Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:36, реферат

Описание работы

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определе¬ны. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточен¬ным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством прави¬тельств и картелей.
Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в со¬стоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни од¬на компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурент¬ной борьбы.

Работа содержит 1 файл

Rabota.doc

— 865.50 Кб (Скачать)

Несмотря на редкость существования рынка единственного работодателя, часто бывает, что фирма закупает весьма значительную часть всего доступного рыночного предложения определенного ресурса.

Власть монопсонии — способность единственного  покупателя оказывать влияние на цены ресурсов, которые он закупает: Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, возрастает. Так как такие фирмы скупают значительную часть всего рыночного предложения соответствующего ресурса, фирма-монопсонист не может приобрести все необходимые ей ресурсы по одинаковой цене. Предложение факторов производства фирме-монопсонисту характеризуется восходящей кривой.

Можно выделить следующие типы монополий:

•    естественная монополия — монополия в этом случае обусловлена тем, что на длительных временных промежутках средние издержки в отрасли будут минимальными, если в ней действует одна, а не несколько конкурирующих фирм;

•    случайная  монополия — возникает в результате временного превышения спроса над предложением данного продукта. Носит временный характер;

•    искусственная  монополия — возникает в результате ограничений на выпуск данного вида продукции со стороны государства.

Монополист в  состоянии увеличить прибыль  при помощи так называемой «ценовой дискриминации» — продажи одного и того же товара разным потребителям по разной цене. Продавцу в данном случае важно знать, эластичен или ист спрос покупателя на данный товар.

Если спрос  потребителя неэластичен, монополист может поднять цену товара — спрос  уменьшится на небольшую величину. Соответственно, в случае эластичного спроса на товар цену следует уменьшить. Монополист для определения групп потребителей с эластичным и неэластичным спросом прибегает к сегментированию рынка.

Существует опасность, что потребители, получившие товар по сниженной цене, станут перепродавать его по цене несколько большей, но не такой высокой, как для других потребителей. Поэтому монополист вынужден ограничивать реализацию товара в одни руки. Например, обычным покупателям определенный товар продают по цене в 1 тыс. рублей, а пенсионерам — по 800 рублей. Предприимчивые престарелые граждане вполне могут, выходя из магазина, перепродавать товар по 900 рублей. Обычно таких проблем не возникает на рынке услуг, которые нельзя перепродать. Трудно, к примеру, перепродать стрижку, если парикмахерская обслуживает вас со скидкой (если, конечно, не постричь парик).

Выделяют 3 вида ценовой дискриминации:

•    каждая единица товара реализуется по цене спроса на нее, а так как цена спроса различна у разных покупателей, то и возникает дискриминационный эффект;

•    цена продукции одинакова для всех потребителей, но отличается в зависимости  от количества приобретаемых товаров;

•    разным покупателям продукция реализуется  по разным

ценам.

Ценовая дискриминация может возникнуть только в случае, если продавец в состоянии сегментировать рынок, т. е. тем или иным путем установить насколько эластичен спрос различных покупателей. Необходимо, например, выяснить уровень дохода покупателя, а также каким количеством времени он обладает для совершения сделки купли-продажи (чем меньше это время, тем менее эластичен спрос), насколько важен этот товар для него.

При помощи ценовой  дискриминации монополист присваивает значительную часть потребительского излишка покупателя.

Ценовая дискриминация  может быть выгодна и продавцам, и покупателям. Продавцы увеличивают  таким образом свои доходы, а многие потребители, не имевшие бы возможности  приобретать продукцию по очень  высокой цене, также становятся покупателями.

Продавец может  реализовывать одну и ту же жидкость, например, разлив ее в разные емкости с этикетками, допустим, «Шанель № 5» и «Тройной одеколон», разумеется, по разным ценам. В данном случае ценовая дискриминация будет основана на выдуманных, несуществующих отличиях товаров, которыми оперируют потребители при покупке.

Виртуозно владеют  практикой ценовой дискриминации  продавщицы в обычных уличных  ларьках. Они почти безошибочно  сегментируют рынок, основываясь на таком рыночном сигнале, как внешний  вид покупателя. В соответствии с одежкой молниеносно принимается решение о том, кому продавать товар дороже, а кому —дешевле, кому давать сдачу полностью, а кому нет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Монополистическая конкуренция 

     Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба этих термина. На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка- всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

     Дифференциация  продукта. Почему же при столь либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция все же не является совершенной? Причина кроется в той самой заметной черте рынка монополистической конкуренции, с которой мы и начали его описание, - в разнообразии, дифференциации продукта. Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного продукта) и обладает известной властью на рынке. Причем с непривычки режущее слух словосочетание «мини-монополист» является не просто метафорой, а точным отражением сути ситуации.

     Сегментация рынка. Каждая фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (их называют сегментами рынка). И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.

     Факторы дифференциации продуктов. Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Качество не является одномерной характеристикой, т. е. не сводится к оценке, плохой товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так, паста должна: а) очищать зубы; б) дезинфицировать полость рта; в) укреплять эмаль зубов; г) укреплять десны; д) быть приятной на вкус и т.д.

И все эти  свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш и некотором свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом.

