Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 14:51, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучение теоретических аспектов оценки конкурентоспособности товаров и применение полученных знаний на практическом примере оценки конкурентоспособности пельменей на рынке г. Наб. Челны
Поставленная цель определяет главные задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
2. Выявить показатели и методы, определяющие конкурентоспособность товаров;
3. Изучить конкурентоспособность пельменей на рынке г. Наб. Челны;
4. Разработать рекомендации повышения конкурентоспособности продукции компании «Два Брата» на рынке г. Наб. Челны.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности товаров…………5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности………………………….5
1.2. Показатели, определяющие конкурентоспособность товаров………...6
1.3. Методы оценки конкурентоспособности товаров……………………...9
2. Изучение конкурентоспособности пельменей на рынке г. Наб. Челны….16
2.1. Общая характеристика рынка………………………………………….16
2.2 Анализ основных производителей пельменей в г. Наб. Челны……….19
2.3. Оценка конкурентоспособности пельменей…………………………...24
3. Рекомендаций повышения конкурентоспособности продукции компании «Два Брата» на рынке г. Наб. Челны…………………………………………..29
Выводы и предложения………………………………………………………...31
Список используемой литературы…………………………………………….34
Приложения……………………………………………………………………..36
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции.
Полные затраты потребителя определяются по формуле:
где З - полные затраты потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции;
Зс - единовременные затраты на приобретение продукции;
Сi - средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции, относящиеся к i-му году ее службы;
Т - срок службы;
i - год по порядку.
При этом:
где Сj - эксплуатационные затраты по j-ой статье;
n - количество статей эксплуатационных затрат.
В том случае, если продукция может быть продана после эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:
где Iэп - групповой показатель по экономическим параметрам;
З, Зо - полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.
Формулы и не учитывают коэффициента приведения эксплуатационных затрат к расчетному году, так как отношения полных затрат в определенной степени компенсирует влияние коэффициента приведения на величину Iэп.
В случае необходимости учета коэффициента приведения эксплуатационных затрат формулы (4.6) и (4.8) принимают вид:
Соответственно подсчет группового показателя по экономическим параметрам проводится по формуле:
где Iэп - групповой показатель по экономическим параметрам;
З, З0 - единовременные затраты на приобретение соответственно анализируемой продукции и образца;
Сi, С0i - суммарные затраты на эксплуатацию или потребление соответственно анализируемой продукции и образца в i-ом году;
Т - срок службы товара;
a i - коэффициент приведения
эксплуатационных затрат к
Величина срока службы
для изделий промышленного
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:
где К - интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу;
Анализ результатов. По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.
Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.
Если анализ проводится по нескольким образцам, интегральный показатель конкурентоспособности продукции по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу:
де Кср - интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно группы образцов;
Кi - показатель конкурентоспособности относительно i-го образца;
Ri - весомость i-го образца в группе аналогов;
N - количество аналогов.
Смешанный метод оценки
представляет собой сочетание
Данный подход является
общеупотребительным и
В последнее время
большой интерес среди
2. Изучение конкурентоспособности
пельменей на рынке г. Наб. Челны
В процессе изучения
конкурентоспособности
1. Изучение вторичной информации (в сети Internet, средствах массовой информации, справочниках, рекламе, периодических изданиях).
2. Проведение первичных исследований:
2.1. Общая характеристика рынка
Одним из динамично развивающихся сегодня рынков является рынок пельменей. Пельмени являются характерным и традиционным продуктом русской кухни. Они вкусные, сытные, просты в приготовлении и относительно недороги, поэтому являются популярными у потребителей. В силу большой емкости, рынок пельменей является достаточно привлекательным для производителей. Сегодня в России производством пельменей занимаются более 200 средних и крупных заводов и комбинатов, а также множество небольших предприятий общественного питания, кулинарии и т.д. Поэтому на нем наблюдается довольно высокий уровень конкуренции.
Согласно проведенному опросу, покупателями замороженных пельменей являются 79 % респондентов. Основными аргументами в пользу покупки данного полуфабриката служат то, что пельмени не только вкусная, но быстро приготовленная и сытная еда. При этом 62 % опрошенных осуществляют покупку несколько раз в месяц, т.е. являются активными покупателями. Группа неактивных покупателей, т.е. приобретающих пельмени реже одного раза в месяц, составляет 17,1% (рис. 2.1.1.). Из общего числа всех опрошенных только человек (11 %) не едят пельмени вообще. Основные причины этого: данный продукт не нравится на вкус, пельмени являются тяжелой пищей, вегетарианец и др.
