Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа
Все виды человеческой деятельности и вся жизнь в обществе сопряжена с риском потерять жизнь, здоровье и имущество, вследствие изменения рыночной конъюнктуры могут не оправдаться расчеты прибыли.
Наличие непредвиденных обстоятельств, сопровождающих хозяйственную и бытовую деятельность человека, определяет необходимость в мерах предупреждения или возмещения потерь, возникающих в результате случайных событий. Разработка, внедрение в практику и повседневное применение системы подобных мер становятся частью человеческого быта и культуры.
Введение
1.Значение маркетинга в страховании
1.1Функции и задачи маркетинга страховой компании.
1.2. Особенности страхового маркетинга и факторы, определяющие его развитие
1.3. Эволюция страхового маркетинга
1.4. Субъективные стороны страхового маркетинга
1.5. Структура страхового маркетинга. Маркетинговая стратегия страховой компании
1.6. Основные системы сбыта в России.
Заключение
Список использованной литературы
Исходными предпосылками для построения маркетинговой стратегии являются
Для разработки маркетинговой
стратегии может быть использован
чисто вероятностный подход, когда
каждому значению внутренних и внешних
параметров ставится в соответствие
определенная вероятность реализации,
а дальше на основе экономико-математического
моделирования определяется наиболее
перспективный вариант
Рис. Схема формирования маркетинговой стратегии.
С точки зрения страховщика наиболее привлекательными сегментами являются части рынка, характеризующиеся высокой доходностью,
С другой стороны, на этих сегментах, как правило, самая высокая конкуренция. Поэтому, осуществляя собственное позиционирование, компания должна соотносить собственные возможности (прежде всего — инвестиционные), а также свойства своих продуктов, с конкурентным окружением. Как правило, оценка перспективности позиционирования компании на том или ином рынке осуществляется при помощи социологических опросов, в ходе которых населению предлагается провести сравнительную оценку соперничающих компаний и их продуктов. На данный анализ накладывается оценка долей страховщиков по сегментам. С учетом этого определяются зоны перспективной и бесперспективной конкуренции. Там, где у страховщика нет шансов закрепиться, происходит сворачивание деятельности, а на тех сегментах, где у компании имеются хорошие перспективы, проводится развитие операций.
В настоящее время наибольшее развитие получил рыночный страховой маркетинг, поэтому далее мы для краткости будем называть его просто страховым маркетингом. Его основанием является исследование страхового рынка. Поэтому мы начнем рассмотрение составляющих страхового маркетинга именно с рыночных исследований.
Система сбыта страховой
продукции для большинства
Основным принципом
Рис. Место системы сбыта
страховой продукции в
Каждому сегменту страхового рынка соответствует своя система сбыта. Ключевыми переменными, определяющими использование определенной системы сбыта в тех или иных конкретных условиях, являются
Комбинация этих составляющих, определяющих свойства риска и потребительское поведение, обусловливает успех или неудачу сбытовой системы страховой компании. Задача системы сбыта состоит в организации эффективного взаимодействия страховщика и страхователя. Помимо этого система сбыта, как правило, выполняет функции его стимулирования. Сюда относятся агентские усилия по агитации страхователей, реклама на месте продаж, лотереи, конкурсы и т.д.
Способы продажи страховой продукции можно разделить на прямые и косвенные. При прямой продаже клиент приобретает собственно страховой полис, при косвенных продажах страхование является дополнением к основному продукту — автомобилю, дому, сотовому телефону, пластиковой банковской или клубной карточке и т.д. Прямые продажи наиболее эффективны применительно к рынку страхования предприятий. На рынке страхования населения лучше применять системы косвенных продаж, а прямые продажи более всего подходят для сбыта массовой стандартизированной продукции повышенного спроса — например, обязательного страхования автогражданской ответственности. Тем не менее, современные российские страховщики применяют в основном прямые продажи как на рынке корпоративного страхования, так и страхования населения. Их мы и рассмотрим в первую очередь.
