Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:15, курс лекций
Конкуренция – соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами на каком-либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности – одно вытекает из другого.
Конкурентоспособность товара – способность товара быть первым купленным на рынке товаров-аналогов.
Конкурентоспособность товара – отношение полезного эффекта от потребления товара к затратам на его приобретение и эксплуатацию (цена потребления).
Рассматриваемый метод позволяет определить обобщенный критерий конкурентоспособности каждого товара по формуле:
где
Sp – площадь радара, мм2, соответствующего определенной модели товара;
S – общая площадь оценочного круга, равная S= 3,14r2 ( r – радиус оценочного круга, мм).
Например если обобщенный критерий модели А оказался равным 0,283, а модели Б – 0,717, то это значит, что модель Б значительно превосходит модель А.
19. Методика оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия
Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия получать прибыль и эффективно работать при изменяющихся политических, экономических и социальных условиях.
Для обеспечения
В таблице 1 приведены семь показателей, характеризующих конкурентные позиции предприятия, осуществляющего преимущественно розничную продажу товаров. Эти же показатели с некоторыми модификациями можно использовать и для других предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью.
Конкурентные позиции предприятия (оценка за период)
Показатели |
Бальные оценки |
Место, занимаемое предприятием | |||
предприятия |
конкурентов | ||||
1 |
2 |
3 | |||
1. Размещение предприятия |
6 |
5 |
7 |
1 |
2 |
2. Реклама |
6 |
3 |
10 |
2 |
2 |
3. Конкурентоспособность товара |
7 |
6 |
5 |
8 |
2 |
4. Качество и набор услуг |
2 |
7 |
1 |
3 |
3 |
5. Ценовая политика |
6 |
8 |
7 |
7 |
4 |
6. Имидж предприятия |
5 |
4 |
3 |
3 |
1 |
7. Ассортимент реализуемой |
5 |
3 |
5 |
4 |
1 |
Общее число баллов |
37 |
36 |
38 |
28 |
2 |
Все показатели в таблице оцениваются по десятибалльной шкале с учетом влияющих на них факторов: чем выше конкурентные преимущества, тем выше балл. То предприятие, которое набирает максимальное количество баллов, считается наиболее конкурентоспособным (в нашем примере – это конкурент №2). Из таблицы 1 видно, что наше предприятие уступает конкуренту №2 и находится на втором месте.
20. Конкурентные стратегии в зависимости от доли фирмы на рынке
Один из подходов к разработке стратегий в конкурентной борьбе основывается на том, что среди конкурентов выделяют четыре роли, определяемые долей фирмы на рынке (см. табл.2):
Таблица 2
Конкурентные стратегии, в зависимости от рыночной доли
Роль фирмы в конкурентной борьбе |
Занимаемая доля рынка |
I. Лидер II. Претендент на лидерство III. Последователи (ведомые) IV. Окопавшиеся в рыночных нишах |
40 % 30 % до 20 % до 10 % |
Стратегии «Лидера»
Лидера постоянно пытаются догнать, атаковать многие конкуренты, поэтому он, хотя и чувствует себя увереннее других, часто первым изменяет цены, вводит на рынок новую продукцию, стимулирует спрос и т.п. Защищая свои позиции, лидер может придерживаться различных стратегий:
«Оборона позиции» – создание различного рода барьеров (ценовых, лицензионных и др.) по основным возможным зонам атак извне, но такая оборона должна быть мобильной и не превращаться в самоцель.
«Фланговая оборона» – выделение ключевых зон, выдвинутых укрепленных точек как для активной обороны, так и для контратаки.
«Упреждающая оборона» – основана на предвосхищающих действиях. В этих случаях лидер может пользоваться специальными сигналами, предотвращающими атаку (например, распространить информацию о предстоящем снижении цен). Но если данная информация – блеф, то подобные сигналы быстро перестают срабатывать.
«Контрнаступление» – если атака уже произошла, то лидер может сделать паузу, чтобы наверняка ударить в уязвимое место конкурента. Например, усовершенствовать продукцию с учетом недостатков конкурентов.
«Мобильная оборона» – расширение своей зоны действия за счет диверсификации производства, выявление более глубинных потребностей покупателей.
«Сжимающая оборона» – уступка ослабленных территорий рынка при одновременном усилении наиболее перспективных.
Стратегии «Претендентов на лидерство»
Если в целом активная оборона своих позиций – это удел лидеров, то претенденты на лидерство сосредоточивают свои усилия на атаке. Здесь тоже возможны варианты:
«Фронтальная атака» – комплекс мероприятий, направленный на завоевание преимуществ по ключевым направлениям, в качестве которых могут выступать: обновление товаров, реклама, ценовая политика и т.п. Следует иметь ввиду, что для этого необходимы значительные ресурсы.
«Фланговая атака» – схожий комплекс мероприятий, но направленный на ослабленные позиции лидера (требует меньше ресурсов).
«Окружение» – попытка атаковать всю или значительную часть территории лидера в надежде на «блицкриг».
«Обход» – переход к производству принципиально новых изделий или осуществление «скачка» в технологии, освоение новых рынков.
«Атака гориллы» – небольшие порывистые атаки с целью деморализовать соперника не всегда корректными методами.
Стратегия «Ведомого»
Что касается стратегии «ведомого», то ему приходится следовать за лидером на почтительном расстоянии, экономить силы и средства за счет того, что путь прокладывает лидер. Экономия происходит на отсутствии затрат по таким направлениям как пропаганда товара, разработка новых изделий и технологий, организация собственной системы товародвижения, комплексное изучение рынка и т.п.
Стратегия «Новичков на рынке»
Со стратегии «окопавшихся в рыночных нишах», как правило, начинают новички. Этот процесс связан с поиском своеобразной рыночной ниши, которая должна обеспечить достаточный уровень прибыльности, быть достаточных размеров, иметь потенциал роста и не вызывать интерес у конкурентов, по крайней мере у крупных.
Залог успеха здесь – специализация фирмы: технологическая, ассортиментная, географическая, сбытовая, сервисная и т.п., а также индивидуализация потребительского спроса.
Составитель: |
к.э.н., доцент Бургат В.В. |
Информация о работе Лекции по «Теории и практике оценки конкурентоспособности товаров и услуг»