Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:36, реферат
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определе¬ны. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточен¬ным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством прави¬тельств и картелей.
Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в со¬стоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни од¬на компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурент¬ной борьбы.
2) падение цены (краткосрочный период);
3) появление экономических убытков у фирм (краткосрочный период);
4) опок фирм и ресурсов из отрасли;
5) сокращение долгосрочного рыночного предложения;
6) рост цены;
7) восстановление безубыточности (долгосрочный период);
8) прекращение оттока фирм и ресурсов из отрасли.
Таким образом,
совершенная конкуренция
Устанавливающееся в отрасли равновесие в долгосрочном периоде удовлетворяет трем условиям:
1) выполняются
условия краткосрочного
2) каждая из
фирм удовлетворена объемами
используемых производственных
мощностей (краткосрочные
3) фирма получает
нулевую экономическую прибыль, т. е.
сверхприбыль не образуется, а потому
не существует фирм, желающих войти в отрасль
или покинуть ее (Р = ATCmin)
Все эти три условия долгосрочного равновесия можно представить в следующем обобщенном виде:
P = MR =
MC = ATCmin = LATCmin
В
чем заключаются
достоинства совершенной
конкуренции?
Приступая к характеристике позитивных и негативных черт рынка совершенной конкуренции, воспроизведем еще раз условие долговременного равновесия в конкурентной отрасли и проанализируем его экономический смысл:
P =
MR = MC = ATCmin =
LATCmin
1. В первую
очередь обращает на себя
2. Не менее важно и то, что и фирма, и отрасль работают без излишков и дефицитов. В самом деле, кривая спроса при совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (D = MR), а кривая предложения с кривой предельных издержек (S = МС). Поэтому условие долгосрочного равновесия в конкурентной отрасли фактически равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как MR = МС, то S = D). Следовательно, можно говорить о том, что совершенная конкуренции ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.
3. Наконец,
принципиальное значение имеет
и безубыточность фирм в
Совокупность
перечисленных достоинств, бесспорно,
делает совершенную конкуренцию одним
из самых эффективных типов рынка. Собственно
говоря, когда экономисты рассуждают о
саморегуляции рынка, автоматически приводящей
экономику в состояние оптимума - а такая
традиция восходит к Адаму Смиту, речь
может идти о совершенной конкуренции
и только о ней. Ни при каком из типов несовершенной
конкуренции долгосрочное равновесие
не обладает перечисленным набором свойств:
минимальным уровнем издержек, оптимальным
распределением ресурсов, отсутствием
дефицитов и избытков, отсутствием сверхприбылей
и убытков.
Недостатки
совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция обладает также рядом недостатков.
1) Малые предприятия,
типичные для этого типа рынка,
2) Рынок совершенной
конкуренции не стимулирует
Таким образом,
при всех своих достоинствах рынок
совершенной конкуренции не должен
быть объектом идеализации. Малые размеры
действующих на рынке совершенной конкуренции
компаний затрудняют их Деятельность
в современном, насыщенном крупномасштабной
техникой и пронизанном инновационными
процессами мире.
РЫНОК
НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
В
чем заключаются
предпосылки несовершенной
конкуренции
Предпосылками
несовершенной конкуренции
1) значительная доля рынка у отдельных производителей;
2) наличие барьеров проникновения в отрасль;
3) неоднородность продуктов;
4) несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
Каждый из этих
факторов в отдельности и все
они вместе способствуют отклонению
рыночного равновесия от точки равенства
спроса и предложения. Так, единственный
производитель определенной продукции
(монополист) или группа сговорившихся
между собой крупных фирм (картель) в состоянии
поддерживать завышенные цены, не рискуя
потерять клиентов тем просто больше негде
взять этот продукт.
Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы.
Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует.
Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.
На самом деле, при совершенной конкуренции цена остается одинаковой, сколько бы продукции не выпустила фирма, потому что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем уровне или вовсе прекратит выпечку хлеба мини-пекарня, общая ситуация на продовольственном рынке России никак не изменится и цена хлеба сохранит свою величину.
Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен I прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. Если, скажем, I АвтоВАЗ вдвое сократит предложение «Жигулей», то возникнет дефицит | легковых автомобилей и цены подскочат. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конкуренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между
объемом выпуска
и уровнем цен наблюдается всегда, если
это действительно рынок несовершенной
конкуренции.
Малоприятный
набор последствий
При совершенной конкуренции фирма не может завысить цену, иначе покупать товары будут не у нее, а у конкурентов. В силу этого нет и стимулов к искусственному снижению объема производства. Напротив, чем больше выпуск продукции, тем больше выручка фирмы. При несовершенной конкуренции компания значима в масштабах рынка. Стоит ей снизить объемы производства, и цены на ее товары повысятся. Тем самым создаются стимулы к занижению объема выпуска.
Маневрируя объемом выпуска в условиях несовершенной конкуренции, можно добиться получения экономических прибылей, причем во многих случаях весьма значительных. Недаром в марксистской литературе даже принят термин монополистические сверхприбыли. И здесь вновь проявляется коренное различие рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
Даже возникнув по каким-то причинам, экономическая прибыль в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде исчезает. В отрасль, где она появилась, неизбежно хлынут дополнительные капиталы, предложение превысит спрос, цены упадут, а прибыль исчезнет. Иное дело несовершенная конкуренция. На пути проникновения новых фирм здесь стоят барьеры. Поэтому экономическая прибыль имеет тенденцию к закреплению в долгосрочном периоде.
Несовершенная
конкуренция – это рыночная ситуация,
когда не выполняется хотя бы одно
условие совершенной
В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли.
Существуют
следующие основные модели несовершенной
конкуренции: монополия, монопсония, монополистическая
конкуренция, олигополия.
Чистая
монополия
Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией. На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя объем производимого товара. Следовательно, кривая спроса для продукта монополиста действительно является рыночной кривой спроса. На решения монополии воздействуют спрос на ее продукт, эластичность этого спроса по цене, предельный доход и предельные издержки производства товара.
Совершенная конкуренция характеризуется неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, который продает каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой доли рыночного предложения, чтобы воздействовать на цену. Монополия же характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы. Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль.
Монополист максимизирует возможную прибыль, повышая цену и уменьшая количество товаров на рынке.
Модель монополии основана на ряде допущений:
• продукция монополии не имеет совершенных товаров-заменителей;
• отсутствует свободный вход на рынок;
• совершенная информированность монополиста о состоянии рынка.
Степень, до которой отдельный продавец можетиспользо-вать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в обших продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистой монополией. Необходимой предпосылкой для монопольной власти является то, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как в случае конкурентной фирмы.
Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного продуктов, у которых нет заменителей.
Редко когда на национальном или мировом рынке есть только один продавец. Чистая монополия чаще характерна для локальных рынков, чем для общенациональных.
Чистый монопсонист — это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта достаточно мало или нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монопсо-ниста имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения приобретаемого количества.