Конкурентоспособность товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности товаров и применение полученных знаний на практическом примере оценки конкурентоспособности пельменей на рынке г. Наб. Челны
Поставленная цель определяет главные задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
2. Выявить показатели и методы, определяющие конкурентоспособность товаров;
3. Изучить конкурентоспособность пельменей на рынке г. Наб. Челны;
4. Разработать рекомендации повышения конкурентоспособности продукции компании «Два Брата» на рынке г. Наб. Челны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товаров…………5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности………………………….5
1.2. Показатели, определяющие конкурентоспособность товаров………...6
1.3. Методы оценки конкурентоспособности товаров……………………...9
2. Изучение конкурентоспособности пельменей на рынке г. Наб. Челны….16
2.1. Общая характеристика рынка………………………………………….16
2.2 Анализ основных производителей пельменей в г. Наб. Челны……….19
2.3. Оценка конкурентоспособности пельменей…………………………...24
3. Рекомендаций повышения конкурентоспособности продукции компании «Два Брата» на рынке г. Наб. Челны…………………………………………..29
Выводы и предложения………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………….34
Приложения……………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

План1111.doc

— 516.50 Кб (Скачать)

 

 

Как  видно  из  таблицы,  наиболее  представлена  пельменная  продукция  в  первых двух    ценовых      сегментах.    По    мнению      продавцов,      продуктовые     марки     данных ценовых сегментов      пользуются     наибольшей      популярностью       у покупателей     по   причинам не высокой цены и приемлемого качества. Таким образом, цены на пельмени г. Наб. Челнов представлены в диапазоне от 20 до 150  руб./ 0,43  кг.  Самые низкие  цены  из местных производителей у компании «Челны – Холод» (цена упаковки пельменей марки «По - челнински» в сети «Камилла» - 17,50 руб.).  Средний уровень  цен  на  рынке  около 35-55  рублей.  Конкуренцию по цене челнинским производителям, может составить только продукция компании «Уральские пельмени» г. Челябинск. Цены  остальных компаний,  предлагающие  пельмени,  в несколько раз выше.  

Наиболее широко в  челнинских магазинах представлена продукция компаний  ОАО «Челны - Холод» и ООО «Счастливые времен», продукцию этих копаний можно встреть практически в каждом магазине. Ассортимент предоставляемой продукции достаточно широк: «Челны – Холод»  в среднем 7-8 марок в магазине, «Обжорка» 4-5 видов, «Халяль», «Добрая хозяйка»  встречается не во всех магазинах, где представлена продукция компании «Счастливые времена» в среднем в холодильнике представлено 1-2 вида.

Реализацией продукции  ООО «Школьное питание» занимается «Челны - Холод», продукция данного производителя представлена узко: 1-2 марки, но в каждом магазине.

Продукция компании  «Два брата»  не представлена в таких  крупных сетях как «Народный», «Славный», «Закамье», «Карусель», «Перекресток», «Алтын Ай».  Продукция компании широко представлена в «Эссене» и  «М-105»   в среднем 6-8 марок. В  сети «Камилла» продукция компании встречается не во всех магазинах, а в которых встречается, представлена очень узко 1-2 марки.

Продукция рассматриваемых  производителей упакована в  полиэтиленовый пакет, самая простая и невзрачная упаковка у продукции компании «Школьное питание» - полиэтиленовый пакет с небольшой наклейкой - этикеткой в центре.

Вес  малой упаковки пельменей варьируется от 400г. до 450 г. большой   от 750 г. до 900 г. Компания «Челны Холод» так же выпускает пельмени под маркой «Вкусняево» только в  фасовке 1 кг.

Основываясь на данных полученных в ходе мониторинга и мнения эксперта рынок замороженных пельменей города выглядит следующим образом (рис. 2.2.1):

Рисунок  2.2.1. Рынок замороженных пельменей г. Наб. Челны

 Из  рисунка 2.2.1 видно, что основными конкурентами готовых  замороженных пельменей челнинских производителей являются самолепные пельмени торговых сетей.

