Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 08:35, курсовая работа
Актуальность рассмотрения темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях нарастающей конкурентной борьбы туристического бизнеса необходимо приумножать свои конкурентные преимущества, т.е. разрабатывать такие мероприятия, которые будут способствовать их росту. Это, в свою очередь позволит более полно удовлетворять потребности клиентов, а, следовательно, повысит уровень конкурентоспособности, улучшит позицию предприятия на рынке туристских услуг.
Введение 3
1.Теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности 4
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия, средства ее формирования 4
1.2 Нормативно-правовые основы, влияющих на уровень конкурентоспособности продукции (услуг) 7
1.3 Методы анализа конкурентоспособности фирмы 11
2. Оценка конкурентоспособности туристической фирмы
ООО «ТКА - Трэвел» 16
2.1. Характеристика туристической фирмы ООО «ТКА - Трэвел» 16
2.2. Анализ туристической фирмы ООО «ТКА - Трэвел» 18
2.3. Оценка и повышение конкурентоспособности ООО
«ТКА – Трэвел» 22
Заключение 28
Список литературы 30
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Теоретические
аспекты обеспечения конкуренто
1.1. Понятие
конкурентоспособности предприя
1.2 Нормативно-правовые основы, влияющих на уровень конкурентоспособности продукции (услуг) 7
1.3 Методы анализа конкурентоспособности
фирмы
11
2. Оценка конкурентоспособности туристической фирмы
ООО «ТКА - Трэвел»
2.1.
Характеристика туристической
2.2. Анализ туристической фирмы ООО «ТКА - Трэвел» 18
2.3. Оценка и
повышение
«ТКА – Трэвел»
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами, о чем свидетельствуют известные международные туристские страны, такие как Италия, Испания, Португалия, Франция.
Актуальность рассмотрения темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях нарастающей конкурентной борьбы туристического бизнеса необходимо приумножать свои конкурентные преимущества, т.е. разрабатывать такие мероприятия, которые будут способствовать их росту. Это, в свою очередь позволит более полно удовлетворять потребности клиентов, а, следовательно, повысит уровень конкурентоспособности, улучшит позицию предприятия на рынке туристских услуг. Поскольку сфера туризма в мире очень быстро развивается и Алтай в этой связи имеет достаточно разветвленную инфраструктуру туризма, постольку необходимо уделять особое внимание удержанию и развитию конкурентных преимуществ области в этой сфере, что позволит региону в перспективе выйти на международный рынок.
Целью данной курсовой работы является оценка конкурентоспособности фирмы на примере ООО «ТКА - Трэвел»
Для этой цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить направления повышения конкурентных преимуществ товара в современных условиях хозяйствования;
2. разработать мероприятия, направленные на обеспечение конкурентоспособности туристических услуг.
Объект исследования – конкурентоспособность фирмы.
Предмет исследования - процессы, которые происходят в сфере туристического бизнеса по росту конкурентных преимуществ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТО
Развитие рыночных
отношений неразрывно связано с
борьбой товаропроизводителей за более
выгодные условия производства и
сбыта товаров с целью
Понятие конкуренции лежит в основе такой экономической категории, как конкурентоспособность.
Прежде всего,
необходимо различать конкурентоспособност
Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется в процессе деятельности конкретного экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)» (14, с.35).
Конкурентоспособность
как экономическая категория
выражает функциональный результат
использования множества
Термин «конкурентоспособность»
1. С кем (чем) конкурировать.
2. По каким критериям и показателям.
3. На каком уровне конкурировать.
Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагающим, так как указывает на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается. Ответы на остальные вопросы учитывают особенности объекта и позволяют увидеть, где и как реализуется способность объекта конкурировать. Таким образом, конкурентоспособность как термин нельзя рассматривать вне связи с объектом. Объектами оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны.
Есть трактовки конкурентоспособности на нескольких уровнях:
— конкурентоспособность страны;
— конкурентоспособность региона (отрасли);
— конкурентоспособность предприятия;
— конкурентоспособность товара.
Между понятиями конкурентоспособности на различных уровнях существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.
Конкурентоспособность
товара определяет во многом конкурентоспособность
и самого предприятия, его финансово-экономическое
состояние и репутацию. Но это
возможно только в том случае, если
в структуре реализованной
В своей работе
«Конкурентоспособность: экономика, стратегия,
управление» Фатхутдинов Р. А. определил
конкурентоспособность всех уровней
как внешние факторы
Что касается конкурентоспособности предприятия, то единого определения данного термина еще не выработано. Яшева Г.А., дала определение, где под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая категория, которая характеризует способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала (12, С.20). При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром - лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное - систематическая работа по управлению конкурентоспособностью продукции.
