Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:51, реферат
Настоящий бизнесмен, как правило, всегда старается воздействовать на рынок в собственных интересах. Управлять рынком он не может в силу действия объективных экономических законов, но формировать потребности и спрос он в состоянии, и такую возможность ему предоставляет маркетинг, в арсенале которого имеется совокупность методов, средств и приемов по активному целенаправленному формированию спроса. Это и реклама, и ценовая политика, и целая система стимулирования сбыта.
Введение
1. Конъюнктура и ёмкость рынка
§ 1. Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее
§ 2. Объекты конъюнктурных исследований
§ 3. Прогнозирование рынка
§ 4. Емкость рынка
2. Факторы, влияющие на емкость рынка
3. Методология изучения емкости рынка
4. Модель развития рынка
Заключение
Список используемой литературы
§ 4. Емкость
рынка
Главной задачей рыночного исследования является определение емкости рынка.
Емкость
рынка – это совокупный платежеспособный
спрос покупателей; возможный годовой
объем продаж определенного вида
товара при сложившемся среднем
уровне цен. Емкость рынка зависит
от степени освоения данного рынка,
эластичности спроса, от изменения
экономической конъюнктуры, уровня
цен, качества товара и затрат на рекламу.
Емкость рынка характеризуется
размерами спроса населения и
величиной товарного
Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень.
Потенциальный
уровень определяется личными и
общественными потребностями и
отражает адекватный им объем реализации
товаров. В маркетинге используется
также термин потенциал рынка. Реально
складывающаяся емкость рынка может
и не соответствовать его
2. Факторы,
влияющие на емкость рынка
Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы : общего и специфического характера.
Общими являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара:
-объем
и структуру товарного
– ассортимент и качество выпускаемых изделий;
– размеры импорта по данному товару или группе;
– достигнутый уровень жизни и потребностей населения;
– покупательская способность населения;
– уровень соотношения цен на товары;
– численность населения;
– его социальный и половозрастной состав;
– степень насыщенности рынка;
– состояние сбытовой, торговой и сервисной сети;
– географическое расположения рынка.
В настоящее
время состояние рынка
Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок может иметь характерные только для него факторы. В этом случае специфический фактор по степени влияния может оказаться определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару.
Совокупность
факторов, определяющих развитие спроса
и предложения, находятся в сложной
диалектической взаимосвязи. Изменение
действий одних факторов вызывает изменение
действия других. Особенностью одних
факторов является то, что они вызывают
изменения, как общей емкости, так
и структуры рынка, а других –
то, что они, не изменяя общей емкости
рынка, вызывают его структурные
изменения.10 В процессе исследования
рынка необходимо объяснить механизм
действия системы факторов и измерить
совокупные результаты их влияние на объем
и структуру спроса и предложения.
3. Методология
изучения емкости рынка
Практика маркетинговых исследований показывает, что данные о емкости рынка тех или иных товаров и о доле, занимаемой отдельными производителями, в настоящее время представляют большой интерес для самих производителей. Они необходимы как для расширения позиций компании, которая уже занимает устойчивые позиции на рынке, так и для проникновения на рынок новой компании или торговой марки.
Потребность в такой информации уже сформирована: сегодня появляется много организаций, которые проводят подобного рода маркетинговые исследования. Однако после прочтения отчетов и статей по таким исследованиям, возникают многочисленные вопросы как по методологии проведения, так и по написанию отчетов. Поэтому хотелось бы поднять вопрос о правильности использования тех или иных методик для изучения емкости рынка и наиболее часто встречающихся, на наш взгляд, ошибках. Думаем, что подобного рода дискуссия будет интересна и полезна специалистам, работающим в данной сфере.
Изучение емкости рынка или рыночного спроса подразумевает определение объема продаж на выделенном рынке определенной марки товара или совокупности марок товара за конкретный период времени.11
Исследование данных параметров обычно производится по пяти основным направлениям:
анализ вторичной информации;
производство и реализация продукции;
затраты и поведение потребителей;
расчет емкости на основе норм потребления данного типа товара;
определение емкости на основе «приведения» объемов продаж (когда известная емкость рынка в одном регионе является основой для расчета емкости рынка в другом регионе путем корректировки ее с помощью коэффициентов приведения).
Рассмотрим их поочередно.
