Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:08, курсовая работа
В настоящее время страна стоит перед необходимостью упрочения внутриэкономического положения, обеспечения устойчивого экономического развития, что предполагает определенную корректировку экономических подходов и более активное и скоординированное использование механизмов и рычагов экономической политики, в том числе конкурентной политики. Конкуренция является важнейшим регулятором экономической эффективности и экономического развития, для создания которой предстоит решить важную и сложную задачу формирования конкурентной среды в экономике. Конкурентную среду можно определить как совокупность экономических, институционально-правовых и социально-политических условий для развития конкуренции в стране. Конкурентная среда - экономико-правовой порядок, который обеспечивает доминирование рыночного типа экономических связей, свободу предпринимательства, равноправие производителей (покупателей) товаров и услуг, другими словами создает условия для эффективной конкуренции. Таким образом, конкурентная среда представляет собой рамочные условия конкурентных отношений, которые необходимо сначала создать, а затем поддерживать.
Введение
1.Методические основы воздействия конкурентной среды на экономику предприятия
1.1 Цели и виды конкуренции
1.2 Понятие и факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы
1.3 Методы конкурентной борьбы
2. Анализ воздействия конкурентной среды на экономику ОАО «Хлебозавод № 1»
2.1 Экспресс-анализ экономики предприятия
2.2 Характеристика конкурентной среды, факторы прямого и косвенного воздействия
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
2.4 Показатели конкурентоспособности предприятия
3. Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде
3.1 Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)
3.2 Мероприятия по росту устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде
Заключение
Список использованных источни
Предлагаемая методика оценки конкурентоспособности ОАО «Хлебозавода № 1» включает следующие этапы:
1. Анкетный опрос клиентов.
2. Определение
степени удовлетворенности
3. Выработка
рекомендаций по повышению
Этап 1. Опрос клиентов. Он производился с помощью анкеты, приведенной в приложении Г.
Этап 2. Выявление наиболее важных критериев и определение степени удовлетворенности клиентов. Результаты обработки полученных анкет сводятся в таблицу.
Этап 3. Выработка
рекомендаций по повышению
1. Что наиболее важно для клиентов?
2. По каким критериям клиент удовлетворен работой ОАО «Хлебозавода № 1»?
3. По каким
критериям клиент не
4. Что нужно
улучшить для повышения
По данной методике были исследованы ОАО «Хлебозавод № 1», а также основные конкуренты: предприятие «Хлебозавод № 3» и «Хлебозавод № 4».
В течение месяца проводился опрос клиентов ОАО «Хлебозавода № 1». Было роздано 250 анкет, получено заполненных 214. Это 86% от общего числа анкет, такой большой процент, связан с тем, что маркетолог ОАО «Хлебозавода № 1»помогал клиентам заполнить анкеты, давая им необходимые пояснения.
Результаты обработки анкет всех трех фирм представлены в таблицах 8-9 (приложение Б).
Из таблицы 8 видно, что для клиентов ОАО «Хлебозавода № 1» важны 8 критериев - требований к предприятию.
Критерии расположены в порядке убывания их важности.
Наиболее важными критериями являются для клиентов ОАО «Хлебозавода № 1» - ассортимент, уровень цен, уровень обслуживания.
Наименее важными являются уровень гигиены, квалификация персонала.
Анализируя среднюю арифметическую оценку степени удовлетворенности по каждому критерию, мы видим, что клиенты не удовлетворены наиболее важным для них критерием - «Ассортимент» (оценка 3,5), а также «Уровень цен» (оценка 3,9).
Вполне удовлетворяют критерии клиентов по уровню обслуживания, удобству предоставления услуг, месторасположением ОАО «Хлебозавода № 1» (оценки 4,9; 4,7; 4,7 соответственно).
Исследуем предприятие «Хлебозавод № 3», являющимся основным конкурентом ОАО «Хлебозавода № 1».
Было роздано 200 анкет, получено заполненных 171 - это 86% от общего числа розданных анкет. Опрос посетителей проводился также в течении месяца.
Результаты обработки анкет представлены в таблице 9 (приложение В).
Из таблицы 9 мы видим, что для посетителей предприятие «Хлебозавод № 3» наиболее важными критериями являются ассортимент, уровень цен.
Наименее важными - время работы фирмы, уровень гигиены, квалификация персонала.
Оценивая степень удовлетворенности, мы видим, что покупатели удовлетворены наиболее важным для них критерием «ассортимент» (4,8), а также их вполне удовлетворяет «уровень цен» (4,2). Но их не удовлетворяет один из наиболее важных для них критериев - это «удобство предоставления услуги» (2,5).
