Конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.Любая фирма заинтересована, чтобы ее продукция наилучшим образом удовлетворяла потребности клиентов, т.е. являлись конкурентоспособной. Таким образом, цель данной курсовой работы состоит в изучении понятия конкурентоспособности продукции, а также методов ее определения.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность конкурентоспособности продукции и её элементы
2. Методы определения конкурентоспособности продукции
3. Конкурентоспособность продукции российских предприятий: проблемы и перспективы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Качество промежуточного продукта в свою очередь формирует качество конечного продукта, а последний непосредственно выходит на качество жизни.

Всеобщий контроль качества, осуществляемый многими европейскими фирмами, предполагает три обязательных условия:

1.      Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный показатель качества. Повышение качества должно иди по возрастающей, ибо качество – это непрерывно меняющаяся цель.

2.      Мероприятия по повышению качества продукции должны затрагивать все подразделения предприятия без исключения. Опыт показывает, что от 80 до 90% мероприятий не подлежат контролю отделов качества и надежности. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как изготовление новых изделий.

3.      Для повышения качества продукции следует особое внимание уделить процессу обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.

По мнению американского экономиста А. Фейгенбаума[4)], в условиях острой конкурентной борьбы (примерно 70% выпускаемой продукции США испытывают острую конкуренцию со стороны импортируемой продукции) фирмы смогут успешно развиваться, руководствуюсь следующими принципами:

                 качество является не одним из направлений деятельности, а непрерывным процессом, затрагивающим все функции предприятия;

                 повышение качества зависит от степени участия в его формировании каждого сотрудника фирмы;

                 качество не препятствует, а способствует снижению себестоимости продукции;

                 качество означает  использование новой техники и технологии;

                 качеством необходимо управлять так же непосредственно и эффективно, как управляют оборудованием, производством и финансами;

Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время – одна из характерных черт мирового рынка.

Неправомерно отождествлять «конкурентоспособность» с «уровнем качества» и «техническим уровнем продукции».

В то же время между этими понятиями существует тесная взаимосвязь. Все они служат для оценки результатов конкретного труда, его общественной полезности. Общим для них является и то, что они определяются через совокупность свойств товара. Все они представляют собой динамические характеристики, которые изменяются с развитием общественных потребностей и технического прогресса. Существует много общего и в методах оценки отдельных показателей, используемых при их анализе.

Глобализация и обострение конкуренции расширяет не только угрозы, но и возможности для любого предприятия. Разрушается региональная изолированность, национальные барьеры, защищавшие неэффективные фирмы в первую очередь крупных стран. Глобализация конкуренции увеличила число соперников, активно вносящих собственные нововведения и изменения рынка, затрудняется выживание любого производителя или продавца, благосостояние которых зависит от методичных успехов на рынке, ставшем мировым. Следовательно, долгосрочная выживаемость любой организации стала зависимой от планомерного достижения мирового уровня конкурентоспособности. Международная конкуренция постоянно меняется, усложняется по форме и содержанию, требуя фундаментальной переоценки основ обеспечения конкурентоспособности, новой системности и методичности ее построения.

Расширение конкуренции на внутреннем рынке ускоряет достижение мирового уровня конкурентоспособности и «без этого стимула трудно достичь прогресса».

Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь между конкуренцией и конкурентоспособностью – одно вытекает из другого. Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.

Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка – предприятия-изготовители, предприятия сферы услуг, потребительские организации. Но, в конечном счете, оценка конкурентоспособности является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Поэтому можно согласиться с таким вариантом определения: «Конкурентоспособность товара показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя».[5)]

Формирование конкурентоспособности — установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня конкуренто­способности продукции на всех этапах его создания и продвижения до потребителя. Так, для обеспечения необходимого качества продукции осуществляют воздействие на производственные фак­торы (сырье, конструкция, рецептура, технология), сбытовые факторы (условия транспортирования, хранения), сервисные факторы (дегустация товара и другая помощь в выборе товара, установка изделия на дому). Для обеспечения необходимого уровня цены товара воздействуют также на производственные, сбытовые (выбор транспортного средства, числа посредничес­ких организаций), сервисные факторы (условия реализации и технического обслуживания). Выявляемые при оценке конку­рентоспособности отклонения (в отрицательную сторону) от товаров-конкурентов побуждают изготовителя (продавца) осу­ществлять корректирующие действия, т.е. воздействовать на факторы с целью улучшения значений критериев.

Таким образом, мы видим, что существует огромное разнообразие в определении конкурентоспособности товара. В общем можно сказать, что это способность продукции отвечать требованиям конкретного рынка в рассматриваемый период. Конкурентоспособность продукции должна всегда оцениваться с позиции потребителя – основного «арбитра» в оценке достоинств и недостатков товара. Сегодня, в век мировой конкуренции, стало особенно важным верно оценить конкурентоспособность товара, ориентируясь именно на потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы определения конкурентоспособности продукции

 

Оценка конкурентоспособности продукции играет важную роль в определении и достижении предприятием заданного уровня прибыли. Объясняется это тем, что конкурентоспособность продукции является мерой прибыли, так как повышение конкурентоспособности обуславливает возрастание объема продаж.