Анализ вторичной информации. Включает в себя анализ всей документации, которая может содержать сведения об интересующем нас рынке и может быть полезна в маркетинговой деятельности: статистические данные, данные органов управления, обзоры рынка, специализированные журналы и статьи, данные Internet и т. д. Однако информация, получаемая таким способом, чаще всего оказывается неполной, довольно сложной для использования при практическом применении и зачастую сомнительной степени достоверности. 12
Изучение
рынка с позиций производства
и реализации продукции. Включает исследование
предприятий производителей, оптовой
и розничной торговли. Информация,
полученная из этого источника, позволяет
определить реальные объемы сбыта и
представленность производителей и
торговых марок. Учитывая, что количество
продавцов меньше, чем количество
покупателей, то часто такое исследование
проводится более быстро и стоит
дешевле, чем исследование потребителей.
Проблема состоит в том, насколько
точной окажется предоставленная
Затраты
и поведение потребителей. Исследуются
либо затраты, которые совершили
потребители на интересующую нас
продукцию за определенный период времени,
либо частота покупок и объемы
покупаемой продукции совместно
со средней розничной ценой
Расчет емкости на основе норм потребления данного типа товара. Этот подход используется, как правило, для продовольственных товаров, сырья и расходных материалов. Статистической основой для расчетов служат годовые нормы потребления на одного жителя и общая численность населения. Таким образом, итоговая цифра емкости получается путем перемножения нормы потребления на одного жителя на значение общей численности населения.
Определение емкости рынка на основе «приведения» объемов продаж. Подобную методику расчета используют в основном компании, имеющие значительный опыт на отдельных географических рынках. В расчетах используются данные о реальном объеме реализации продукции в одном регионе и факторы, определяющие продажи. С помощью последних определяются коэффициенты приведения продаж одного региона к другому (коэффициенты приведения численности населения, средней заработной платы, урбанизации, цены, особенности потребления и т. д.).
Таблица 1
Сравнение методик определения емкости рынка
Так как методика анализа вторичной информации в принципе не вызывает особо сложных вопросов, то остановимся более подробно на методике опросов.
Проведение
исследования производителей и продавцов
продукции с целью получения
данных о рынке является достаточно
обычным для маркетинговой
Как показывает опыт, одной из наиболее часто встречающихся ошибок является несоблюдение репрезентативности выборки.
Выявление причинно-следственных связей на исследуемом рынке проводится на основе систематизации и анализа данных. Систематизация данных заключается в построении группированных и аналитических таблиц, динамических рядов анализируемых показателей, графиков, диаграмм и т.п. Это подготовительная стадия анализа информации для ее количественной и качественной оценки.
Обработка и анализ осуществляется с использованием известных методов, а именно группировки, индексного и графических методов, построение и анализа динамических рядов. Причинно-следственные связи и зависимости устанавливаются в результате корреляционно-регрессивного анализа динамических рядов.
В конечном
итоге описание причинно-следственных
связей, вызванных взаимодействием
различных факторов, позволит построить
модель развития на рынке и определить
его емкость.
4. Модель
развития рынка
Модель развития рынка представляет собой условное отображение реальной действительности и схематически выражает внутреннею структуру и причинные связи данного рынка. Она позволяет при помощи системы показателей в упрощенном виде охарактеризовать качественное своеобразие развития всех основных элементов рынка на современном этапе и на заданном отрезке времени в будущем.
Формализованная модель развития рынка представляет систему уравнений, охватывающие его основные показатели. Для каждого рынка система может иметь различное число уравнений и показателей, однако в любом случае она должна включать в себя уравнения спроса и предложения.
При составлении модели развития рынка необходимо:
Во-первых, определение перспектив развития конкретного рынка не может осуществляться изолировано от других социально-экономических прогнозов (демографических, региональных и т.д.), от аналогичных проектировок по взаимодополняемым и взаимозаменяемым товарам.
Во-вторых, учет влияния на развитие товарного рынка большого числа факторов, тенденции развития которых в будущем могут существенно изменяться, определяет необходимость построения нескольких вариантов моделей развития рынка и нахождение оптимального варианта из нескольких.
Третьим существенным моментом, составляющим проблематику построения модели развития рынка, является определение степени агрегации товарных групп. Надо четко представить, на каком уровне следует строить прогноз емкости.
Все эти моменты в значительной степени зависят от периода прогноза. Различают несколько видов прогнозирования: конъюнктурное (3 – 6 месяцев), краткосрочное (1 – 2 года), среднесрочное (3 – 5 лет), долгосрочное (5 – 10 лет), перспективное (более 10 лет).
Очевидно,
чем короче период прогноза, тем
легче предусмотреть и
Основными
источниками информации о будущих
характеристиках рынка
– человеческий опыт и интуиция;
– экстраполяция тенденций, процессов, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно известны;