В ходе опроса были выявлены потребительские предпочтения относительно производителей пельменей (рис. 2.2.1.):

  1. ОАО «Челны Холод»;
  2. ООО «Счастливые времена»
  3. ИП Шайдуллин М.Р. (Компания «Два Брата»)
  4. ООО «Школьное питание».

Лидерство  компании «Челны Холод» обусловлено доверием покупателей, широким ассортиментом продукции, не высокой ценой и приемлемым качеством. Слоган компании: Челны - Холод с теплом в душе! В качестве продвижения продукции  компания использует рекламу на местных телеканалах, дегустации, скидки – «желтые ценники» и оформление холодильных витрин в фирменном стиле компании.

Продукция ООО «Счастливые  времена» уступает ОАО «Челны Холод» по качеству продукции, но широко представлена в челнинских магазинах и ведет активную маркетинговую политику: красочная упаковка, конкурсы, скидки.  Слоган марки:  так вкусно, что хочется еще! До кризиса компания вела активную рекламную деятельность, используя федеральные и местные телеканалы, а так же уличные шиты. Порой разрекламированные товары с невысокими потребительскими свойствами воспринимаются потребителями более благожелательно, чем не рекламируемые товары с одинаковыми и даже повышенными потребительскими свойствами.

Продукция компании «Два брата» конкурентоспособна по качеству, но мало представлена в челнинских магазинах. Реклама продукции носит  хаотичный характер, изредка появляются рекламные ролики на местных телеканалах  и рекламные статьи в прессе, в некоторых точках холодильные витрины оформлены в фирменном стиле компании. Как известно, наличие продукции компании в любом магазине, в любой продуктовой точки в которую может зайти потребитель  один из основных фактор  лидерства на ранке. Без широко организованной системы распределения продукции рекламная кампания мало эффективна. Слоган компании: Сравните и поймете разницу!

Продукция компании ООО «Школьное питания» занимает последнее место в первую очередь из-за маленького ассортимента (на сегодняшний день всего 2 позиции) и отсутствия маркетинговой деятельности в фирме (невзрачная упаковка, отсутствие рекламной поддержки продукции и т.д.).

 

 

2.3. Оценка конкурентоспособности  пельменей

Для получения более  объективной оценки были проанализированы факторы, которыми потребитель руководствуется при выборе пельменей. В  целом  ранжирование  факторов потребителями выглядит следующим образом (рис. 2.3.1.).

При выборе пельменной продукции  основное внимание респонденты обращают на вкус продукта - 49,4% назвали именно этот фактор. Для 42,8% важен состав пельменей, 36,5% обращают внимание на качество продукта можно сказать, что эта группа опрошенных при покупке опирается на собственный опыт потребления. Кроме того, значительная доля потребителей при выборе полуфабрикатов особое внимание обращают на известность марки, производителя и стоимость продукции.

Рисунок 2.3.1. Факторы, влияющие на покупку пельменей, % от числа покупателей

Однако,  несмотря  на  то,  что  потребители  ставят  цену  как  фактор,  влияющий  на покупку лишь на пятое место, только 2,1% готовы платить за пачку пельменей (из расчета 450-500  г  в  пачке)  свыше 50  рублей,  а  приемлемой  считают  цену  от 15  до 30  рублей (рис. 2.3.2.).

 Одним  из  показателей  успешности  продукции  на  рынке является  уровень известности марки/производителя.  По  результатам опроса челнинским потребителям  наиболее известные марки: «Домашние», «Булгар» и «Татарские» компании «Челны Холод» и марка «Обжорка» компании «Счастливые времена».