Конкурентоспособность продукции и лежит в основе всех ранее рассмотренных уровней конкурентоспособности, так как является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей.
Определение конкурентоспособных отраслей является тем этапом, который в экономической политике последних лет пока еще не был реализован (7, С.66). Необходимо признать, что в настоящее время определение конкурентоспособных отраслей и соответствующая промышленная политика действительно не могут уже иметь того эффекта, на который можно было рассчитывать еще несколько лет назад. Дело в том, что отраслевая структура все больше утрачивает свою актуальность. Предприятия, формально относясь к определенным отраслям промышленности, диверсифицируют свою экономическую деятельность. Виды деятельности, которые ведут те или иные предприятия, зачастую плохо соотносятся с наименованиями отраслей, к которым формально относятся эти предприятия.
При определении
конкурентоспособности
1. Товар должен
по цене и качеству
2. На рынок,
где реализуется товар должен
быть свободный доступ
3. Ценовая конкурентоспособность
должна достигаться не за счет
уменьшения доходов
На рынке покупателя конкурентоспособность товара рассматривается с точки зрения потребителя. В условиях острой конкуренции такой подход ориентирует на достижение конкурентных рыночных результатов. При этом справедливо считается, что покупателя прежде всего интересует эффективность потребления, определяемая как отношение суммарного полезного эффекта к полным затратам, включающие расходы, связанные с приобретением и эксплуатацией товара, и именуются ценой потребления.
Практика определения конкурентоспособности основывается на сравнительном анализе совокупных характеристик товара с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и цене потребления. Конкурентоспособность товара определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Поэтому превышение требований стандартов и правил (если только оно не вызвано в перспективе повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность товара, но, нередко снижает ее, поскольку с точки зрения интересов покупателя такое превышение ведет к росту цены не увеличивая потребительской ценности, а поэтому представляется ему бесполезным.
1.2 Нормативно-правовые основы, влияющих на уровень конкурентоспособности продукции (услуг)
Конкурентоспособность синтезирует все аспекты, стороны, факторы функционирования и развития объекта управления. В соответствии с нашим определением системы, состоящей из внешнего окружения и внутренней структуры, факторы конкурентоспособности следует подразделять на всеобщие внешние и специфические внутренние.
Конкурентоспособность
продукции (услуг) – это ее свойство,
а уровень
Уровень конкурентоспособности товара может быть рассмотрен с 3-х сторон: коммерческой; нормативно-правовой; технико-экономической.
Коммерческая конкурентоспособность прежде всего характеризуется доступностью товара потенциальным потребителям (под доступностью товара здесь подразумевается возможность потребителя приобрести товар на месте) и возможностью его нормальной эксплуатации в данной местности.
Конкурентоспособность товара существенно зависит от страны-производителя. Один и тот же товар может выпускаться в разных странах и существенно отличаться по цене, так как стоимость рабочей силы, сырья, материалов, энергоресурсов по регионам неодинакова. Кроме того, изменение курса местной валюты, таможенные пошлины или преференции по ним могут повысить или наоборот понизить конкурентоспособность товара данной страны. Этот фактор при оценке конкурентоспособности надо учитывать индивидуально для каждого вида товара в зависимости от рынка реализации товара. Также, на техническое и технологическое обеспечение конкурентоспособности продукции, особенно в условиях совместного с иностранными продуцентами существенным образом влияет соотношение доли иностранных и отечественных комплектующих изделий.
Еще одна составляющая коммерческой конкурентоспособности – имидж фирмы, выражаемый обычно через товарную марку. Известно, что при одинаковых значениях оценочных параметров покупатель отдает предпочтение более известной товарной марке. Поэтому, чтобы завоевать рынок, необходимо или превосходить товар известной фирмы или всеми способами создавать имя своей фирмы. Также при освоении новых рынков фирме необходимо учитывать местные особенности рынка, традиций, языка.
Нормативно-правовой аспект конкурентоспособности изделий связан с безопасностью в эксплуатации. Практически любой товар в зависимости от страны изготовителя производится в соответствии с внутренними нормативами, но при экспорте товара этого недостаточно, так как в стране назначения могут существовать другие нормативы на эти же изделия или нормативные показатели могут отличаться от принятых в стране-изготовителе (4, С.118).
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия ООО «ТКА - Трэвел»