Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что, финансовое благосостояние организации напрямую зависит от обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, что является основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительн
4
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что, финансовое благосостояние организации напрямую зависит от обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, что является основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
Объектом исследования является: система управления конкурентоспособности предприятия ОАО «Ингосстрах»
Целью данной курсовой работы является разработка мер и предложений по повышению конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
-рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности предприятия;
- дать организационно- экономическую характеристику предприятия;
-проанализировать подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценку его результатов;
-предложить методы по совершенствованию конкурентоспособности
Теоретико-методологическая базой исследования являются труды таких ученых как Ф. Котлер ., А.А Томпсон., Г.Л. Азоев., В. Андрианов., И. Ансофф., Е. Арефьева., А. Баландин., О. Богомолов., 3. Большаков., Б. Карлофф., Ю. Куренков., Д. Лаллок., Е. Лавренова., Ж Ламбен., М. Портер., Р. Фатхутдинов., Г. Хэмел., А. Челенков и др.
Маркетинговый подход при определении и формировании конкурентных преимуществ обоснован в работах таких ученых как: Г.Л. Багиев, Г. Армстронг, Л. Ахтенхаген, Я. Гордон, К Гренрос, П. Зибер, Ф. Котлер, О.В. Фирсанова, М. Янг и других.
Эмпирической базой исследования являются документы конкретной рассматриваемой организации, такие как устав, отчеты и локальные акты.
Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью
1.1 Понятие конкурентоспособности организации
Глобальным фактором, определяющим успешное формирование рыночного пространства, является гибкое использование законов конкуренции. Термин “конкуренция” не применялся в российской экономике вплоть до 90-х годов прошлого века, так как в нем не было никакой необходимости. Лишь переход России к рыночной экономике привел к появлению фактической конкуренции почти во всех сферах деятельности. [1, C. 12].
Конкурентоспособность - это способность конкурировать, а конкурентные преимущества - это те преимущества, которые позволяют конкурировать. Другими словами, конкурентные преимущества - это проявляющиеся у конкурентных субъектов факторы конкурентоспособности. Существует огромное множество понятий конкурентоспособности организации.
Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш. трактуют ее как способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.
Киперман Г.Я. считает, что это способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.
Фатхутдинов Р.А. рассматривает конкурентоспособность организации, как способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
Хруцкий В.Е. и Корнеева И.В. дают следующее определение: «конкурентоспособность организации – это способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг»
Анализ определений конкурентоспособности, данных разными авторами, позволил выделить ее наиболее важные особенности:
— конкурентоспособность – это привлекательность продукции для потребителя, мера возможности быть проданной;
— задаваемая величина, при создании новой продукции;
— отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от вида продукции;
— относительная величина, получаемая при сопоставлении с аналогичной продукцией основных конкурентов по техническим, экономическим, эксплуатационным характеристикам в определенный промежуток времени;
— прогнозируемая, математическая величина. [3, C. 75-76].
Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкурентоспособности предприятия: поведенческой, структурной, функциональной.
Поведенческая трактовка конкурентоспособности предприятия – борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.
Структурная трактовка конкурентоспособности предприятия – анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.
Функциональная трактовка конкурентоспособности предприятия – соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным
Оценка конкурентоспособности организации может осуществляться только среди организаций, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги. Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
Конкурентоспособность организации определяется следующими факторами:
— качество продукции и услуг;
— наличие эффективной стратегии маркетинга;
— уровень менеджмента и квалификации персонала;
— технологический уровень производства;
— налоговая среда, в которой действует предприятие;
— доступность источников финансирования. [4, C. 63].
Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают организации с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом организации подразумевается как реальная, так и потенциальная способность организации разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия.
Высокая конкурентоспособность организации обусловливается наличием следующих трех признаков:
1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой организации (потребители возвращаются, а товары нет);
2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к организации;
3) работники гордятся своим участием в деятельности организации, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.
Для того чтобы стать конкурентоспособной организацией необходимо:
1. Обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя.
2. Поднять потенциал конкурентоспособности организации, а следовательно и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли. Этот показатель характеризует возможность успешной работы организации в будущем. Успех в текущей деятельности не гарантирует светлое будущее.
У менеджеров возникает естественный вопрос оценки ранга своего предприятия среди конкурентов. Установление своего места в рыночной среде — первый шаг в управлении конкурентоспособностью организации.
Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. Ошибка в выборе метода измерения может привести к принятию ошибочных управленческих решений. В настоящее время в Республике Беларусь общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций нет. Зарубежный опыт в этой области крайне скудно освещается в литературе. Каждая компания оценивает свою конкурентную позицию по своей методике и эффективность ее применения не афиширует.
