Конкурентная среда предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время страна стоит перед необходимостью упрочения внутриэкономического положения, обеспечения устойчивого экономического развития, что предполагает определенную корректировку экономических подходов и более активное и скоординированное использование механизмов и рычагов экономической политики, в том числе конкурентной политики. Конкуренция является важнейшим регулятором экономической эффективности и экономического развития, для создания которой предстоит решить важную и сложную задачу формирования конкурентной среды в экономике. Конкурентную среду можно определить как совокупность экономических, институционально-правовых и социально-политических условий для развития конкуренции в стране. Конкурентная среда - экономико-правовой порядок, который обеспечивает доминирование рыночного типа экономических связей, свободу предпринимательства, равноправие производителей (покупателей) товаров и услуг, другими словами создает условия для эффективной конкуренции. Таким образом, конкурентная среда представляет собой рамочные условия конкурентных отношений, которые необходимо сначала создать, а затем поддерживать.

Содержание

Введение
1.Методические основы воздействия конкурентной среды на экономику предприятия
1.1 Цели и виды конкуренции
1.2 Понятие и факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы
1.3 Методы конкурентной борьбы
2. Анализ воздействия конкурентной среды на экономику ОАО «Хлебозавод № 1»
2.1 Экспресс-анализ экономики предприятия
2.2 Характеристика конкурентной среды, факторы прямого и косвенного воздействия
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
2.4 Показатели конкурентоспособности предприятия
3. Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде
3.1 Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)
3.2 Мероприятия по росту устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде
Заключение
Список использованных источни

Работа содержит 1 файл

курсовая хлебозавод.doc

— 434.50 Кб (Скачать)
 
Групповой показатель Единичный показатель конкурентоспособности   
1. Эффективность  производственной деятельности (Эп):

Эп = а11 И + а12 Ф + а13 Рт + а14 П;

1.1. Издержки  производства на единицу продукции(И)

1.2. Фондоотдача  (Ф)

1.3. Рентабельность  продукции (Рт)

1.4. Производительность  труда (П)

 
2.Финансовое  положение предприятия (Фп):

Фп = а21 Ка + а22 Кп + а23 Кал + а24 Ко;

2.1. Коэффициент  автономии (Ка)

2.2. Коэффициент  платежеспособности (Кп)

2.3. Коэффициент  абсолютной ликвидности (Кал)

2.4. Коэффициент  оборачиваемости оборотных средств  (Ко)

 
3. Эффективность  организации сбыта (Эс):

Эс = а31 Рп + а32 Когп + а33 Кзм + а34 Кр;

3.1. Рентабельность  продаж (Рп)

3.2. Коэффициент  оборачиваемости готовой продукции  (Когп)

3.3. Коэффициент  загрузки производственных мощностей  (Кзм)

3.4. Коэффициент  эффективности рекламы и средств  стимулирования сбыта (Кр)

 
4. Показатель  конкурентоспособности продукции (КСп):

КСп = а41 Кп + а42 Ц + а43 Уп + а44 Сп+ а45 Уо;

4.1 Качества  продукции (Кп)

4.2. Цена продукции(Ц)

4.3. Условия платежа  (Уп)

4.4. Срок поставки (Сп)

4.5. Уровень гарантийного  и сервисного обслуживания на  всех этапах жизненного цикла (Уо)

 
Конкурентоспособность предприятия (Кпр):

Кпр. = а51 Эп + а52 Фп + а53 Эс + а54 КСп;

   
     

В первую группу входят показатели, характеризующие  эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве. Во вторую группу входять показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем. В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования. И в четвертую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара, условия платежа, цена, срок поставки, уровень гарантийного и сервисного обслуживания. В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности, для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (Кпр) экспертным путем определяются весовые коэффициенты всех показателей. Для этого можно использовать метод попарных сравнений, основанный на понятиях нечеткого множества.

Для перевода единичных  показателей в относительные  величины производится их сравнение  с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели; показатели любого конкурирующего предприятия  или предприятия-лидера на рынке; показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени.

Для определения  позиции или ранга исследуемых  предприятий, рассчитывается стандартизированный  показатель конкурентоспособности, как  минимальное удаление от предприятия - эталона (1-хij). За нормативное значение (эталон) принимается лучшее значение из исследуемой совокупности предприятий. Чем меньше разница (1-хij), тем ближе конкурентное предприятие к предприятию-эталону:

хij = aij / max aij

где i - номера показателей (i =1, 2, 3,….m), m - количество показателей;

- номера предприятий  (i = 1, 2, 3,…., n), n - количество предприятий;

- значение i -ого  показателя j -ого предприятия;

хij - стандартизированный показатель конкурентоспособности.

Показатели, характеризующие финансовое состояние можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятся коэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности.

3. Основные направления  повышения устойчивости  ОАО «Хлебозавод  № 1» в конкурентной  среде

3.1 Резервы повышения  конкурентоспособности  продукции (услуг)

Хлеб - это продукт, который должен быть реализован в  течении 24 часов, но это не всегда получается. Для решения данного вопроса нужно ввести в эксплуатацию линию по герметичной упаковке хлебобулочных изделий, в результате чего хлебобулочные изделия можно реализовывать в течении 72 часов.

Как видно, упаковка товара играет немаловажную роль. Поэтому одним из направлений повышения конкурентоспособности является ввод в эксплуатацию линии по герметичной упаковке.

По статистике ОАО «Хлебозавод № 1» возвратность хлебобулочных изделий без упаковки составляет 15 % от объёма отгрузки. На основании показателей 2007 года рассчитаем дополнительную прибыль, которую предприятие сможет получить при внедрении герметичной упаковки.

