Контрольная работа по "Маркетингу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Потребность - это специфическая форма удовлетворения нужды, соответствующая культурному уровню, личности индивида, стереотипам его поведения и восприятия. Испытываемое многими в жаркую погоду чувство жажды может быть удовлетворено жителем России квасом, Германии - пивом, экваториальных островов в Индийском океане - молоком кокосовых орехов и т.д.

Содержание

1 Сущность системы маркетинга………………………………………………...3

2. Основные понятия маркетинга………………………………………………..7

3. Принципы, цели, функции маркетинга……………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Сущность и цели маркетинга ДВИМО.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать)

    «Рынок  покупателя» возможен при существенном превышении предложения над имеющимся  спросом. При такой ситуации свои условия уже диктует не продавец, а покупатель. Это заставляет продавца предпринимать значительные усилия для реализации своих товаров.

    Эти два вида рынка обусловливают  активность различных сторон (на «рынке продавца» активен покупатель, на «рынке покупателя» должен быть активен  продавец). Маркетингом должна заниматься активная сторона, т. е. при «рынке продавца»  маркетинг становится уделом покупателей, так как именно им нужно заниматься поисками необходимых товаров по приемлемым ценам (следует заметить, что под покупателем здесь имеется в виду не только обыденное понятие розничного покупателя, а сторона вообще, которая приобретает товар; ею может быть любая организация).

    Но  существует также такая ситуация на рынке, которую можно назвать  «равновесный рынок» (при относительном  равновесии спроса и предложения  или при незначительном превышении спроса). В этом случае спрос покупателя постоянно удовлетворен благодаря стабильному предложению. Поэтому продавцу нужно все время заботиться о том, чтобы привлечь внимание покупателя к своему товару и побудить к приобретению именно его, а не товара конкурента. Это требует от продавца дополнительных усилий по улучшению качества и проведению комплекса маркетинговых мероприятий, хотя и не столь интенсивных, как в условиях «рынка покупателя»". Необходимо заметить, что в условиях свободного рынка такая ситуация не может существовать достаточно продолжительное время. Но с точки зрения рационального расходования ресурсов эта ситуация самая желательная, и государство должно осуществлять регулирование спроса и предложения именно для достижения и долговременного поддержания этого равновесия.

    Для классификации рынков, возникающих в условиях жесткого административного регулирования процессов обмена, производства и потребления, можно воспользоваться публицистической «цветной» характеристикой рынка: «белый», то есть официально признанный, живущий по законам, установленным для всех субъектов в государстве (цивилизованный); «черный», незаконный, на котором продаются и покупаются запрещенные товары. Общим для «белого» и «черного» рынков является их доступность для любого покупателя, располагающего необходимыми денежными средствами. В условиях активного административного вмешательства государства в процессы обмена, прежде всего в форме жесткого установления цен на товары массового спроса, делающего невозможным формирование цен равновесия и приводящего к дефицитности соответствующих продуктов и услуг, возникают рынки с ограниченным доступом покупателей. Возможность попадания субъекта на такой рынок определяется не его платежеспособностью, а иными признаками. Если такой признак имеет неформальный (в социологическом смысле слова) характер — личное знакомство, землячество и т. п., то говорят о «сером» рынке. Если же доступ к товару обусловливается членством в формальной организации — рынок принято называть «розовым». Цена на «сером» рынке не ниже, чем на «белом», дефицитном, но не выше, чем на «черном». На «розовом» рынке цена обычно не выше, чем на «белом». Тем самым на «сером» рынке его привилегированность выражается в предоставлении возможности переплатить — то есть заплатить за дополнительную услугу обеспечения доступа к дефицитному товару, на «розовом» — в предоставлении возможности недоплатить или же заплатить «по закону» за наличествующий товар. Затраты на обеспечение доступа будут при этом брать на себя те или иные государственные структуры.

    Заметим, что в условиях преобладания предписательной формы взаимодействия производителей и покупателей «черный» рынок охватывает не только (и даже не столько) запрещенные товары и услуги, но и «обычные», однако не по официально установленной цене, а по равновесной. Очевидно, что цена здесь тем выше установленной (а также и той равновесной цены, которая сформировалась бы в условиях «нормального» рынка, охватывающего весь соответствующий сектор), чем меньше доля товара того или иного товарного сектора на нем представлена9.