Оценка конкурентоспособности продукции представляется собой совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению действительных значений этих показателей для продукции конкурентов и сопоставлению значений показателей анализируемого товара, с товарами, принятыми в качестве базовых.

Оценка конкурентоспособности товара производится при осуществлении следующих мероприятий:

1)                 комплексное изучение требований рынка, прежде всего на основе анализа динамики качества реализуемых на нем изделий;

2)                 выработка основных направлений создания и изготовления продукции, пользующейся спросом на рынке;

3)                 оценка перспектив продажи конкретных изделий и формирование структуры экспорта;

4)                 установление цен на продукцию, предназначенную для продажи;

5)                 подготовка рекламы продукции, предлагаемой потребителю и др.

Наиболее часто необходимость в оценке конкурентоспособности возникает еще до появления новой продукции, т.е. на этапе ее проектирования и разработки. Дело в том, что уровень затрат в период потребления или эксплуатации, являющийся одним из наиболее часто используемых показателей конкурентоспособности, более чем на 80% зависит от характеристик изделия, закладываемых на ранних стадиях его разработки.[6)]

Используемые при оценке характеристики могут быть качественными (соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта и др.) и количественными (производительность мясорубки, потребляемая мощность холодильника и др.). Следовательно, критерий конкурентоспособности – это качественная и (или) количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки ее конкурентоспособности.

Единичный критерий конкурентоспособности относится к одной из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Параметрами является продажная цена, степень автоматизации прибора.

Комплексный критерий конкурентоспособности относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Разновидностями комплексного критерия являются групповой и обобщенный критерии.

Групповой критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны (уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара).

В модели премии Правительства РФ в области ка­чества «удовлетворенность потребителей качеством продук­ции» как комплексный критерий включает 31 единичный кри­терий, а в условиях получения Знака качества «III тысячеле­тие» этот критерий представлен как единичный.

Достаточно сильно агрегированным является потребительс­кий показатель качества, так как входящие в него, например, показатели надежности занимают три ступени в системе клас­сификации (см. табл. 1). Чрезвычайно агрегированным является критерий конкуренто­способности страны: по данным для определения рейтинга в ми­ровых табелях о рангах учитывается 381 единичный критерий.

 

 

 

 

 

Таблица 1

Критерии конкурентоспособности [7)]

Критерий конкурентоспособности

Групповой критерий 1-го уровня

Групповой критерий 2-го уровня

Единичный критерий

Потребительский показатель качества

Показатель надежности

Показатель долговечности

Средний срок службы

 

Обобщенный критерий конкурентоспособности — это ком­плексный критерий конкурентоспособности, по которому при­нимают решение о результатах оценки конкурентоспособности продукции. Примером являются уровень конкурентоспособно­сти продукции, рейтинг товара.

Фактор конкурентоспособности—непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ при­чин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособ­ности продукции и установления факторов, повышающих конку­рентоспособность, так называемый факторный анализ, — важный момент в деятельности предприятий-изготовителей и предприя­тий-продавцов. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.

В экономической литературе имеются предложения об определении конкурентоспособности товара путем сопоставления выручки от экспорта и затрат внутри страны по его производству и реализации па внешнем рынке. Высказывается также мнение о возможности расчета конкурентоспособности путем отнесения полезного эффекта изделия к его продажной цене.

Но для товара, впервые выходящего на рынок, оценка конкурентоспособности при таком методе практически невозможна, так как его продажная цена отсутствует, а есть только цена предложения, которая в процессе рыночного отбора может существенно измениться. Поскольку при расчете цены предложения необходимо знать размер затрат по эксплуатации товара как один из основных факторов его конкурентоспособности, не имеет смысла, однажды определив эти затраты, исключать их из расчета в дальнейшем.

Требование основывать расчеты конкурентоспособности товара не только на продажной цене, а на цене потребления связан с задачей управления. В частности, повышение конкурентоспособности товара только с помощью одной продажной цены имеет ограниченные возможности и в ряде случаев не может дать ожидаемого эффекта, поскольку ее влияние на размер общих расходов часто несущественно.

Для оценки конкурентоспособности продукции производственно-технического назначения в настоящее время предложена схема, состоящая из следующих этапов: [8)]

1)  после выбора изделия, для которого проводится оценка, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется перечень технических и экономических параметров, подлежащий исследованию;

2) сравнение по каждой из групп параметров. Суть такого сравнения — выяснить, насколько каждый параметр товара близок к параметру потребности. Инструментом сравнения здесь является
единичный показатель — отношение величины параметра анализируемого товара к величине параметра, требуемой покупателем;

Информация о работе Конкурентоспособность продукции