Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что, финансовое благосостояние организации напрямую зависит от обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, что является основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительн
Современные формы конкуренции изобилуют многообразием способов достижения конкурентных преимуществ, отражая ставшее «классическим» представление о маркетинге как о форме необъявленной войны, и представляющее процесс достижения успеха как битву за победу в сражении, где «цель оправдывает средства». Всем вступающим на этот путь нужна только победа, поскольку речь идет об экономической жизни или смерти рыночных субъектов и чем шире масштабы конкуренции, тем выше цена, которую платит побежденный за свое поражение. Выбор способов достижения победы любой ценой приводит к тому, что бизнес становится все более жестким и криминализованным, однако наличие механизмов урегулирования рыночных отношений (юридических, экономических, политических и др.), призванных повышать их культуру и согласовывать интересы противоборствующих сторон, заставляет искать более цивилизационные решения, формируя новые требования к научно-методическому обеспечению и тем самым способствуя эволюции понятия «конкурентоспособность»
Известно, что конкурентоспособность может достигаться не только путем улучшения своих собственных характеристик, но и путем использования различного рода мер по блокированию развития конкурентов. Особенно важно учитывать этот фактор при оценке конкурентоспособности на макроуровне, поскольку между странами практически пока еще не создано единого правового поля. [9, C. 94].
Гельвановский М.И., например, считает, что безопасность блокирует потерю конкурентных преимуществ или даже переход их от одного конкурирующего субъекта к другому и предлагает следующее определение: Конкурентоспособность = Эффективность + Безопасность. Гельвановский вводит понятие мезоконкурентоспособности, утверждая, что цели в конкурентной борьбе субъектов-носителей конкурентных преимуществ в соответствии с уровнями формирования конкурентных преимуществ различаются масштабами и временными горизонтами: краткосрочные – на микроуровне, средне- и долгосрочные – на мезоуровне и сверхдолгосрочные (исторические) – на макроуровне.
Автор выделяет три типа конкурентных преимуществ:
1) Ресурсные – обладание ресурсами особого, качества или количества (природными или приобретенными);
2) Операционные – характеризующие степень или эффективность использования имеющихся ресурсов;
3) Программно-стратегические – наличие определенной стратегии развития субъекта, носителя конкурентных преимуществ и качество этой стратегии. [11, C. 107-109].
Из ряда закономерностей, присущих процессу формирования конкурентоспособности, можно выделить следующие:
1) Достижение наивысшей конкурентоспособности экономического субъекта по производству и реализации конкурентоспособного объекта (товара иди услуги) возможно только при оптимальном уровне реализации потенциальной конкурентоспособности, обусловленном той или иной степенью воздействия внешних факторов.
2) Процесс формирования потенциальной конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и ее реализации подвержен влиянию со стороны не только тенденций общего характера, адекватных многим странам мира, но прежде всего, находится в прямой зависимости от комплекса политических, экономических, социальных и других факторов, господствующих в России в настоящий исторический период времени.
3) Конкурентоспособность предприятия с позиций современной теории рассматривается как категория, формирующаяся из двух групп факторов:
- из способности фирмы к быстрому повышению операционной эффективности (росту эффективности использования труда персонала фирмы, особенно ее научных кадров, имеющегося в ее распоряжении оборудования, денежных средств и других ресурсов),
- из способности выработки и реализации уникальной стратегической концепции своего развития, которая одновременно создает труднопреодолимые или вообще непреодолимые барьеры для потенциальных конкурентов, т.е. выстраивания своеобразных барьеров безопасности. Причем данная группа факторов становится всё более доминирующей, что в будущем может явиться источником серьезных проблем для эффективного развития экономики в целом. [12, C. 465].
Самая важная причина сохранения конкурентного преимущества коммерческой организации - постоянная модернизация производства и/или других ключевых видов ее деятельности.
Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что, компания, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества в свою очередь делятся на внешние и внутренние. Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.
На примере страховых организаций можно отметить, что конкурентоспособность таких компаний заключается в возможности сбыта страховых продуктов (через заключение договоров страхования определенного вида) на данном страховом рынке, исходя из имеющихся страховых интересов, выявленных службой маркетинга страховщика.
Выделяют экономические и организационные показатели, характеризующие конкурентоспособность страховщика.
К числу экономических показателей относятся:
- расходы на обучение персонала,
- комиссионное вознаграждение страховых агентов,
- налогообложение доходов от страховой деятельности и др.
Организационные показатели составляет:
- система скидок и льгот страхователям по срокам и условиям заключаемых договоров страхования,
- дополнительный сервис клиентам (например, бесплатные юридические консультации страхователям),
- система продажи страховых полисов.