Рис. 2.1.1 Частота покупки пельменей, % от числа покупателей
Больше половины покупателей пельменей составляют женщины, доля мужчин равна 46,8%. Наиболее активными покупателями пельменей являются молодые и пожилые люди, именно они чаще всего приобретают данный вид продукции. Не менее интересным является и распределение покупателей пельменей по семейному положению. Так, чаще всего данный продукт покупают незамужние/холостые люди, в то время как среди семейных доля активных покупателей несколько ниже. Видимо, это объясняется тем, что одинокие люди не желают тратить много времени на приготовление пищи и предпочитают полуфабрикаты.
В рамках исследования также был задан вопрос об объеме разовой покупки пельменей. В ходе опроса выяснилось, что в большинстве случаев потребители приобретают пельмени фасовкой до 500 граммов, считая такой вес расфасовки наиболее удобным. При этом за один раз чаще всего покупают по одной пачке (55,2%), чуть меньше по две - (36,5%). Следует отметить, что объем покупки, зависит от количества членов семьи. Так, покупки до 0,5 килограмма чаще совершают одинокие люди и семьи, состоящие из двух человек, тогда как люди, имеющие семьи из трех и более человек, за один раз приобретают более 0,5 килограмма пельменей.
На челнинском рынке
в целом, представлено достаточно большое
количество марок пельменей. При
этом продукция местных
2.2 Анализ основных производителей пельменей в г. Наб. Челны
На прилавках Челнинских магазинов преобладает продукция местных производителей: ОАО «Челны Холод», ООО «Школьное питание», ООО «Счастливые времена», ИП Шайдуллин М.Р. так же широко представлена продукция компании «Уральские пельмени» ИП Янцев А. В. г. Челябинск. Реже в основном в федеральных сетях встречается продукция торговых марок: Дарья, Ложкарев, Мириталь, Едрена Матрена, Атяшево, Сам Самыч, Равиолло, Йошкар-Олинского мясокомбината.
В некоторых крупных
сетях таких как «Народный», «Челны - Холод», «Эссен», «Бехетле» представлены
самолепные пельмени собственного производства.
Такие пельмени продаются в пластиковых
лотках и на развес, сопровождаются рекламными
акциями, и скидками.
По результатам проведенного мониторинга, были выявлены наиболее распространенные в магазинах Челнов марки пельменей (Приложение 2.)
Пельмени различаются по следующим характеристикам:
На цену пельменей
оказывают влияние наличие
Таблица 2.2.1.
Представленности торговых марок в различных ценовых сегментах2
Производитель |
Количество наименований (ассортимент) пельменей по ценовым сегментам |
всего наименований | |||
Дешевые ("Эконом"-класса): 20-35 руб./0,43 кг. |
Средние цены: 35-55 - руб./0,43 кг. |
Дорогие: 55-75 руб./0,43 кг. |
Элитные («премиум» класс): более 75руб./0,43кг. | ||
ОАО "Челны холод" г. Наб. Челны |
По - челнински, желанные, уральские (3) |
Татарские, пуговка, царские, с телятиной, домашние из отборного мяса, домашние с телятиной и свининой, Я- вкусный пельмень, Булгар, Разгуляй (50/50), по -русский, камские, старорусские (12) |
Колобок, нежные с телятиной, Халяль петущки с говядиной (3) |
Вкусняеево Люкс (2) |
20 |
ООО "Школьное питание" г. Наб. Челны |
Старорусские (1) |
Казанские рецепты (1) |
2 | ||
ООО "Счастливые времена" г. Наб. Челны |
Домашняя хозяйка татрские, Домашния хозяйка сибирские, Домашняяя хозяйка домашние, Домашняя хозяйка крестьянские (4) |
Обжорка царские, Обжорка с говядиной, Обжорка Домашние, Обжорка сибирские, Обжорка Татарские (5) |
Халяль Татарские, Краснодымов 2 царские премиальные, Краснодымов2 царские самолепные, Краснодымов 2 татарские (4) |
13 | |
Компания «Два брата» ИП Шайдуллин М. Р. г. Наб. Челны |
Крестьянские, Любимые, Доступные, Домашние (4) |
Царские, С говядиной, Домашние, Домашние люкс, Татарские, Родные, Пельмешки, Премиум, Путевые (9) |
13 | ||
Всего |
11 |
27 |
8 |
2 |