Далее исследуем предприятие «Хлебозавод № 4», также являющимся основным конкурентом ОАО «Хлебозавода № 1». Исследование также проводилось методом опроса посетителей фирмы. Опрос проводился в течении месяца. Было роздано 200 анкет. Заполнено 160 анкет, что составило 80%. Результаты обработки анкет представлены в таблице 10 (приложение В).
Из таблицы 10 мы видим, что покупатели наиболее удовлетворены уровнем цен, ассортиментом, временем работы фирмы (4,5; 4,2; 4,6 соответственно), что является для них наиболее важными критериями.
Покупатели меньше всего удовлетворены уровнем обслуживания (2,3), хотя этот критерий является одним из наиболее важных.
Полученные результаты оценки степени удовлетворенности клиентов ОАО «Хлебозавода № 1» и его конкурентов сведем в одну таблицу 11.
Таблица 11 - Оценка
степени удовлетворенности
Название критерия | ОАО «Хлебозавод № 1» | Предприятие «Хлебозавод № 3» | Предприятие «Хлебозавод № 4» | |
Ассортимент | 3,5 | 4,8 | 4,2 | |
Уровень цен | 3,9 | 4,2 | 4,5 | |
Уровень обслуживания | 4,9 | 3,9 | 2,3 | |
Удобство предоставления услуг | 4,7 | 2,5 | 3,8 | |
Месторасположение фирмы | 4,7 | 4,2 | 4,3 | |
Время работы фирмы | 4,5 | 3,2 | 4,6 | |
Уровень гигиены | 4,1 | 4,2 | 3,0 | |
Квалификации персонала | 4,3 | 3,0 | 3,3 | |
ОАО «Хлебозавода № 1» занимает наиболее выгодное положение в отличие от своих конкурентов по таким параметрам как:
- уровень обслуживания;
- месторасположение фирмы;
- квалификация персонала.
Но уступает по наиболее важным для покупателей критериям:
- ассортимент;
- уровень цен.
Полученные результаты
показывают, что резерв повышения
конкурентоспособности ОАО «
Задачи анализа
конкурентоспособности ОАО «
- оценка и
прогнозирование
- изучение факторов, воздействующих на ее уровень;
-разработка
мер по обеспечению
2.4
Показатели
Анализ существующих методик оценки конкурентоспособности предприятия позволил выделить базовые критерии и группы показателей, характерных для многих предприятий оптовой торговли.
Показатель выпуска
продукции в натуральном
Показатель товарной
продукции в сравнении с
Показатель стоимости основных производственных фондов в 2007 году возрос на 1,75% и по абсолютной величине составил 21 049 тыс. рублей. Одной из причин повышения этого показателя является пуск новой линии по производству батонов и мелкоштучных изделий.
Стоимость товарной продукции возросла на 5,9% или на 4419 тыс. рублей, а себестоимость реализованной продукции возросла на 15% или на 14244 тыс. рублей. Это является следствием инфляционных процессов.
Качественная
сторона хозяйственной
Затр = | Стов. пр. | |
Тов. пр. | ||
Затр2006 = | 74209 | = 0,94 | |
78501 | |||
Затр2007 = | 78628 | = 0,90 | |
87064 | |||
Производительность труда в натуральном выражении:
ПТ = Qтп / Чппп (3)
где QТП - объем товарной продукции.
ЧППП - численность промышленно-производственного персонала.
ПТ2006 = 8730 / 267 = 32 т/чел.
ПТ2007 = 8440 / 276 = 30 т/чел.
Производительность труда в стоимостном выражении:
ПТ = | SТП | ||
ЧППП | |||
Где SТП-стоимость товарной продукции:
ПТ2006 = 78501 / 267 = 294 тыс.руб/чел.
ПТ2007 = 87064 / 277 = 315 тыс.руб/чел.
Этот показатель в целом возрос за отчетный период с 3,04% до 7,9%. Если в 2006 году на каждый израсходованный рубль хлебозавод получал 0,030 руб. прибыли, то в 2007 году 0,079 руб. В расчете на весь объем затрат (себестоимость товарной продукции), в 2007 году достигшей 78 628 тыс. рублей, абсолютный прирост прибыли составил (0,079-0,030) х 78628 = 3 852,7 тыс. рублей.
Rпр = | Пр | *100% | |
Среал. пр. | |||
Rпр н.г. = | 2892 | *100% | = 3,04 % | |
94874 | ||||
Rпр к.г. = | 8645 | *100% | = 7,9 % | |
109118 | ||||
Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия.
Т.к. в 2006 году ОАО «Хлебозавод № 1» не получил прибыли (697 тыс. рублей), то рентабельность производства за этот год не рассчитывается.
Rобщ = | Потч.пер. | *100% | |
(Фср+Оср) | |||
Rобщ = | 3031 | *100% | = 9,25 % | |
(21049+11702) | ||||
Таблица 12 - Показатели
конкурентоспособности