 

Рисунок 2.3.2. Распределение предпочтений потребителей относительно цены на пельмени

За базу сравнения  в оценке конкурентоспособности  продукции челнинских производителей взят «эталонный» продукт, параметры  которого равны оценке  потребителями  всех факторов влияющих на выбор пельменей. Близость исследуемых марок к «эталонной» представлена в таблице 2.3.1., расчет интегрального показателя конкурентоспособности производился дифференциальным методом.

Таблица 2.3.1.

Соответствие  продукции челнинских производителей эталонному продукту

№ п/п

Производитель/факторы

"эталонный" продукт

ОАО "Челны Холод"

ООО "Счастливые времена"

Компания

"Два брата"

(ИП Шайдуллин М.Р.)

ООО "Школьное питание"

1.

вкус

49

39

32

43

40

2.

состав

43

40

42

39

40

3.

качество, проверенное ранее

37

29

32

35

35

4.

известность марки (производитель)

23

25

22

14

9

5.

цена

22

22

19

20

18

6.

внешний вид пельменей

18

16

12

14

16

7.

рекомендации знакомых, друзей

10

5

4

10

2

8.

советы продавцов

6

10

6

2

2

9.

реклама

4

3

5

2

1

10.

яркость упаковки

2

2

3

2

1

 

интегральный показатель конкурентоспособности

 

0,892

0,842

0,861

0,78


 

Из приведённых данных видно, что больше всего из исследуемых объ

ектов эталону соответствует продукция производства ОАО «Челны - Холод» - на 89,2%, за тем продукция компании «Два брата» (ИП. Шайдуллин М.Р.) – 86,1%, продукция ООО «Счастливые времена» - 84,2% и меньше всего соответствует «эталону» продукция ООО «Школьное питание».

Результаты  опроса  показали,  что  наибольшей  популярностью  пользуются пельмени  местного  производителя «Челны - Холод» (37 %  всех  ответов).  Потребителей устраивает цена и качество данной продукции.

 Рисунок  2.3.3. Потребительские предпочтения относительно производителей пельменей

Что  касается  места  покупки,  то  приобретают  пельмени  чаще  всего  в  супермаркетах - 43,7% и в магазинах у дома – 34,1%. При  этом  важными  факторами  выбора  места  покупки  являются  близость расположения  к  дому,  стабильность  наличия  пельменей  в  продаже  и имеющийся ассортимент. 

 

 

 

 

3. Рекомендаций повышения  конкурентоспособности продукции компании «Два Брата» на рынке г. Наб. Челны

 

Из полученных данных видно, что потребители высоко оценивают  вкус и качество продукции компании «Два брата».  Оценка этих параметров выше  чем у компании «Челны Холод» интегральный показатель конкурентоспособности которой наиболее соответствует эталону, что свидетельствует о конкурентоспособности продукции компании «Два брата» и шансах на увеличение доли рынка.  Но есть и слабые стороны, основная из них низкий уровень представленности  продукции на прилавках челнинских магазинов.

Исходя из анализа  собранной информации, для повышения позиций на рынке и конкурентоспособности продукции компании «Два брата» следует предпринять следующие шаги:

  1. Расширить сбытовую сеть в супермаркетах и магазинах у дома;
  2. Спрос  на  дешевую  продукцию  сокращается,  а  на  более дорогую  растет, в связи с эти компании следует расширить ассортимент в высоком ценовом сегменте и сегменте «премиум». Для более дорогих сегментов лучше создать новую торговую марку;
  3. Продукты  этнической  кухни  пользуются  все возрастающей  популярностью  у  потребителей,    Если  создать качественный  продукт  национальной  кухни  и  грамотно  использовать  комплекс маркетинговых мероприятий, то емкость этого рынка можно существенно увеличить.
  4. Расширение ассортимента пельменей, например, за счет использования других видов фарша, продукция к посту (варенники);
  5. Чтобы быть успешной, компании необходимо  активно  продвигать  продукцию.  Следует  особо выделить такое средство воздействия на потенциальную аудиторию, как реклама в местах продаж,  но на данный момент этот вид рекламы используется крайне слабо. Компания «Два брата» на сегодняшний день ведет крайне слабую рекламную деятельность,  что в условиях жесткой конкурентной  борьбы  существенно  сокращает  её шансы занять высокое место в на рынке;
  6. Создать промо-сайт компании, на котором можно провести акцию конкурсу на лучший рецепт, который затем послужит основой создания новой марки
  7. Необходимо  продумать  различные  мероприятия   по стимулированию сбыта  использовать не ценовые факторы конкуренции.  Например: вложить в упаковку пельменей соус, майонез или приправы для ароматного бульона;
  8. На упаковке можно использовать такие рекламные фишки: 10% бесплатно, «больше мяса меньше теста», новинка, новая рецептура т.п.;
  9. Поддержание конкурентоспособного уровня цен,    использование «желтых» ценников, скидок;
  10. Освоение других сегментов быстрозамороженных продуктов (блинчиков, пиццы).

 

 

 

 

Выводы и предложения

 

 

Выводы:

  1. Конкурентоспособность товара - способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены;
  2. Выделяют конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь, в основе всех уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара» - эта категория является базовой;
  3. Параметры конкурентоспособности - система критериев количественной оценки состояния конкурентоспособности товара или группы товаров одного класса;
  4. Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим);
  5. Оценка конкурентоспособности товара - расчет способности продукции быть более привлекательной для потребителя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида или назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям определенного рынка и потребительским оценкам;
  6. Существует несколько методов расчета конкурентоспособности товара: дифференциальный метод, комплексный метод, смешанный метод и метод фокус-групп;
  7. Оценка  конкурентоспособности товара осуществляется в несколько этапов: анализ рынка и выбор базы для сравнения, определение сравниваемых параметров, расчет интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара, расчет цены потребления, анализ соответствия параметров товара условиям конкурентоспособности, разработка мер по повышению конкурентоспособности;
  8. В челнинских магазинах преобладает продукция местных производителей: ОАО «Челны Холод»,  ООО «Школьное питание», ООО «Счастливые времена», ИП Шайдуллин М.Р. так же широко представлена продукция  компании «Уральские пельмени» ИП Янцев А. В. г. Челябинск. Реже в основном в федеральных сетях встречается продукция торговых марок: Дарья, Ложкарев, Мириталь, Едрена Матрена, Атяшево, Сам Самыч, Равиолло, Йошкар-Олинского мясокомбината;
  9. По  результатам  опроса челнинским потребителям  наиболее известные марки: «Домашние», «Булгар» и «Татарские» компании «Челны Холод» и марка «Обжорка» компании «Счастливые времена»;
  10. Цены на пельмени г. Наб. Челнов представлены в диапазоне от 20 до 150  руб./ 0,43  кг.  Самые низкие  цены  из местных производителей у компании «Челны – Холод» (цена упаковки пельменей марки «По - челнински» в сети «Камилла» - 17,50 руб.).  Средний уровень  цен  на  рынке  около 35-55  руб./ 0,43 кг;
  11. Основными конкурентами готовых замороженных пельменей челнинских производителей являются самолепные пельмени торговых сетей. Наибольшей  популярностью  пользуются  пельмени  местного  производителя «Челны- Холод»;
  12. Основные  факторы,  влияющий  на  покупку  пельменей:  качество,  проверенное ранее, срок годности, состав компонентов, внешний вид, цена;
  13. Наиболее конкурентоспособной, соответствующей «эталону» оказалась продукция производства ОАО «Челны – Холод», за тем продукция компании «Два брата», продукция ООО «Счастливые времена»  и меньше всего соответствует «эталону» продукция ООО «Школьное питание»;
  14.   Потребители считают приемлемой цену на пельмени от 15 до 30 рублей.

Информация о работе Конкурентоспособность товара