Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:15, курс лекций
Конкуренция – соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами на каком-либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности – одно вытекает из другого.
Конкурентоспособность товара – способность товара быть первым купленным на рынке товаров-аналогов.
Конкурентоспособность товара – отношение полезного эффекта от потребления товара к затратам на его приобретение и эксплуатацию (цена потребления).
Программа осуществляется в два этапа:
В номинации «Товары народного потребления» оценку на региональном уровне производят по десяти критериям:
Окончательная оценка товара дается по итоговому баллу.
15. Роль стандартизации товаров
в обеспечении их
Стандартизация – это деятельность по установлению в нормативных документах определенных требований (норм, правил и характеристик) с целью обеспечения:
Основным результатом работ по стандартизации является издание такого нормативного документа, как стандарт.
В зависимости от сферы действия в нашей стране и за рубежом различают стандарты разного статуса: международные, региональные, национальные, стандарты отраслей, стандарты научно-технических и инженерных обществ, стандарты предприятий (фирм), технические условия.
Международные стандарты не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены обеспечивать соответствие своей продукции требованиям международных стандартов.
Нормативные документы регионального уровня представлены документами Европейского Союза (ЕС), СНГ и пр. Продукция, отвечающая требованиям европейских стандартов, маркируется знаком СЄ. Маркировка этим знаком товара сообщает ему дополнительные конкурентные преимущества.
Национальные стандарты России представлены государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р); государственными стандартами бывшего Союза ССР (ГОСТами), принятыми в России в качестве государственных стандартов; межгосударственными стандартами (ГОСТами), также принятыми в России в качестве государственных стандартов. К государственным стандартам по своему статусу приравниваются нормы и правила отдельных федеральных органов исполнительной власти: Санитарные правила и нормы (СанПиН) Минздрава России, Строительные нормы и правила Госстроя России (СНиП) и пр.
В России действуют стандарты отраслей
(ОСТ) и стандарты научно-
На конкретные наименования продукции (марки, модели) в нашей стране разрабатываются технические условия (ТУ). Требования, установленные в технических условиях не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, распространяющимся на данную продукцию. В отличие от стандартов они разрабатываются в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции.
16. Роль систем качества в обеспечении конкурентоспособности товаров
Надежной гарантией
Фундаментальным является следующий принцип системы: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции.
Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. Различают шесть стадий: маркетинг – проектирование – производство – обращение – эксплуатация (потребление) – утилизация.
На этапе маркетинга изучаются требования заказчика продукции. На этапе проектирования разрабатывается продукция, отвечающая всем требованиям потребителя. На стадии производства обеспечивается уровень качества, заложенный в проекте. При обращении должно быть сохранено сформированное качество в период транспортирования, хранения, подготовки к продаже, реализации. На стадии эксплуатации к управлению качеством подключается непосредственно потребитель продукции. От того, насколько грамотно он будет использовать (эксплуатировать) продукцию, будет зависеть ее качество, в частности срок службы. На стадии утилизации необходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции на окружающую природную среду.
17. Расчетный метод оценки конкурентоспособности
Расчетный метод оценки конкурентоспособности предполагает следующие основные этапы:
I. Анализ рынка и выбор наиболее
конкурентоспособного «товара-
Выбор образца является одним из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности. Ошибка на этом этапе может привести к искажению результатов всей работы. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие, быть наиболее представленным для данного рынка, завоевавшим максимальное число покупательских предложений.
Поскольку у каждой оцениваемой разновидности товара существует большое количество аналогов, то возникает задача отобрать для сопоставительного анализа базовые образцы. Критерием отбора могут быть: значительная доля товара на рынке; принадлежность товара к группе продукции, поступающей на региональный рынок; положительный имидж товароизготовителей; наличие необходимой информации о критериях конкурентоспособности.
Отбор производится с помощью оценочных показателей - показателей качества путем попарного сопоставления товаров.
Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:
В результате попарного сопоставления аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из остальных по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.
II. Определение набора
При формировании номенклатуры критериев, в частности потребительских показателей качества, следует руководствоваться принципом квалиметрии, согласно которому принимается к рассмотрению только ограниченное число наиболее существенных характеристик объекта оценки — 8—10 главных показателей.
При оценке конкурентоспособности товара выделяются показатели качества и экономические показатели, составляющие цену потребления товара.
Далее устанавливают иерархию этих параметров, выдвигая на 1-ый план те, которые имеют наибольшую значимость («вес») для потребителя. Определение «веса» каждого параметра поручают сформированной на предприятии группе экспертов, располагающих надежной рыночной информацией.
Степень важности потребительских показателей оценивается коэффициентом весомости. Интервал изменения коэффициентов устанавливается в пределах от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100. Необходимое требование — сумма коэффициентов весомости является величиной постоянной и составляет 1,10 или 100.
Существуют различные методы определения весомости. Наиболее широко используются экспертные методы.
III. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности нашего товара.
Расчет интегрального
Далее рассчитываются индивидуальные параметрические индексы по потребительским параметрам:
где
Po – значение показателя оцениваемого товара;
Pа – значение показателя товара-аналога.
Из формул выбирают ту, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра оцениваемого товара.
Оценку степени удовлетворения потребности покупателя потребительскими свойствами изделия производят с помощью сводного параметрического индекса, который рассчитывается по формуле:
где
in – индивидуальный параметрический индекс
Wi – вес итого параметра
После расчета параметрических
индексов и «весов» каждого
где
iэ – индекс j–го экономического параметра, исчисляемый по формуле
Со
iэ = -------, где Со и Са – соответственно экономические параметры оцениваемого
Са товара и товара-аналога, взятого за базу сравнения
Wj – вес j–го экономического параметра
Сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским и экономическим параметрам (In и Iэ) дают интегральный показатель относительной конкурентоспособности (Iкс) изделия:
Если Iкс>1, то это означает что оцениваемый товар более конкурентоспособен, чем товар, принятый за базу сравнения. Если Iкс<1, то оцениваемый товар менее конкурентоспособен, чем товар, принятый за базу сравнения. Если Iкс=1, то оцениваемый товар и товар-аналог обладают равной конкурентоспособностью.
18. Графические методы оценки конкурентоспособности
Выделяют два графических
На рис.3 сопоставлены «многоугольники конкурентоспособности» двух фирм по восьми критериям. Соответственно на каждой из восьми осей с использованием определенного масштаба измерения отмечаются точки, соответствующие значениям критериев. Линия, проходящая через точки, образует многоугольник. Из рис.3 можно видеть, как отличается по отдельным критериям продукция фирм А и Б. Но описываемый метод не позволяет установить значение обобщенного критерия конкурентоспособности и соответственно уровень конкурентоспособности.
Более совершенным графический методом оценки конкурентоспособности является радар конкурентоспособности, представленный на рис.4. На нем показаны два многоугольника — радары, построенные на 12 осях, соответствующих 12 единичным критериям товаров.
Радар конкурентоспособности построен по следующим правилам:
Информация о работе Лекции по «Теории и практике оценки конкурентоспособности товаров и услуг»