Все вышеперечисленное делает вопрос о конкурентоспособности организации и методов ее оценки достаточно актуальным и требующим дополнительных исследований и анализа.
В условиях развития рыночных отношений важное значение придается управлению конкурентоспособностью организаций, ориентированных на освоение и расширение рынков сбыта.
Финансовое благополучие современной организации следует за конкурентоспособностью выпускаемой продукции, как тень за человеком. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия. Таким образом, высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:
1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой организации (потребители возвращаются, а товары нет);
2) общество, акционеры и партнеры не имеют претензий к организации;
3) работники гордятся своим участием в деятельности организации, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании. [5, C. 26].
Очевидно, что конкурентоспособность - это свойство практически любых экономических объектов. Независимо от физической природы и выполняемых функций все изделия, а также производственные системы их изготовляющие и использующие, могут рассматриваться в контексте проблемы конкурентоспособности, причем такой аспект анализа диктуется не абстрактными соображениями, а сугубо практическими интересами конкретной экономической деятельности.
1.2 Методические подходы к управлению конкурентными преимуществами организации
По мере того, как усиливалась конкуренция за мировые ресурсы и рынки сбыта, внимание современных исследователей все больше стало привлекать производное от понятия «конкурентоспособность», понятие «конкурентные преимущества».
С позиций теории маркетинга в основе понятия «конкуренция» лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, специфичных для различных культур и людей. П.Диксон, например, процесс принятия маркетинговых решений на насыщенном конкурентами рынке называет конкурентной рациональностью. Теория конкурентной рациональности изучает последовательное маркетинговое поведение фирмы, взаимодействующей с потребителем, в ходе организации процесса обмена на постоянно развивающемся высоко-конкурентном рынке. Маркетинговые решения в теории конкурентной рациональности имеют особенности: необходимость постоянного растущего удовлетворения потребностей, требующих от предприятия целенаправленной деятельности по совершенствованию товара как наивысшей потребительской ценности; необходимость сокращения издержек при сохранении требуемого потребителем качества; стремление к совершенствованию процедуры принятия решений, связанных с созданием отличительных конкурентных преимуществ10.
Теория конкурентной рациональности в настоящее время достаточно востребована специалистами и используется для разработки прикладных технологий формирования конкурентных преимуществ. Например, И.И. Сафонова с позиций данной теории устанавливает, что понятие «конкурентное преимущество» находится в диалектическом единстве с понятиями «конкуренция», «конкурентоспособность» и «потенциальные возможности компании», но не тождественно им, поскольку, являясь основой и целью экономической стратегии предприятия, обладает свойствами относительности, динамичности, потребительской ценности. Автор утверждает, что конкурентное преимущество – это «заключенная в продукте ценность для потребителя, побуждающая этот товар купить, то есть это те характеристики, свойства товара (услуги), которые создают для предприятия определенное превосходство над прямыми конкурентами. Следовательно, конкурентное преимущество носит сопоставительный, относительный, а не абсолютный характер, так как может быть оценено только путем сравнения характеристик, влияющих на эффективность продаж в привязке к конкретным условиям и причинам [6, C. 223].
Ключевыми областями формирования конкурентных преимуществ предприятий сферы услуг в настоящее время становятся: инновации в сфере услуг, качество услуг и управление поведением потребителей. [7, C. 206].
Достижение конкурентных преимуществ за счет внедрения новшеств на рынке услуг базируется на следующей классификации:
1. Существенные инновации в производстве услуг.
2. Комплекс новых услуг, дополняющий имеющиеся на рынке.
3. Новые услуги для данного рынка, получаемые путем репозицио-нирования на новые сегменты рынка.
4. Усовершенствованные услуги, полученные в результате развития продуктовой линии. Это самые распространенные инновации, связанные с изменениями свойств или характеристик производства существующих услуг.
5. Старые услуги с измененным стилем продажи. Это наиболее скромный тип инноваций, хотя они весьма заметны визуально. [8, C. 26].
Следует отметить, что помимо акцентов на повышении эффективности, качества, развитии инфраструктуры, капитализации экономики, освоения рынков сбыта, все большее количество современных специалистов связывают понятия «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество» с такими понятиями как «отличие», «уникальность», «своеобразность» и «индивидуальность», описывающими целый комплекс отличительных особенностей, за счет чего достигается как известность того или иного бренда, так и достижение конкурентных преимуществ по способам достижения целей. Это обусловлено тем, что способность субъекта конкурировать и побеждать в конкурентной борьбе, которая проявляется в его конкурентных отличиях, дает данному субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта.