Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:52, курсовая работа
В рыночной экономике смогут функционировать только жизнестойкие предприятия, которые гибко маневрируют и используют новые механизмы в управлении. Одной из важных задач становится задача количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия, а также, разработка мероприятий, позволяющих управлять ею.
Организация управления и планирования хозяйственной деятельности предприятия, основанная на базе анализа конкурентоспособности, позволяет повысить его адаптивность, конкурентные преимущества и результаты хозяйственной деятельности и, как следствие, повысить его устойчивость, гибкость и выживаемость, как на внутренних, так и на внешних рынках.
Введение
1. Методические основы анализа конкурентоспособности предприятия
1.1. Характеристика методов оценки конкурентоспособности фирмы.
2.Факторы и условия, определяющие конкурентоспособность предприятия.
3.Оценка зарубежного опыта по обеспечению конкурентоспособности товаров
Содержание
Введение
1.
Методические основы анализа
конкурентоспособности
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие
в нашей стране сложные процессы
реформирования экономических отношений
и развитие новых рыночных условий
хозяйствования требуют новых подходов
к организации производственно-
В
ходе экономических реформ промышленные
предприятия России претерпели существенные
изменения, как с точки зрения
социально-экономической
Развитие
экономики России свидетельствует
о том, что экономические реформы,
направленные на обеспечение и поддержку
перехода промышленных предприятий
к рыночным условиям хозяйствования
к настоящему времени пока не достигли
ожидаемых результатов. Это подтверждается
неустойчивостью основных показателей
производственно-хозяйственной
Вместе с тем, динамика развития рыночных отношений настоятельно требует:
ускорения рыночных реформ;
коренных
изменений в организации
применения современных рыночных технологий управления, учитывающих накопленный опыт странами с развитой рыночной экономикой с целью повышения устойчивости, гибкости и выживаемости предприятия в условиях рынка.
Опыт развитых в рыночном отношении стран, а также последние исследования ученых-экономистов пост советских государств, убедительно свидетельствуют о том, что теоретической и практической концепциями совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения в условиях возрастающей рыночной конкуренции является маркетинг.
Важнейшей
функцией маркетинга на предприятии
является определение воздействия
рыночного окружения на эффективность
его функционирования в условиях
рыночных отношений. Для решения
этой проблемы необходимо проводить
исследования, чтобы определить, как
предприятию с наименьшими
В условиях постоянно меняющихся рыночных ситуаций, расширения рыночных отношений и усиления конкурентной борьбы решение вопросов объективного определения положения предприятия на рынке, определения его конкурентных преимуществ и выявления слабых сторон производственной деятельности позволит обеспечить высокую степень подготовки и принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости предприятия в рыночной среде.
В
настоящее время в
Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы:
определить
степень своей адаптации к
воздействию внешних и
выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами;
оценить
уровень своей
разработать
комплексы организационно-
разработать
различные сценарии развития рыночной
среды и эффективные
Как
известно, в условиях рыночных отношений
критерием устойчивости и выживаемости
предприятия в рыночной среде
служит конкурентоспособность
В
рыночной экономике смогут функционировать
только жизнестойкие предприятия, которые
гибко маневрируют и используют
новые механизмы в управлении.
Одной из важных задач становится
задача количественной оценки уровня
конкурентоспособности
Организация
управления и планирования хозяйственной
деятельности предприятия, основанная
на базе анализа конкурентоспособности,
позволяет повысить его адаптивность,
конкурентные преимущества и результаты
хозяйственной деятельности и, как
следствие, повысить его устойчивость,
гибкость и выживаемость, как на
внутренних, так и на внешних рынках.
1. Методические основы анализа конкурентоспособности предприятия
В условиях рыночной экономики фирма-производитель не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек по созданию и реализации товара. При вступлении на новый для себя рынок, при принятии решения о расширении производства или его сокращении, при осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции требуется уже оценка конкурентоспособности производителя, а не отдельного товара.
В экономической литературе еще не выработаны единое понятие "конкурентоспособность" и методы оценки уровня конкурентоспособности производителя.
Существует несколько подходов к решению этой проблемы [11, 1]. На Рисунок 1 представлены некоторые из них.
Рисунок 1 "Некоторые методы оценки конкурентоспособности фирмы"
Непосредственно измерить сравнительные преимущества невозможно, поэтому предложено несколько косвенных методов. Одним из наиболее часто используемых служит метод, построенный на предположении: чем ниже издержки производства в отрасли, тем большими преимуществами обладает отрасль по отношению к конкурентам.
Исходя
из методологии сравнительных
Самостоятельное направление исследований составляют методы оценки конкурентоспособности производителя, базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли А. Маршалла и теории факторов производства. Под равновесием понимается такое состояние, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, т.е. для изменения объема производства (изменения своей доли на рынке).
В условиях равновесия производителя (при достижении максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке) каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирм отрасли отсутствует и сверхприбыль, обусловленная действием какого-либо из факторов производства, и, следовательно, у сторонних фирм нет стимулов для вступления в отрасль.
Возможность для расширения выпуска продукции появляется в том случае, когда какой-нибудь фактор производства используется не полностью и существующие масштабы производства не обеспечивают минимума издержек. Критерием же конкурентоспособности в рамках данной модели служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов, производительностью.
Такой подход применялся в 80-е годы Комитетом по изучению экономического положения и проблем развития ОЭСР Экспортеры ОЭСР проводили сопоставление стоимости факторов производства и их производительности. В качестве показателей стоимости факторов производства использовались процентные ставки по банковским кредитам, относительная стоимость закупаемого оборудования (индексы цен), относительные ставни заработной платы. Преимущественным положением, большей конкурентоспособностью обладали те отрасли, где показатели относительной стоимости факторов производства оказывались ниже, чем у конкурентов.
Методы
оценки конкурентоспособности
В рамках теории эффективной конкуренции существует два основных подхода к определению критерия конкурентоспособности: структурный и функциональный.
Согласно структурному подходу, оценка положения может быть сделана исходя из знания уровня монополизации отрасли, т.е. концентрации производству и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок компаний. К числу основных препятствий на пути новых конкурентов обычно относятся: экономичность крупномасштабного производства, степень дифференциации продукции, абсолютные преимущества в издержках у существующих фирм, размер капитала, необходимый для организации эффективности производства.
Теория маркетинга позволила изучить влияние внешних условий на конкурентоспособность фирм. Возможности завоевания фирмой любого рынка зависят не только от внутренних факторов, но и от складывающихся на рынке обстоятельств. Выделяют следующие факторы, которые оказывают воздействие на интенсивность конкуренции и тем самым влияют на уровень конкурентоспособности компаний:
Вторым подходом в определении конкурентоспособности служит функциональный подход. Главную роль здесь играют экономические показатели деятельности фирм: соотношение издержки-цены, загрузка производственных мощностей, объемы выпуска продукции, норма прибыли и тд. Данный метод позволяет в определенных пределах строить заключения относительно всей отрасли. Примером определения конкурентоспособности отрасли может служить методика известной консультационной американской фирмы "Дан энд Брэдстрит" [14], на основе анализа трех главных групп показателей рыночной деятельности.