    А как назвать рынок «левой» водки, которая стоит дешевле, чем в магазине?

    Если  в условиях наполнения рынка каким-либо популярным товаром государство  начинает жестко регулировать цену товара, то может возникнуть парадоксальная, на первый взгляд, ситуация — товар  на «черном» рынке продается значительно дешевле, чем на «белом» рынке. Таким товаром в современной России является водка, и парадокса в этом нет, так как, даже в два раза снижая цену на нее, предприниматели имеют колоссальные прибыли, используя более дешевое сырье и «уходя» от налогов (бутлегерство в российском варианте).

    Уровни  цен на «обычные» (разрешенные к  производству и потреблению) товары в условиях активного администрирования, в зависимости от степени насыщенности этим товаром рынка и возможности  доступа к данному товару, представлены на рис. 5.

    

    Рис. 5. Цены рынка в условиях активного администрирования

    В зависимости от цели приобретения и  использования товаров рынки  можно классифицировать по типам  клиентов.

    Потребительский рынок — отдельные лица, семьи и домохозяйства, приобретающие товары для личного потребления.

    Рынок производителей — фирмы, приобретающие  товары для использования их в  процессе производства.

    Рынок промежуточных продавцов — фирмы, приобретающие товары для их последующей  перепродажи.

    Рынок государственных учреждений и общественных организаций, на котором товары приобретаются с целью обеспечения функционирования указанных учреждений и организаций либо для передачи этих товаров тем, кто в них нуждается.

    С позиций ценообразования и по характеру конкуренции рынки можно классифицировать по механизму функционирования.

    Свободный рынок — такой рынок, на котором  цены устанавливаются исключительно  в соответствии со спросом и предложением, безотносительно к каким-либо внешним  обстоятельствам.

    Монополизированный рынок— рынок, на котором исключительное право на производство, установление цен и торговлю принадлежит одному лицу, определенной группе лиц, фирме или государству. Разновидностью этого рынка является монопсония. На этом рынке выступает только один покупатель товара, который сам устанавливает цену.

    

    Рис. 6. Общая классификация рынков 

    Регулируемый  рынок — рынок, на котором государство  активно использует экономические  рычаги (налоги, денежно-кредитная политика, регулирование доходов населения, таможенная, социальная, антимонопольная и внешнеэкономическая политика и т. п.) для решения социальных и разрешения макроэкономических проблем.

    Замкнутый рынок — характеристика открытости экономики. Замкнутый рынок характеризуется  высокими таможенными барьерами, многочисленными ограничениями на ввоз товаров, завышенным валютным курсом, усложненным торговым режимом. Например, в Марокко в 1985 г. уровень тарифов доходил до 400%, в Чили в том же году — до 105%п.

    Остальные способы классификации рынка  можно в общем виде представить по рис. 6. Необходимо добавить, что количество способов классификации может быть увеличено.

    Таким образом, естественные человеческие нужды  формируют конкретные потребности, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в запрос (спрос) на рынке конкретного товара; осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформленный в виде определенной сделки. Отсюда следует, что маркетинг направляет экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей миллионов потребителей. 

    3. Принципы, цели, функции маркетинга 

    Сформулированные  на основе реального поведения людей  и организаций, вытекающие из его  сущности принципы маркетинга являются фундаментом производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности. Основными из них по нашему мнению являются:

    1.   Нацеленность   на   четкий   коммерческий   результат,   что   для   конкретного предприятия может выражаться овладении определенной долей рынка с учетом сроков, ресурсного обеспечения и ответственности.

    2.   Комплексный подход к достижению  поставленных целей на основе анализа потребностей, прогнозирования рынка, изучения товара, рекламы, стимулирования сбыта.

    3.  Максимальный учет условий и  требований выбранного рынка  с одновременным целенаправленным  воздействием на него.

    4. Долговременность целей направленных на товаров, обладающих принципиально новыми потребительскими свойствами и обеспечивающих долгосрочный коммерческий успех.

    5. Адаптивная предприимчивость, обеспечивающая быструю и эффективную реакцию на изменения внешней среды и проявление инициативы как формы управления производством и сбытом продукции.