Сумма капитальных  затрат на приобретение машины РТ - УМ - ГШ - 02

К в.н = Ц + И + Ст + ОСдоп

где,

Ц -цена внедряемой машины

И -стоимость  комплектующих приспособлений

Ст - стоимость расходов на транспортировку и монтаж

ОСдоп - сумма дополнительных оборотных средств, связанных с внедрением.

К в.н = 840 000 + 8 400 + 144, 85 = 848 544, 85 руб.

Срок окупаемости  капитальных затрат - это время от начала реализации инвестиционного проекта до момента, когда первоначальные вложения и другие затраты, покрываются суммарными результатами от его осуществления.11 Филатов О.К. - Планирование, финансы, управление на предприятии: Практическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004 г.

 
Т = К в.н      
  П н.т.      
         

где П н.т. - прирост прибыли от внедрения новой техники, руб.

Объём производства продукции в год составляет 8440 тонн, стоимость товарной продукции - 87 064 тыс. рублей.

Стоимость 1 тонны продукции 10 315, 64 рублей (87 064 / 8,44).

По статистике ОАО «Хлебозавод № 1» в год  происходит 15 % возврата продукции от объёма производства из - за неполной реализации хлебо - булочных изделий в течении 24 часов., что составляет 1266 тонн в год (8440 х 0,15). возврата = 1266 х 10 315,64 = 13 059,60 тыс. рублей.

С внедрением линии  по герметичной упаковке, срок реализации хлебобулочных изделий увеличиться  до 72 часов. В среднем процент  возврата будет составлять 7 % от объёма производства.

Тогда возврат продукции в год составит:

8440 х 0,07 = 590, 8 тонн в год

Дополнительная  прибыль предприятия в данном случае составит:

П н.т = (1266 - 590,8) х 10 315,64 = 6 965 120,13 руб.

 
Т = 848 544, 85 = 0,12    
  6 965 120,13      
         

Коэффициент эффективности затрат на новую технику (показатель обратный сроку окупаемости):

 
К эф.кап.затр = П н.т.      
  К в.н      
         
 
К эф.кап.затр = 6 965 120,13 =8,20    
  848 544, 85      
         

Экономический эффект - это конечный результат  применения технологического новшества, измеряемый абсолютными величинами. Ими могут быть прибыль, снижением материальных, трудовых затрат, рост объёмов производства или качества продукции (Приложение А - Таблица № 13).

Экономическая эффективность - это показатель, определяемый соотношением экономического эффекта и затрат, породивших этот эффект, т.е. сопоставляются либо размер полученной прибыли, либо издержек с капитальными вложениями на осуществление данного технического мероприятия.

3.2 Мероприятия по  росту устойчивости  ОАО «Хлебозавода № 1»в конкурентной среде

Финансовая устойчивость предприятия (Приложение А - Таблица  № 14) играет чрезвычайно важную роль в обеспечении устойчивого развития, как отдельных предприятий, так  и общество в целом.

Для укрепления своей финансовой устойчивости предприятию необходимо повышать свою конкурентоспособность. Существует несколько путлей повышения конкурентоспособности предприятия.

Пути повышения  конкурентоспособности предприятия  с целью укрепления его финансовой устойчивости:

1. Постоянное  использование нововведений.

2. Поиск новых,  более совершенных форм выпускаемого  товара.

3. Выпуск продукции  такого качества, которое бы отвечало  государственным и мировым стандартам.

4. Постоянное использование нововведений.

5. Поиск новых,  более совершенных форм выпускаемого товара.

6. Выпуск продукции  такого качества, которое бы отвечало  государственным и мировым стандартам.

7. Сбыт товаров  в те же сегменты рынка, где  наиболее высокие требования  к качеству и сервисному обслуживанию.

8. Использование  только высококачественного сырья и материалов.

9. Постоянное  обучение и переподготовка кадров.

10. Повышение  материальной заинтересованности  работников и улучшение условий  труда.

11. Проведение  маркетинговых исследований рынка,  с целью установления потребностей  покупателей.

12. Анализ своих  конкурентов, для выявления своих  сильных и слабых сторон.

13. Поддержание  контактов с научно-исследовательскими  организациями и инвестирование  научных разработок, направленных  на повышение качества продукции.

14. Использование  наиболее эффективных рекламных мероприятий.

15. Регистрация  своего товарного знака и использование  фирменных марочных изделий.

Таким образом, одним из важнейших вопросов эффективной реализации стратегии является стимулирование выполнения заданий требуемого объема, качества, в установленные сроки, без превышения запланированных затрат. Из перечисленных критериев приоритетным является качество как важнейший фактор конкурентоспособности.

Одной из важнейших  функций управления реализации следует  считать оперативное регулирование, за которым должны быть закреплены задачи мониторинга изменений во внешней среде и внутренней структуре системы, комплексной значимости системы, анализа результатов оперативного контроля, обновления и внесения изменений в стратегию повышения конкурентоспособности предприятия.11 Чайникова Н.Л., Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия. Учебное пособие. - Тамбов. 2007 г.

53

Заключение

Главная цель хозяйствующего субъекта современных условиях - получение  максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Очевидно, что  от эффективности управления финансовыми  ресурсами и предприятием целиком  и полностью зависит результат  деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

Объектом исследования данной дипломной работы выступает  ОАО «Хлебозавод № 1». Это предприятие пищевой промышленности, занимающееся выпуском и реализацией хлебобулочных изделий. Как и большинство бывших государственных предприятий, ОАО «Хлебозавод № 1» в настоящее время находится в тяжелом финансовом положении, связанном с усилением конкуренции, устареванием материально - технической базы и налоговой политикой государства.

Информация о работе Конкурентная среда предприятия