В нашем примере  введение в состав пасты эффективных  моющих дезинфицирующих веществ раздражает десны; лучшие в медицинском отношении пасты редко приятны на вкус. Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся по-своему уникальны: одна паста лучше укрепляет десны, другая - вкуснее, третья...

Основой для  дифференциации могут служить также  дополнительные потребительские свойства, т. е. те особенности товара, которые  влияют на легкость или удобство его  использования (например, разные размеры  расфасовки, отличие упаковок и пр.).

При этом практика показывает, что на зрелом, насыщенном рынке именно дополнительные свойства определяют судьбу товаров. Это, в частности, можно легко проследить, наблюдая за зигзагами развития рынка в пореформенной России. Скажем, в условиях товарного голода 1991-1992 гг. сливочное масло, если оно появлялось в продаже, обычно бывало нерасфасованным. С насыщением рынка к 1997 г. типичными стали яркие упаковки из фольги по 200, 250 и 500 г, изредка встречалась твердая (в пластмассовых коробочках) и сувенирная упаковка (бочонки вологодского масла). Производители стремились улучшить шансы реализации своей продукции за счет создания дополнительных удобств для покупателей: кому-то нужна маленькая пачка, кому-то удобнее большая, а кто-то и вовсе хочет увезти из России сувенир. Ажиотажный спрос после девальвации 1998 г. резко уменьшил насыщенность рынка и вернул на прилавки полузабытое нерасфасованное масло. Но в 1999-2003 гг. нормализация рынка вновь заставила «ухаживать» за покупателем, и яркие упаковки появились вновь.

Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится монополистом для своей округи.

Наконец, основой  дифференциации продуктов могут  служить даже мнимые качественные различия между ними. Давно, в частности, известно, что значительный процент курильщиков  на тестовых испытаниях оказываются неспособными отличить «свою» марку от других, хотя в обычай жизни преданно покупают только ее.

Значение теории монополистической конкуренции  далеко выходи! за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает некоторое сходство с рынком монополистической конкуренции. Это и неудивительно: полностью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы - монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал. 
 
 

Дифференциация российских товаров 

      Огромные трудности российских предприятий в адаптации к условиям рыночной экономики являются общепризнанным фактом. Однако в ряде случаев источник проблем кроется в самих предприятиях, причем заметную роль здесь играет низкая дифференциация их продукции. В производственном (реальном) секторе экономики - это вообще преобладающая ситуация.

Дело в том, что в советскую эпоху предприятия  выпускали все по единым стандартам и технологиям. Причем ассортимент был крайне узок: в стране производилось около десятка разновидностей автомобилей, примерно столько же вариантов телевизоров, колбас, сыра и т. п. В силу этого в рыночной экономике отечественные предприятия оказались обречены на жесткое конкурентное противостояние - уж больно похожи друг на друга их изделия.

Примем во внимание, что одновременно российским заводам  приходится конкурировать с превосходящими по силам иностранными производителями (во многих отраслях ведущие мировые производители в десятки раз крупнее российских, имеют неизмеримо лучшую финансовую базу, используют современное оборудование и т. п.). И все эти преимущества с особой силой сказались на сфере стандартных, недифференцированных товаров - наиболее ходовых видов одежды и обуви, бытовой техники, промышленного оборудования, появившихся на нашем рынке после либерализации внешней торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономическая роль монополистической  конкуренции 

     Некоторые экономисты утверждают, что монополистическая конкуренция выражается в слишком большом количестве заправочных станций, супермаркетов, ресторанов и т. д., функционирующих вполсилы и запрашивающих неэффективно высокие цены. Но несмотря на высокие цены, каждый получает лишь минимальную прибыль, необходимую для продолжения бизнеса.

Возникает вопрос: является ли монополистическая конкуренция  социально нежелательным явлением? Есть две причины, которые компенсирует указанные издержки монополистической конкуренции.

     Во-первых, на большинстве рынков монополистической конкуренции Монопольная власть невелика. Высокоэластичный характер спроса говорит о том, что цена и объем производства не слишком отличаются от тех, которые бы существовали при совершенной конкуренции.

     Во-вторых, нельзя игнорировать ценность разнообразия продуктов свойственного монополистической конкуренции. Ведь чем больше разнообразие товаров, тем больше вероятность того, что будут полностью удовлетворены вкусы покупателей. Да, если бы сортов мороженого или шоколада было бы меньше, цены были бы ниже, но некоторые люди не смогли бы купить свое любимое мороженое или шоколад. В развитом обществе потребители согласны платить больше за разнообразие. Как показывает действительность, польза от разнообразия товара легко перевешивает издержки от нерентабельности и неэффективности. По мере развития экономики и роста богатства людей увеличение разнообразия становится более эффективным, так как увеличивается спрос на все блага. В очень бедной стране для удовлетворения спроса на многих рынках может быть вполне достаточно продукции только одного типа или одной фирмы. Дифференциацию и совершенствование товара считают благом общества, а также большим преимуществом перед рынком свободной конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Олигополия 

     Олигополия — это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара занимается не очень много продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невоз- ' можно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.

Обычно на олигополистических рынках действует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию конкурирующих фирм. Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией своих конкурентов. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

Информация о работе Конкуренция