В идеале экономические и организационные показатели конкурентоспособности страховщика должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов страховщика.
Также отметим, что оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.
Страховая отрасль, как часть финансовой инфраструктуры рынка, играет важную роль в приобретении национальных конкурентных преимуществ. Для усиления инфраструктуры и повышения её эффективности, наряду с другими институтами национальной инфраструктуры, необходимо развитие института страхования, повышение конкурентоспособности российских страховых компаний. Это становится тем более актуально, в связи с грядущей либерализацией финансового рынка в рамках вступления нашей страны в ВТО и снятия ограничений на допуск иностранных страховщиков на российский страховой рынок, что окажет влияние на интенсивность конкуренции в отрасли и установит более жесткие требования к конкурентоспособности страховых компаний, действующих на российском страховом рынке.
Резервы повышения конкурентоспособности организации – это неиспользованные возможности развития субъектов хозяйствования наиболее эффективными экономическими методами. Резервы конкурентоспособности не следует смешивать с резервами как запасами товарно-материальных ценностей, необходимых для производства конкурентоспособной продукции. Можно выделить пять укрупненных групп резервов конкурентоспособности организации:
· резервы использования рыночной ситуации;
· резервы использования организационного потенциала организации;
· резервы использования производственно-
· резервы использования финансово-экономического потенциала организации;
· резервы использования кадрового потенциала организации. [13, C. 246].
В современных условиях, когда отраслевые рынки поделены между участниками, наибольший интерес представляет изучение отдельных сегментов и выявление резервов конкурентоспособности за счет четкой целевой ориентации производства на требования конкретных потребителей. Наряду с правильным выбором целевого рынка и его сегмента важное значение имеет оценка условий деятельности на данном рынке. Связанные с этим резервы конкурентоспособности организации могут быть выявлены при составлении объективных прогнозов экономических, политических, технико-технологических условий, позволяющих определять и экстраполировать тенденции спроса, конкуренции и рентабельности.
В данную группу резервов использования рыночной ситуации также отнесены резервы, зависящие от того, насколько организации эффективно применяют возможности повышения своей конкурентоспособности за счет максимального использования формальных правил деятельности, устанавливаемых государством. Это резервы:
· связанные с введением различных налоговых льгот для отдельных сфер деятельности;
· резервы использования системы государственных дотаций, субсидий, инвестиций, кредитов; страхования деятельности;
· резервы, возникающие при реализации государственных программ по повышению конкурентоспособности организаций;
· резервы грамотного учета и использования законодательной и нормативной базы хозяйствования.
В группу входят резервы конкурентоспособности, связанные с использованием возможностей организационного потенциала организации.
Резервы использования научно-технического потенциала организации реализуются через:
· повышение уровня патентно-правовой работы;
· обеспечение технико-экономических и качественных показателей, определяющих приоритетность продукции организации на рынке;
· изменение качества изделия, его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов;
· повышение внимания к надежности продукции;
· выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
· выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов в своей организации;
· изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
· определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);
· нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой. [14, C.58].
К этой группе резервов относятся и резервы повышения эффективности рекламы. Рекламу следует рассматривать как составную часть большого органического единства общества и системы предпринимательства. Тесно связаны с резервами рекламы резервы сертификации. Сертификат выступает как один из методов конкурентной борьбы, особенно если он выдан престижным, с мировым именем сертификационным центром.
Большое значение в последнее время приобретают резервы повышения конкурентоспособности на стадии эксплуатации продукта, поскольку эти резервы связаны с расширением сети постпроизводственного, сервисного и гарантийного обслуживания своей продукции предприятиями-производителями; увеличением объема и сроков гарантийного и сервисного обслуживания и т.д.
Для третьей группы резервов повышения конкурентоспособности организации характерно использование резервов производственно-
· резервы использования основных фондов (резервы использования производственных площадей, фонда времени работы оборудования, инструмента и приспособлений);
· резервы обновления структуры основных фондов;
· резервы совершенствования технологии производства (резервы улучшения технологической преемственности, интенсификация технологических процессов, сокращения технологической подготовки производства);
· резервы улучшения материально-технического обеспечения производства;
· резервы улучшения монтажных, пусконаладочных и погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.
Четвертая группа резервов повышения конкурентоспособности организации — резервы ее финансово-экономического потенциала. Выделяются следующие группы резервов, входящих в данную группу:
· резервы финансовой устойчивости организации (резервы использования собственного капитала, резервы привлечения заемного капитала);
· резервы инвестиционной привлекательности организации;