Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:36, реферат
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определе¬ны. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточен¬ным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством прави¬тельств и картелей.
Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в со¬стоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни од¬на компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурент¬ной борьбы.
Введение
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Но
конкуренция далека от идиллии. Во все
времена глубинные корни
По
Смиту, сущность конкурентного поведения
производителей составляло «честное»
— без сговора — соперничество производителей
посредством, как правило, ценового давления
на конкурентов. Не соперничество в установлении
цены, а отсутствие возможности влиять
на цену является ключевым моментом в
современной трактовке понятия конкуренции.
Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней
мере с точки зрения экономического роста
конкуренция представляет собой соперничество
старого с новым: новые товары, новые технологии,
новые источники обеспечения потребностей,
новые типы организации.
Конкуренция
и её виды
Конкуренция представляет собой форму взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. По методам различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкуренток. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен может происходить либо за счет снижения издержек производства. либо за счет уменьшения прибыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибыли на длительное время с целью вытеснения конкурентов с рынка. В дальнейшем они могут значительно повысить цену и компенсировать понесенные убытки. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения качества продукции и изменения ассортимента товаров.
В истории известны случаи, когда соперничество между компаниями в ходе ценовой конкуренции приводило сначала к образованию нулевой, а затем и отрицательной цены (т. с. конкуренты доплачивали покупателям за то, что те брали у них товар). .
Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину.
Неценовая конкуренция предполагает использование технологических преимуществ, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, что приводит в итоге к предложению на рынке товаров более высокого качества. В условиях неценовой конкуренции производитель обычно учитывает такие факторы, как экологичность товара (например, использование товара не приводит к загрязнению окружающей среды), безопасность для потребления (товар не взрывается при
попытке включить его), эстетические свойства (элегантный лейбл на джинсах). В качестве инструментов неценовой конкуренции могут использоваться торговые марки и знаки. В современных условиях неценовая конкуренция имеет гораздо большее значение, чем ценовая.
Особым случаем конкуренции является недобросовестная конкуренция, представляющая собой, например, продажу товаров по ценам ниже издержек, ложную рекламу, промышленный шпионаж, сепаратные (от лат. separatio — отделение) договоры между некоторыми конкурентами и т. д.
Кроме ценовой и неценовой конкуренции, выделяют межотраслевую, внутриотраслевую, функциональную, совершенную и несовершенную конкуренцию.
Внутриотраслевая
конкуренция — это
Межотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль. В случае, если в одной из отраслей увеличивается размер прибыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльных отраслей.
Функциональная
конкуренция — это конкуренция между
производителями определенного товара.
Рынок
совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция предполагает выполнение следующих условий:
1. Однородность продукции. Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т. е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами).
В этих условиях
ни один покупатель не пожелает платить
гипотетической фирме цену большую, чем
он заплатит ее конкурентам. Ведь товары
одинаковы, покупателям безразлично, у
какой фирмы их приобретать, и они, разумеется,
останавливают свой выбор на самых дешевых.
То есть условие однородности продукции
фактически означает, что разница в ценах
есть единственная причина, по которой
покупатель может предпочесть одного
продавца другому.
2. Малые размеры. Далее, при совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.
При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений. Так, если один из бесчисленных пивных ларьков в Москве закроется, столичный рынок пива не станет ни на йоту более дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишки любимого народом напитка, если дополнительно к существующим появится еще одна «точка».
Невозможность диктовать цену рынку. Вышеперечисленные ограничения (однородность продукции, многочисленность и малый размер предприятий) фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.
Смешно полагать, скажем, что один продавец картофеля на «колхозном» рынке сможет навязать покупателям более высокую цену на свой товар, если соблюдаются прочие условия совершенной конкуренции. А именно, если продавцов много и картошка у них совершенно одинаковая. Поэтому часто говорят, что при совершенной конкуренции каждая отдельная фирма-продавец получает цену или является ценополучателем (price-taker).