В настоящее время мировая практика знает несколько типов прямых каналов сбыта страховой продукции:
Каждая из перечисленных
систем сбыта более или менее
соответствует требованиям
Таблица: Свойства систем сбыта страховой продукции
Активность канала сбыта |
Дешевизна канала сбыта |
Возможность оказания дополнительных услуг |
Глубина проработки рисков и страховых событий | |
Брокеры |
активный |
нет |
есть |
средняя |
Независимые нестраховые посредники (банки и др.) |
неактивный |
да |
нет |
Возможна при спец. подготовке |
Агенты |
активный |
нет |
есть |
средняя |
В офисе страховщика |
активный |
да |
есть |
Хорошая, при спец. Подготовке сотрудников |
По телефону, почте или компьютерной сети. |
активный |
да |
нет |
низкая |
Современная эффективная система сбыта страховых услуг должна быть четко ориентирована на определенные группы потребителей и наиболее эффективные каналы доступа к ним. В связи с этим в современной страховой компании систему сбыта необходимо структурировать по группам страхователей и характерным видам покрытия. Причин этому несколько. Среди них основными являются следующие:
И чем уже группа страхователей,
тем более высокой
Самым простым и дешевым способом продаж страховой продукции является прямое приобретение полиса страхователем непосредственно в офисе или специальной торговой точке компании. Такая продажа является пассивной. Ее недостатком является то, что она рассчитана на достаточно немногочисленных активных потребителей, самостоятельно выбирающих и приобретающих страховой продукт. Размер этого рынка невелик из-за незначительности прослойки активной клиентуры. Активные клиенты чувствительны к стоимости полиса, поэтому одним из основных способов активизации их поведения клиентов является предоставление им различных скидок, устройство лотерей и т.д. Еще одним недостатком прямых продаж является то, что они наиболее эффективны применительно к простым, массовым страховым продуктам, цена которых, как правило, не велика.
Агентские сети являются наиболее
эффективным каналом продаж. Дело
в том, что агент может провести
отбор потенциальных клиентов, дойти
до конечного потребителя, изложить
ему суть предложения, убедить в
необходимости приобретения полиса.
Поэтому они очень
Агентские сети достигают наилучшего результата там, где имеется стабильное население, открытое для контактов. Особенно эффективны агентские сети там, где сохранились традиции коллективизма и существует высокая степень социальной интеграции. В таком обществе основными являются неформальные коммуникации "из уст в уста", что обеспечивает высокую значимость рекомендаций потенциальным страхователям со стороны тех, кто доволен работой агента. Более тесная общность населения обеспечивает прозрачность имущественного статуса: она помогает сразу выделять потенциальных потребителей, обладающих необходимым уровнем доходов, совершивших крупные покупки (автомобиль, дом), т.е. тех, кто нуждается в страховании. Такие условия имеются, прежде всего, в сельской местности, малых и средних городах.
В крупных городах, где велика дезинтеграция общества, агентские сети менее эффективны. Здесь, для того, чтобы улучшить их результат, агентов необходимо снабжать базами данных по потенциальным клиентам, находящимся на обслуживаемой ими территории.
Недостатком агентских сетей
является то, что в России среди
торговых представителей мало распространена
практика заключения эксклюзивных договоров
с одной страховой компанией.
Большая часть агентов работает
на несколько страховщиков сразу, выбирая
ту фирму, которая предоставляет
наилучшие условия. В то время
как в экономически развитых странах
имеется практика заключения коллективных
договоров между профсоюзами
страховых агентов и
Еще одним крупным недостатком агентских сетей является необходимость обучения торговых представителей. Его основной составляющей является тренинг по организации продаж. Вообще, как показывает опыт, залогом успешных агентских продаж является умение искать клиентов и решать их разнообразные проблемы при помощи страховых инструментов. Для решения первой задачи лучше всего пользоваться "наводками" и рекомендациями страхователей к своим друзьям и коллегам по бизнесу. Для того, чтобы сделать работу своих агентов более успешной, многие компании проводят специальную подготовку в части ответов на стандартные возражения страхователей.