Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 15:16, контрольная работа
Задание 1.
Понятие рыночной сегментации. Объект сегментации. Основные критерии, этапы и правила сегментации. Сегментация рынка по потребителю на основе географических, поведенческих и психографических признаков. Сегментация рынка по продукции. Понятие «функциональная карта». Сегментация рынка по основным конкурентам. Понятие «лист оценки конкурентоспособности».
Задание 2.
Спрогнозировать ёмкость рыка электроплит и его сегментную структуру, имея следующие данные: (табл. 1 на след странице)
Сегментирование
по географическому принципу предполагает
разбивку рынка на разные географические
единицы: государства, штаты, регионы,
округа, города, общины. Фирма может
принять решение действовать: 1) в
одном или нескольких географических
регионах или 2) во всех районах, но с
учетом различий в нуждах и предпочтениях,
определяемых географией.
Таб.3
Психографический признак
Переменная величина | Типичная разбивка |
Общественный класс | низший, высший низший, низший средний, высший средний, низший высший, высший высший |
Образ жизни | Традиционалисты, жизнелюбы, эстеты |
Тип личности | Увлекающаяся натура, любитель поступать «как все», авторитарная натура, честолюбивая натура |
При психографическом
сегментировании покупателей подразделяют
на группы по признакам принадлежности
к общественному классу, образа жизни
и/или характеристик личности. У представителей
одной и той же демографической группы
могут быть совершенно разные психографические
профили.
Табл.4
Поведенческий признак
Переменная величина | Типичная разбивка |
Повод для совершения покупки | Обыденная покупка, особый случай |
Искомые выгоды | Качество, сервис, экономия |
Статус пользователя | Не пользующийся, бывший пользователь, потенциальный пользователь, пользователь-новичок, регулярный пользователь |
Интенсивность потребления | Слабый потребитель, умеренный потребитель, активный потребитель |
Степень приверженности | Никакой, средняя, сильная, абсолютная |
Степень готовности покупателя к восприятию товара | Неосведомленный, осведомленный, информированный, заинтересованный, желающий, намеревающийся купить |
Отношение к товару | Восторженное, положительное, безразличное, отрицательное, враждебное |
При сегментировании
на основе поведенческих особенностей
покупателей делят на группы в зависимости
от их знаний, отношений, характера использования
товара и реакции на этот товар. Многие
деятели рынка считают поведенческие
переменные наиболее подходящей основой
для формирования сегментов рынка.
В то же время существуют приемы сегментирования рынка на основе так называемой "продуктовой сегментации" или сегментации рынка по параметрам продукции. Она имеет особенно важное значение при выпуске и сбыте новых изделий. Особое значение приобретает сегментация по продукту, базирующаяся на изучении долгосрочных тенденций на рынке. Процесс разработки и производства нового изделия, завершения крупных инвестиционных программ требуют достаточно продолжительного периода, и правильность результатов анализа рынка, оценки его емкости здесь особенно важна. В условиях работы на традиционный рынок стандартной продукции расчет его емкости может быть осуществлен путем использования метода суммирования рынков. В современных условиях для повышения своей конкурентоспособности и правильного определения емкости рынка предприятию уже недостаточно проводить сегментацию рынка только в одном направлении - определение групп потребителей по каким-то признакам. В рамках интегрированного маркетинга необходима еще и сегментация самого изделия по наиболее важным для его продвижения на рынке параметрам. С этой целью используется метод составления функциональных карт - проведение своего рода двойной сегментации, по изделию и потребителю. Функциональные карты" могут быть однофакторными (сегментация проводится по какому-то одному фактору и для однородной группы изделий) и многогофакторными (анализ того, для каких групп потребителей предназначена конкретная модель изделий и какие ее параметры наиболее важны для продвижения продукции на рынке) С помощью составления функциональных карт можно определить на какой сегмент рынка рассчитано данное изделие, какие его функциональные параметры соответствуют тем или иным запросам потребителей. При разработке новой продукции данная методика предполагает, что должны учитываться все факторы, отражающие систему потребительских предпочтений, и одновременно технические параметры нового изделия, при помощи которых можно удовлетворить запросы потребителя; определяются группы потребителей, каждая со своим набором запросов и предпочтений; все выбранные факторы ранжируются по степени значимости для каждой из групп потребителей.
Такой
подход позволяет уже на стадии разработки
увидеть, какие параметры изделия
нуждаются в конструкторской
доработке, или определить, есть ли
достаточно емкий рынок для данной
модели.
Также, одним из принципов сегментирования рынков является принцип сегментирования рынка по предприятиям (конкурентам), который представляет собой группировку конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок.
Сегментация рынка производится по критериям и признакам.
Критерий- способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).
Признак- это способ выделения данного сегмента на рынке.
Наиболее распространенными критериями сегментации являются:
Основными признаками сегментации рынка по предприятиям (конкурентам) являются качественные показатели продукта (НТ), цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке.
Сегментирование
рынка по основным конкурентам осуществляется
на основе оценки конкурентоспособности
предприятия относительно конкурентов,
приведенной в рекомендуемой табл. 5.
Табл.5
Факторы конкурентоспособности | Предприятие | Конкуренты | |
А | В | ||
Продукт | |||
Качество | |||
Технические параметры | |||
Права замены изделия | |||
Престиж торговой марки | |||
Упаковка | |||
Габариты | |||
Уровень ремонтного обслуживания | |||
Гарантийный срок | |||
Многовариантность в использовании | |||
Уникальность (отсутствие аналогов) | |||
Универсализм | |||
Надёжность | |||
Срок службы | |||
Защищённость патентами | |||
Цена | |||
Прейскурантная | |||
Договорная | |||
Свободная | |||
Срок платежа | |||
Условия кредита | |||
Условия финансирования в случае покупки | |||
Каналы сбыта | |||
Форма сбыта: | |||
прямая поставка | |||
торговые представители | |||
предприятия-производители | |||
оптовые посредники | |||
комиссионеры и маклеры | |||
дилеры | |||
Степень охвата рынка | |||
Размещение складских помещений | |||
Система контроля запасов | |||
Система транспортировки |
Продолжение табл.5
Продвижение продуктов на рынке | |||
Реклама: | |||
для потребителей | |||
для торговых посредников | |||
Индивидуальная продажа: | |||
стимулы для потребителей | |||
демонстрационная торговля | |||
показ образцов изделий | |||
Обучение и подготовка персонала сбытовых служб | |||
Продвижение продуктов по каналам торговли: | |||
демонстрация продуктов | |||
продажа на конкурсной основе | |||
премии торговым посредникам | |||
купоны | |||
руководства по использованию | |||
телевизионный маркетинг | |||
интернет торговля | |||
упоминание об изделиях в СМИ | |||
Общее количество баллов: |
Данные,
необходимые для такого рода анализа,
должны быть предоставлены экономическими
службами аппарата управления предприятия,
а выставленные оценки - согласованы
с мнением специалистов этих служб.
Для этого лучше всего
В процессе анализа важно дать развернутое смысловое описание или объяснение, почему той или иной переменной в таблице присвоена данная оценка. Только в этом случае общий итог таблицы (сумма баллов) покажет истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Можно, также, просуммировать значения оценок по основным факторам и сопоставить эти данные с общим итогом, что позволит руководству предприятия выяснить, за счет каких именно факторов нужно повышать конкурентоспособность.
Оценка
конкурентоспособности
Для систематизации ответов на такого рода вопросы используется в контрольном листе анализа силы и слабости предприятия в конкурентной борьбе табл. 6.
Табл.6
Основные категории | Лидер в отрасли | Выше среднего уровня | Средний уровень | Ухудшение показателей в хозяйственной деятельности | Предприятие в кризисной ситуации |
Финансы | |||||
Производство | |||||
Менеджмент | |||||
Маркетинг | |||||
Кадры | |||||
Технология |
Метод
сегментации конкурентов по хозяйственному
профилю позволяет предприятию
быстрее перейти от стадии внедрения
на рынок к рыночной экспансии, повысить
эффективность продвижения
Табл.7
Группа показателей | Конкуренты | |
А | В | |
Рынок | ||
Размеры рынка | ||
Особенности внедрения на рынок | ||
Степень втягивания в рынок | ||
Рыночный спрос | ||
Рыночная диверсификация | ||
Продукт | ||
Освоение производства изделия | ||
Жизненный цикл изделия | ||
Конкуренция изделий | ||
Ассортимент продукции | ||
Конструкция и дизайн продуктов | ||
Новые изделия | ||
Пересмотр ассортимента выпускаемой продукции | ||
Цены | ||
Новые изделия | ||
Выпускаемые (освоенные) изделия | ||
Продвижение продуктов на рынке | ||
Реклама | ||
Сбытовые службы | ||
Содействие сбытовым организациям | ||
Организация сбыта и распределение продукции на рынке | ||
Структура каналов сбыта | ||
Размеры каналов сбыта | ||
Преумножение каналов сбыта (формы развития сбытовой сети) | ||
Контроль за каналами сбыта |