Оказывать же влияние на общую ситуацию рыночные субъекты в условиях совершенной конкуренции могут только тогда, когда действуют в согласии. То есть тогда, когда какие-то внешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения. В 1998 г. россияне испытали это на себе, когда в первые дни после девальвации рубля все продовольственные магазины, не сговариваясь, но одинаково понимая ситуацию, дружно стали завышать цены на товары «кризисного» ассортимента - сахар, соль, муку и т. п. Хотя повышение цен было экономически необоснованным и товары подорожали много сильнее, чем обесценился рубль, продавцам удалось навязать свою волю рынку именно в результате единства занятой ими позиции.
И это не частный случай. Отличие в последствиях изменения предложения (или спроса) одной фирмой и всей отраслью в целом, как мы убедимся позже, играет в функционировании рынка совершенной конкуренции большую роль.
3. Отсутствие барьеров. Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они - мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха).
В наше время схожие процессы идут в криминализированных сферах бизнеса, что - увы! - можно наблюдать на многих рынках крупных городов России. Все продавцы соблюдают известные неофициальные правила (в частности, удерживают цены не ниже некоторого уровня). Любому же чужаку, который вздумает сбивать цены, да и просто торговать «без разрешения», приходится иметь дело с бандитами. И когда, скажем, правительство Москвы посылает на рынок торговать дешевыми фруктами переодетых работников милиции (цель - заставить криминальных «хозяев» рынка проявить себя, а затем арестовать их), то борется оно именно за устранение барьеров входа на рынок.
Напротив, типичное
для совершенной конкуренции
отсутствие барьеров
или свобода входить
на рынок (в отрасль) и покидать
его значит, что ресурсы полностью мобильны
и без проблем перемещаются из одного
вида деятельности в другой. Покупатели
свободно меняют свои предпочтения при
выборе товаров, а продавцы легко переключают
производство на выпуск более прибыльных
продуктов.
Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам.
Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.
4.
Совершенная информация. Последнее
условие существования рынка совершенной
конкуренции состоит в том, что информация
о ценах, технологии и вероятной прибыли
свободно доступна абсолютно для всех.
У фирм есть возможность быстро и рационально
реагировать на изменившиеся условия
рынка посредством перемещения применяемых
ресурсов. Не существует никаких коммерческих
тайн, непредсказуемого развития событий,
неожиданных действий конкурентов. То
есть решения принимаются фирмой в условиях
полной определенности в отношении рыночной
ситуации или, что то же самое, при наличии
совершенной информации о рынке.
Значение
рынка совершенной конкуренции
1.
Абстрактность концепции
2.
Ценность концепции
Во-первых, модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих стандартизированную однородную продукцию, и, следовательно, действующих в условиях, приближенных к совершенной конкуренции.
Во-вторых, она
имеет огромное методологическое значение,
поскольку позволяет - пусть и
ценой больших упрощений
Методологическая
ценность концепции совершенной
конкуренции полностью выявится
в дальнейшем при рассмотрении рынков
монополистической конкуренции, олигополии
и монополии, которые широко распространены
в реальной экономике. Сейчас же целесообразно
остановиться на фактическом значении
теории совершенной конкуренции.
Какие
условия могут
считаться близкими
к совершенно конкурентному
рынку?
Вообще говоря, на этот вопрос можно дать разные ответы. Мы подойдем к нему с позиции фирмы, т. с. выясним, в каких случаях фирма на практике действует так (или почти так), как если бы ее окружал рынок вершенной конкуренции. Разберемся для начала, как должна выглядеть кривая спроса на продукцию фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции. Во-первых, фирма принимает рыночную цену, т. е. по-1 средняя является для нее заданной величиной. Во-вторых, фирма выступает на рынке с очень малой частью общего количества производимого реализуемого отраслью товара. Следовательно, объемы производства никак не повлияют на рыночную обстановку и этот заданный уровень цен не будет меняться с увеличением или уменьшением выпуска продукции.