Лекции по «Теории и практике оценки конкурентоспособности товаров и услуг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:15, курс лекций

Описание работы

Конкуренция – соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами на каком-либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности – одно вытекает из другого.
Конкурентоспособность товара – способность товара быть первым купленным на рынке товаров-аналогов.
Конкурентоспособность товара – отношение полезного эффекта от потребления товара к затратам на его приобретение и эксплуатацию (цена потребления).

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по ТиПОКТУ ЗМТ-31 10-11.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

 

Рассматриваемый метод позволяет  определить обобщенный  критерий конкурентоспособности каждого товара по формуле:

 


 

 

 

 

 

где

 Sp – площадь радара, мм2, соответствующего определенной модели товара;

 S – общая площадь оценочного круга, равная S= 3,14r2 ( r – радиус оценочного круга, мм).

 

Например если обобщенный критерий модели А оказался равным 0,283, а модели Б – 0,717, то это значит, что модель Б значительно превосходит модель А.

 

 

 

 

19. Методика оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия

 

 

Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия получать прибыль и эффективно работать при изменяющихся политических, экономических и социальных условиях.

Для обеспечения конкурентоспособности  необходимо выявлять негативные тенденции  деятельности предприятия, проводить  сравнительный анализ показателей его конкурентоспособности и соответствующих показателей других предприятий, а также разрабатывать стратегию развития предприятия на рынке товаров и услуг.

 

В таблице 1 приведены семь показателей, характеризующих конкурентные позиции  предприятия, осуществляющего преимущественно розничную продажу товаров. Эти же показатели с некоторыми модификациями можно использовать и для других предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью.

 

 

 

 

Таблица 1

 

Конкурентные позиции  предприятия (оценка за период)

 

Показатели

Бальные оценки

Место, занимаемое предприятием

предприятия

конкурентов

1

2

3

1. Размещение предприятия

6

5

7

1

2

2. Реклама

6

3

10

2

2

3. Конкурентоспособность товара

7

6

5

8

2

4. Качество и набор услуг

2

7

1

3

3

5. Ценовая политика

6

8

7

7

4

6. Имидж предприятия

5

4

3

3

1

7. Ассортимент реализуемой продукции

5

3

5

4

1

Общее число баллов

37

36

38

28

2


 

 

Все показатели в таблице оцениваются  по десятибалльной шкале с учетом влияющих на них факторов: чем выше конкурентные преимущества, тем выше балл. То предприятие, которое набирает максимальное количество баллов, считается наиболее конкурентоспособным (в нашем примере – это конкурент №2). Из таблицы 1 видно, что наше предприятие уступает конкуренту №2 и находится на втором месте.

 

 

20. Конкурентные  стратегии в зависимости от  доли фирмы на рынке

 

Один из подходов к разработке стратегий  в конкурентной борьбе основывается на том, что среди конкурентов выделяют четыре роли, определяемые долей фирмы на рынке (см. табл.2):

Таблица 2

Конкурентные стратегии, в зависимости  от рыночной доли

Роль фирмы в конкурентной борьбе

Занимаемая доля рынка

I. Лидер

II. Претендент на лидерство

III. Последователи (ведомые)

IV. Окопавшиеся в рыночных нишах

40 %

30 %

до 20 %

до 10 %


 

Стратегии «Лидера»

Лидера постоянно пытаются догнать, атаковать многие конкуренты, поэтому  он, хотя и чувствует себя увереннее  других, часто первым изменяет цены, вводит на рынок новую продукцию, стимулирует спрос и т.п. Защищая свои позиции, лидер может придерживаться различных стратегий:

«Оборона позиции» – создание различного рода барьеров (ценовых, лицензионных и др.) по основным возможным зонам атак извне, но такая оборона должна быть мобильной и не превращаться в самоцель.

«Фланговая оборона» – выделение ключевых зон, выдвинутых укрепленных точек как для активной обороны, так и для контратаки.

«Упреждающая оборона» – основана на предвосхищающих действиях. В этих случаях лидер может пользоваться специальными сигналами, предотвращающими атаку (например, распространить информацию о предстоящем снижении цен). Но если данная информация – блеф, то подобные сигналы быстро перестают срабатывать.

«Контрнаступление» – если атака уже произошла, то лидер может сделать паузу, чтобы наверняка ударить в уязвимое место конкурента. Например, усовершенствовать продукцию с учетом недостатков конкурентов.

«Мобильная оборона» – расширение своей зоны действия за счет диверсификации производства, выявление более глубинных потребностей покупателей.

«Сжимающая оборона» – уступка ослабленных территорий рынка при одновременном усилении наиболее перспективных.

 

Стратегии «Претендентов  на лидерство»

Если в целом активная оборона  своих позиций – это удел лидеров, то претенденты на лидерство сосредоточивают  свои усилия на атаке. Здесь тоже возможны варианты:

«Фронтальная атака» – комплекс мероприятий, направленный на завоевание преимуществ по ключевым направлениям, в качестве которых могут выступать: обновление товаров, реклама, ценовая политика и т.п. Следует иметь ввиду, что для этого необходимы значительные ресурсы.

«Фланговая атака» – схожий комплекс мероприятий, но направленный на ослабленные позиции лидера (требует меньше ресурсов).

«Окружение» – попытка атаковать всю или значительную часть территории лидера в надежде на «блицкриг».

«Обход» – переход к производству принципиально новых изделий или осуществление «скачка» в технологии, освоение новых рынков.

«Атака гориллы» – небольшие порывистые атаки с целью деморализовать соперника не всегда корректными методами.

 

Стратегия «Ведомого»

Что касается стратегии «ведомого», то ему приходится следовать за лидером  на почтительном расстоянии, экономить  силы и средства за счет того, что  путь прокладывает лидер. Экономия происходит на отсутствии затрат по таким направлениям как пропаганда товара, разработка новых изделий и технологий, организация собственной системы товародвижения, комплексное изучение рынка и т.п.

 

Стратегия «Новичков  на рынке»

Со стратегии «окопавшихся в  рыночных нишах», как правило, начинают новички. Этот процесс связан с поиском своеобразной рыночной ниши, которая должна обеспечить достаточный уровень прибыльности, быть достаточных размеров, иметь потенциал роста и не вызывать интерес у конкурентов, по крайней мере у крупных.

Залог успеха здесь – специализация фирмы: технологическая, ассортиментная, географическая, сбытовая, сервисная и т.п., а также индивидуализация потребительского спроса.

 

 

 

 

Составитель:

к.э.н., доцент Бургат В.В.



Информация о работе Лекции по «Теории и практике оценки конкурентоспособности товаров и услуг»