    Цели  маркетинга

    Главное предназначение маркетинга, по мнению автора - связать производителя и  потребителя, помочь им найти друг друга. Решение этой задачи-связано с  целеполаганием. При этом под целью  следует понимать определенный количественный или качественный результат, которого следует достичь к определенному моменту времени. Цели должны формулироваться таким образом, чтобы их можно было выразить количественно. Они должны быть мобилизующими, достижимыми, ранжируемыми, контролируемыми и одобренными организацией. Каждая цель предполагает срок исполнения, лицо, ответственное за ее достижение и стимулы по ее достижению. Чем четче сформулирована цель и осознана каждым работником, тем больше вероятность ее реализации.

    Цели  в маркетинге можно классифицировать следующим образом:

    1)   Рыночные - завоевание определенной  доли  или  выявление  перспективных  рынков;

    2)   Маркетинговые   -   создание   имиджа   фирмы,   мероприятия   по   созданию благоприятного   отношения    к    фирме,    объем    продаж,    объем    прибыли, конкурентная борьба;

    3)   Управленческие - совершенствование  структуры управления;

    4)   Обеспечивающие - ценовая политика, стимулирование сбыта, потребительские  характеристики товара;

    5)   Контрольные

    Функции маркетинга

    Функция представляет собой особый вид деятельности, ограниченную часть выполнения какой-либо крупной общей работы, обязанности

    В маркетинге выделяют следующие виды функций:

    -    аналитические, связанные с анализом  внешней  и  внутренней  среды фирмы; изучением покупателей, конкурентов, изучение поставщиков и посредников; анализом товаров и услуг.

    -    производственно-сбытовые   -   организация   разработки   новых   товаров,   их производство, сбыт, послепродажное обслуживание, разработка и реализация ценовой политики, формирование спроса, стимулирование сбыта.

    -    управления и контроля - управление  маркетингом, стратегическое и  тактическое планирование;  контроль  маркетинговых  решений,  разработка  предложений  по  всем аспектам маркетинговой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

1.     Абрамова, Г.П. Маркетинг: Учеб. пособие  / Г.П. Абрамова, Б.С. Касаев.-М: ИНФРА-М, 2005.- 173с.

2.     Акулич, И.Л. Маркетинг: Учеб. пособие  / И.Л. Акулич, И.З. Герчиков.-М.: Интерпрессервис, 2005.- 397с.

3.     Алексунин, В.А. Маркетинг: Учебник  / В.А. Алексунин.- М.: Дашков и К°, 2005.- 204с.

4.     Ассэль, Г. Маркетинг: принципы  и стратегия: Учебник / Г. Ассэль.- М.: ИНФРА-М, 2001.-804с.

5.     Басовский,  Л.Е.  Маркетинг:  Учеб.  пособие / Л.Е.  Басовский.- М.: ИНФРА-М, 2005.- 134с.

6.     Басовский, Л.Е. Маркетинг: Курс  лекций / Л.Е. Басовский.- М.: ИНФРА-М, 2005,- 219с.

7.  Голубков, Е.П. Основы маркетинга: Учебник  / Е.П. Голубков.- 2-е изд., перераб.  и доп. - М.: Финпресс, 2003. - 688с.

8.     Григорьев, М.И. Маркетинг: Учеб. пособие / М.И. Григорьев.- М.: Экономисту 2005.- 366с.

9.     Данько, Т.П. Управление маркетингом:  Учебник / Т.П. Данько.- М.: ИНФРА-М, 2001.-334с.

10.   Кнышова,   Е.Н.   Маркетинг:   Учеб.   пособие  /  Е.Н.   Кнышова.-   М.: ИНФРА-М, 2004.- 282с.

11.          Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент / Ф. Котлер.- СПб: Питер Ком, 1998.- 896с.

12.   Лукина, А.В. Маркетинг: Учеб. пособие  / А.В. Лукина.- М.: Форум, 2005.- 224с.

13.   Маркетинг: Учебник / Под ред.  В.А. Щегорцова.- М.: ЮНИТИ, 2005.-447с.

14.    Маркетинг:   Учебник,   практикум   и   учеб.-метод.   комплекс   по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д.  Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. -М.: Экономисте,, 2003. - 568с.

Информация о работе Контрольная работа по "Маркетингу"