Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 16:07, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение вопросов о формировании товарного ассортимента и видах маркетингового контроля.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие товарного ассортимента;
- изучить основные направления в области формирования ассортимента;
- выявить факторы формирования ассортимента;
- обозначить причины сокращения товарной линии;
- раскрыть понятие маркетингового контроля;
- рассмотреть виды контроля в маркетинге.
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Формирование ассортимента продукции. Причины сокращения товарной линии………………………………………………………………………….4
2.Виды маркетингового контроля……………………………………………11
3.Тест…………………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы……………………………………………...16
Факторы формирования ассортимента
Выбор того или иного направления требует знания факторов, влияющих на формирование ассортимента. Различают общие и специфические факторы формирования ассортимента.
Общими
факторами, влияющими на формирование
промышленного и торгового
Спрос — определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь, он зависит от сегмента потребителей.
Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей. Так, формирование ассортимента алкогольной продукции в последние годы в значительной степени определяется мерами по государственному регулированию ее производства и реализации.
Специфическими факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, торгового ассортимента — производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации.
Сырьевая база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья.
Материально-техническая база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными
Достижения научно-технического прогресса — мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможна в основном благодаря развитию науки, техники и технологии.
Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, или лицензировании, или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.
Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта.
Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента. Торговые организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль.
Материально-техническая база торговой организации также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и планировать формирование такого ассортимента.
Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определенных нормативных требований.
Нормативная база формирования ассортимента товаров
Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и технологические документы, регламентирующие базовую широту, полноту ассортимента и требования, предъявляемые к рациональному ассортименту.
Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и технических условиях (ТУ). В этих нормативных документах первый раздел называется «Классификация и ассортимент», или «Ассортимент», или «Виды». Кроме того, в ряде стандартов может быть приведена краткая характеристика видов и разновидностей товаров.
Наряду со стандартами ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители. Эти документы выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров.
За рубежом широко распространены каталоги, которые разрабатываются на государственном и фирменном уровнях. В нашей стране также проводится работа по созданию единого государственного каталога. После выпуска такого каталога появится технологический документ, содержащий полный ассортимент российских товаров, который может быть принят в качестве базового показателя широты.
В настоящее время в России уже выпущен ряд изданий, содержащих перечни отечественных товаров по различным отраслям народного хозяйства
Маркетинговый контроль – это комплексное, последовательное, объективное и регулярное исследование маркетинговой среды, ее задач, стратегий или текущей деятельности, имеющее своей целью обнаружение появляющихся проблем и открывающихся возможностей и выдача советов относительно плана действий по улучшению маркетинговой деятельности.
В современной практике выделяют четыре вида маркетингового контроля (по Ф. Котлеру): контроль годовых планов, контроль прибыльности, контроль эффективности и стратегический контроль (табл. 1).
Виды маркетингового контроля
Виды контроля | Основные ответственные за его проведение | Цели контроля | Содержание |
|
Руководители высшего и среднего звена | Определить, достигнуты ли запланированные результаты | Анализ объёма продаж. Анализ рыночной доли. Анализ отношения объёма продаж к затратам. Финансовый анализ. Анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности. |
|
Контролер маркетинговой деятельности | Определить, по каким статьям у компании наибольшие расходы и доходы | Определение прибыльности в разрезе продуктов, территорий, потребителей, каналов сбыта и т.д. |
|
Руководители линейных и штабных служб. Контролер маркетинговой деятельности | Оценка и
улучшение эффективности |
Анализ эффективности работы сбытовиков, рекламы, стимулирования торговли |
|
Руководители высшего звена, аудиторы | Определить, насколько полно компания использует свои ресурсы на рынках по отношению к продуктам и каналам сбыта | Анализ эффективности маркетинговой деятельности, аудиторский контроль маркетинговой деятельности |
1) анализ продаж - выражается в объеме фактически реализованной продукции по отношения к запланированному объему, при анализе обращается внимание на рынки, на которых объем продаж выше, чем на остальных;
2)
анализ рыночной доли –
3)
анализ отношения продаж к
затратам – помогает
– за счет увеличения прибыли путем роста объема продаж / сокращения затрат;
– путем
улучшения оборачиваемости
г) анализ мнений потребителей. Методом данного анализа является наблюдение за мнением клиентов, поставщиков, дилеров о данной организации. С этой целью проводятся опросы, анкетирование, разбираются устные и письменные жалобы потребителей;
д) финансовый анализ – используется как с целью создания эффективных отношений в области сбыта, так и для разработки прибыльных стратегий.
2. Контроль прибыльности – осуществляется путем анализа бухгалтерского баланса организации за счет внесения корректировок для обеспечения прибыльности различных видов продукции, улучшения функционирования организации на различных рынках. Контроль может проводиться в различные временные промежутки.
3. Контроль эффективности – определяет наиболее благоприятные способы организации работы службы сбыта, проведения рекламных кампаний, деятельности службы логистики. Контроль эффективности маркетинга проводится в разрезе отдельных элементов системы маркетинга. Контроль товарной политики с позиций покупателей оценивает характеристики отдельных видов товаров или их групп, качество их упаковки. Цена реализации анализируется с точки зрения потребителей и сравнивается с ценами конкурентов. Контроль в сфере продвижения продукции оценивается с точки зрения эффективности рекламных акций, проведения выставок, презентаций.
4. Стратегический контроль. Предприятию необходимо периодически оценивать эффективность маркетинговой деятельности. Для этого осуществляется стратегический контроль (ревизия маркетинга) – это комплексное, системное, объективное, квалифицированное, регулярное, исследование среды предприятия, целей стратегий и задач с целью выявления резервов и решения проблем, возникших в процессе деятельности предприятия.
Для
осуществления ревизии
3. Тест
Что из нижеперечисленного оказывает основное влияние на выбор поставщика материальных ресурсов?
А. Качество товара.
Б. Цена товара и надежность поставщика.
В.
Интенсивность рекламной
Г. Условия транспортировки.
Безусловно, каждый из предложенных вариантов ответа оказывает определенное влияние на выбор поставщика. Ведь существует лишь обобщенный вариант показателей, определяющих предпочтительность поставщиков: репутация и имидж; надежность; качество продукции; возможный объем поставки; соблюдение сроков и графиков поставки; уровень цены на продукцию или услуги; условия поставки и формы расчетов; взаимоотношения с заказчиком; прочие дополнительные услуги.