредитными карточками и дорожными чеками;
• инвестиционносправочные услуги;
• аудиторские услуги;
• факторинговые услуги;
• лизинговые операции;
• прием поручительства и выдача гарантий для третьих лиц;
• хранение, перевозка ценностей;
• проведение бесплатных семинаров для клиентов банка;
• коммунальные платежи;
• страхование жизни и здоровья вкладчиков на сумму депозита;
• бесплатный консалтинг по экономическим и юридическим вопросам и другие дополнительные услуги.
Реализация товаров и услуг - важнейшая задача в деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Без этого бизнес обречен на неудачу. Банковское дело не представляет в этом исключения. Целью политики руководства банка и деятельности всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка, рост получаемой прибыли. Отсюда огромное значение маркетинговой работы банка, содержание и цели которой существенно изменяются в последнее время под влиянием резко усиливающейся конкуренции на финансовых рынках и модифицируемых отношений между банками и их клиентурой.
Маркетинг
- это стратегия и философия
банка, требующая тщательной подготовки,
глубокого и всестороннего
В рамках современного маркетинга меняются отношения банка и клиента. Если ранее банк предлагал вкладчикам и заемщикам стандартный набор банковских продуктов, то сейчас он вынужден постоянно разрабатывать новые виды услуг, которые адресованы конкретным группам клиентов - крупным фирмам, мелким предприятиям, отдельным категориям физических лиц и т.д. Единственным критерием в работе банка становятся реальные потребности клиентов. Если на данную банковскую услугу не имеется спроса, ее вообще не следует предлагать, а тем более - навязывать потребителям.
В рамках маркетинговой деятельности очень важна и вторая сторона проблемы - объем затрат, которые понесет банк в результате разработки и продвижения новых продуктов. Банк ведь оперирует весьма дорогостоящими ресурсами, и их следует использовать в самых прибыльных сегментах рынка, где высок спрос и сравнительно низки издержки по оказанию услуг.
Рыночная экономика предполагает развитие экономичных методов управления совокупным денежным оборотом страны, а также методов маневрирования кредитными ресурсами. Поэтому в переходный к рынку период установлены единые для всех коммерческих банков требования, в числе которых такие, как:
Создание коммерческих банков способствует становлению денежного рынка, экономической основой которого является наличие временно свободных средств предприятий и использование их для покупки ценных бумаг. Операции с ценными бумагами, способствующие инвестированию денежных средств в производство, - одна из важных и перспективных сфер деятельности коммерческих банков.
В рамках маркетинга в банках в полной мере должны реализовываться следующие общие принципы:
1.
Направленность действий всех
банковских работников на
2.
Комплексность процесса
3.
Единство перспективного и
4.
Контроль над принимаемыми
5.
Разностороннее и масштабное
стимулирование творческой
6.
Обеспечение
7.
Создание благоприятного
Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены, прежде всего, спецификой банковской продукции. В коммерческих банках продукция представляет два основных раздела: услуги по пассивным и по активным операциям. Первые осуществляются в целях аккумуляции средств, прежде всего сбережений и временно свободных средств населения. Посредством оказания услуг по активным операциям коммерческие банки распределяют мобилизованные средства так, чтобы обеспечить себе необходимый уровень прибыли и устойчивость в бизнесе.
По своему характеру банковские услуги делятся на кредитные, операционные, инвестиционные и прочие. В России коммерческие банки развивают кроме традиционных услуги, связанные с расчетными, денежными и другими операциями по поручению владельцев счетов (вкладчиков); факторинговые услуги; лизинговые; доверительные; консультационные; информационные и прочие.
Расчетные и другие услуги по поручению вкладчика являются привычными для наших банковских учреждений. Коммерциализация деятельности банков привела к внедрению платной основы расчетных и платежных операций, которые в прошлом осуществлялись бесплатно. Кроме того, имеет место относительное удорожание последних в связи с платными услугами вычислительного центра (ВЦ), разрешение начисления процентов по расчетным и текущим счетам.
Особое
место в системе услуг банка
занимают факторинговые операции. Факторинг
представляет собой особую форму
деятельности на рынке, связанную с
взысканием средств с предприятий-
Лизинговые
услуги имеют место тогда, когда
банк выступает арендодателем либо
посредником между
Доверительные (трастовые) услуги банка могут быть связаны с ценными бумагами, депозитными операциями и управлением имуществом. Разновидностью доверительных услуг является обслуживание облигационного займа, размещение акций, агентские функции по передаче собственности на акцию и облигацию, оплату купонов, хранение ценных бумаг. Развитие подобных услуг связано с созданием рынка ценных бумаг. В условиях нашей страны банки могут стать активными посредниками между акционерными обществами и покупателями-предприятиями и гражданами. Хорошие условия для развития имеет вторая разновидность доверительных услуг. Банк оказывает помощь клиентам в определении стабильной части денежных средств, которая может быть превращена в срочный депозит. Для этого у коммерческого банка есть статистическая информация об остатках средств на счетах до востребования. В основу методики расчета стабильной части остатка могут быть положены параметры нормального распределения. Третья разновидность доверительных услуг заключается в распоряжении имуществом клиента после его смерти, опекунских функциях, консультациях по продаже имущества.